Насколько обоснованы притязания армян на культурное наследие Нагорного Карабаха?
Нагорный Карабах никогда не принадлежал к центрам армянской культуры.
И.П.Петрушевский
Каждая крупица древнейшей Азербайджанской земли является свидетельницей богатейшей культуры созданной азербайджанским народом на протяжении долгих тысячелетий. Карабахскому краю в политической и социокультурной истории Азербайджана, безусловно, принадлежит особое место. Без материальной и духовной истории этой прекрасной частицы нашей родины, нам - азербайджанцам было бы очень сложно претендовать на статус нации – наследницы одной из древнейших культур на земле. Был прав, известный азербайджанский историк Играр Алиев, когда писал о том, что благодаря Азыхской пещере, которая находится на территории Карабаха, нашу историю мы можем начинать с эпохи седой древности – более чем миллион лет назад: «В Азыхе был обнаружен знаменитый фрагмент челюсти женщины, жившей приблизительно 350-400 тысяч лет тому назад. Тайник с медвежьими черепами, «культ черепа» в Азыхе свидетельствует о появлении у обитателей этой зоны самых ранних, зачаточных представлений о явлениях окружающей среды, на почве которых позднее зарождаются элементы религии».
Опираясь на древнейшие предметы материальной культуры, найденные во время археологических экспедиций, организованных в период советской власти Играр Алиев справедливо относит Карабах к числу очагов зарождения человечества:
«Есть немало оснований полагать, что территория эта вместе со Средиземноморьем и Северной Африкой входила в зону прародины человечества, что здесь происходило становление человека, как биосоциального и социального существа».
Будучи одной из первых ойкумен цивилизации на территории Ближнего Востока, Карабах сохранял своё политическое, экономическое, а также социокультурное значение и при последующих формациях, то есть в рабовладельческую и феодальную эпохи. В период Кавказской Албании Карабах был одним из важнейших центров христианства, которое впоследствии сложных политических процессов было принято автохтонным населением этого региона - албанскими племенами. Кстати, исходя именно из этого аргумента, армянские историки пытаются оправдать свои политические притязания относительно Карабахского края, именуя его в исторической литературе Арцахом. То, что касается этимологии этого выражения, то выдающейся азербайджанский историк - албановед Фарида Мамедова довольно аргументированно доказывает несостоятельность армянских гипотез по этому поводу:
«Попытки этимологизации этого названия на основе армянского языка весьма неубедительны. Напомним, что топонимы Арцах и Ути имеются в Испании на Пиренеях. Впервые слово «Арцах» упоминается в «Авесте» в значении «страна, область ветров»… Карабах тюркское слово, означает «большие сады», «чёрные сады». Карабах – Арцах является неотъемлемой частью – областью всех тех государственных образований, которые существовали на территории исторического Азербайджана с древних времён и поныне».
Нужно отметить, что природные ресурсы Карабаха, которые всегда привлекали завоевателей, оправдывают и объясняют происхождения тюркского названия этой области.
Густые леса, чистый воздух, плодородные сады, лечебные воды Карабаха всегда были предметом описания и восхищения многих историков. Известный азербайджанский историк средневековья Искандер Мунши описывал Карабах следующим образом: «Карабах это – прекрасный край, который отличается своими густыми лесами, зимними и летними пастбищами и чистым воздухом».
Согласно старым преданиям, даже великий завоеватель тюркского мира Амир Тимур (1336-1405), или Тамерлан, как его именуют европейцы, при каждом походе в Азербайджан останавливался именно в Карабахе, чтобы насладиться этим чудом азербайджанской природы. Желающие могут прочесть об этом более подробно из книги русского писателя С. Бородина «Звёзды над Самаркандом».
В средние века Карабахский край выполнял также функцию ведущий городской культуры в лице Барды, которая играла не только роль торгового, но и научного центра. Об этом свидетельствуют средневековые арабские источники, которые восхваляют талантливых учёных-выходцев из Барды, среди которых можно выделить Усмана ал-Бардаи (выдающейся хадисовед), Абу Бакра ал-Бардаи (известный знаток изящной словесности), Садаллаха ал-Бардаи (популярный поэт и языковед) и т.д. Однако после разрушительных походов русов в Х веке Барда подвергается неслыханному грабежу и теряет свой былой статус процветающего города о чём свидетельствуют данные арабского историка Ибн Хаукала: «Барда имеет множество рынков, ханов и бань, находящихся в запущенном состоянии после того, как её настигла беда, которая продолжается со времён русов». Не случайно и то, что великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в своем творчестве уделяет особое место городу Берде, описывая его красоты и благоустроенность. Правда, к тому времени, когда Низами писал об этом городе, Барда уже была лишена прежней славы, однако память о ней оставалось в памяти народа.
Говоря о Барде нельзя не затронуть историческую участь албанской церкви, значительной период деятельности которой связан именно с этим городом. Именно здесь с V века до самого конца – начала VIII столетия находилась резиденция албанской церкви, которая была ликвидирована арабским халифатом в результате интриг армянской церкви. Подтверждением тому являются письма, приведённые в хроники албанского историка Моисея Каланкатуйского «История Албании», которые армянский епископ в своё время направил халифу Абдельмалику, с просьбой о пресечении деятельности Албанской церкви, обвиняя их в тайном заговоре с Византией против халифата. Скоро эта просьба была удовлетворена, и армяне добились ликвидации самостоятельности албанской церкви. Данный факт не опровергают даже армянские источники. Неслучайно, что эти письма не были опущены армянами при переводе Моисея Каланкатуйского.
Вследствие ликвидации самостоятельной албанской церкви армяне начали целенаправленно уничтожать памятники албанской письменности, а в лучшем случае арменизировать их. Кстати в результате активной политической и идеологической деятельности армянкой церкви и армянских феодалов в VII-VIII веках проделывалась активная работа по арменизации всего Нагорно-Карабахского региона, чего не скрывают академик Орбели и С.Т.Еремян.
Необходимо подчеркнуть, что уничтожение христианского наследия древних албан продолжается по сей день. На оккупированной армянами Карабахской земле начиная с 1988 года были изменены до неузнаваемости албанские храмы, что является террором в отношении духовного наследия азербайджанского народа.
В средние века Карабах, был отдан Сефевидским правительством в качестве наследственного владения известной тюркской династии Каджаров, за военные заслуги, которые в свою очередь сделали очень много для развития края.
Карабах в XVIII веке, после образования независимого Карабахского ханства, которое возникло в результате распада единого азербайджанского государства Афшаров, вновь вернул себе статус ведущей городской культуры в лице крепости Шуша, построенной в 1750 году основателем ханства Панахали ханом Джаванширом. С момента возникновения города, он постоянно подвергался нападению неприятеля, однако всегда выходил из кровавого противостояния с поднятой головой. Так, например, город в конце XVIII столетия его два раза осаждал правитель из тюркского рода Каджаров – Ага Мухаммед – шах. Первая осада, завершилась полным провалом для его войска. Вторая попытка, хотя и ознаменовалась для шаха успехом, но в итоге стоили ему жизни. Шах был зарезан своими же телохранителями, и армия была вынуждена покинуть город, не сумев насладиться плодами победы.
Позже Шуша вместе с Карабахом входит в состав России, в результате подписанного между Карабахским правителем Ибрагим ханом и уполномоченным представителем российского императора в 1805 году Кюрекчайского соглашения. По условиям договора Карабахский хан навеки становился подданным Российской империи и получал чин генерал-майора царской армии. Россия же в свою очередь обязывалась защищать права хана и его наследников, а также оборонять Карабах от иноземного вторжения, под протекторатом офицера русской армии армянского происхождения подполковника Лисаневича. Однако, вскоре русскими было совершено вероломное предательство в отношении хана и его семьи - они были расстреляны при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Весьма вероятно, что русские опасались авторитетного хана, находящегося в близком родстве с Иранским правителем тюркского происхождения – Фатали шахом, до последнего не оставлявшего попыток изгнать из Карабаха чужеземцев и вернуть своему роду его наследственные земли. Позже эти попытки шаха спровоцировали две ирано-русские войны, однако желаемого результата Фатали так и не достиг. Карабах остался в составе России. В итоге этих войн, Туркменчайским договором, в Карабах были массово переселены армяне из Ирана и Турции, которые до сих пор разжигают сепаратизм внутри Азербайджана и на Кавказе в целом.
Шуша по своей территории и населению всегда был маленким городом, но чтобы понять бурную культурную жизнь, которая протекала здесь в XIX веке достаточно вспомнить статистику эпохи царской России, которую приводит известный музыковед Фирудин Шушинский: «В XIX веке в этом маленьком городе проживало 95 поэтов, 22 музыканта, 38 профессиональных исполнителей, 16 художников, 5 астрономов, 18 скульпторов, 16 врачей».
Эти цифры всего лишь статистическая сторона, чтобы понять вклад Шуши в развитие азербайджанской и кавказской культуры достаточно перечислить заслуги деятелей искусства и литературы, которые являются выходцами из Шуши. К примеру, с именем выдающегося учёного-просветителя Мир Мохсун Навваба (1833-1918) связано открытие первой в Азербайджане светской школы и одной из первых типографий в истории страны, где на азербайджанском языке печатались учебники и научные труды, среди которых были и книги, вышедшие из под пера самого Навваба. Он также впервые смастерил и установил 2 телескопа, посредством которых наблюдал за планетами, звёздами и сконструировал модели некоторых из них. С его именем также связано открытие одной из самых популярных читальней на Южном Кавказе, которая приступила к работе в 1903 году. Эта читальня относилась к числу тех редких библиотек, которая выписывала зарубежные журналы и газеты.
С именем научной и культурной элиты Карабаха связано также зарождение профессиональной азербайджанской музыки. В лице Узеира Гаджибекова (1885-1948) – основателя профессиональной азербайджанской музыки, а также основоположника европейских музыкальных традиций на всём мусульманском Востоке, Азербайджан обрёл первую оперу и музыкальную комедию в своей истории. Усилиями Гаджибекова приступила к деятельности Бакинская консерватория, и был сформирован первый профессиональный оркестр европейского типа. Он также является автором нынешнего гимна Азербайджанской республики и ряда популярных песен, которые по сей день продолжают покорять сердца. Другой выходец из Шуши Муртуза Мамедов, которого за превосходный голос земляки нарекли именем «Бюль-бюль» («соловей») вошел в историю азербайджанской музыки как основоположник школы профессионального исполнительного искусства. Шуша, которую справедливо называют консерваторией Кавказа, подарила сокровищнице мировой музыки таких гениев как дирижёр Ниязи, исполнители Шевкет Алекберова, Сеид Шушинский, Хан Шушинский, исполнитель реформатор известного восточного музыкального инструмента тара Садыгджан и многих других.
Карабах сыграл важнейшую роль и в становления профессионального театрального искусства Азербайджана. Как писал Ф.Шушинский первая театральная постановка на Кавказе, была осуществлена в 1848 году в Тифлисе, а вторая в том же 1848 году в Шуше. Ещё один интересный факт. Бессмертная трагедия великого Шекспира «Отелло» впервые была поставлена на азербайджанском языке именно в Шуше 1 сентября 1904 года.
Наряду с музыкальной и театральной историей, заслуги деятелей Карабаха на своих страницах навсегда запечатлели и другие интеллектуальные сферы. Ведь, такие известные писатели и поэты как Гасым бек Закир, Наджаф бек Везиров, Абдуррагим бек Аквердов, Юсиф Везир Чеменземинли (он также был послом Азербайджанской Демократической Республики в Турции в 1919-20 годах) являются сынами карабахской земли. Основатель профессиональной школы художников-ковроведов Лятиф Керимов также является выходцем из Шушы.
Своей культурой и просвещённостью карабахци поражали не только своих соотечественников, но даже самых продвинутых европейцев. Например, известный французский писатель Александр Дюма (отец) в книге «Путешествие по Кавказу» пишет о том, как приятно он был удивлён просвещённостью дочери Карабахского хана, известной азербайджанской поэтессы-мецената – Хуршудбану Натаван (1832-1897), которая обыграла европейца в шахматах. После игры эти шахматы были подарены писателю Дюма, как память об этой незабываемой встрече.
Список талантов, подаренных Карабахом мировой сокровищнице, можно продолжать ещё долго, но ныне, к большому сожалению, о Карабахской культуре приходится говорить в прошедшем времени. Карабах, который оккупирован и сожжён дотла армянскими агрессорами, сегодня нуждается не в восхвалении его славного прошлого, а совсем в другом – в возвращении к своим истинным хозяевам – азербайджанцам. Очень жаль, что сегодня, мир не уделяет должного внимания решению этой проблемы, показывая тем самым своё безразличие к материальному и духовному наследию Кавказа. Потому, что отнять у азербайджанцев Карабах равносильно тому, что лишить французов Парижа, итальянцев Флоренции, а турков Стамбула. Ведь потеряв музу ни один из перечисленных народов не смог бы внести в культурную сокровищницу человечества, те шедевры, которыми восхищаются все, вне независимости от национальной и религиозной принадлежности. К сожалению, сегодня Азербайджан лишен именно этой бесценной музы.
Абдул Алиев