Цена независимости | 1news.az | Новости
Точка зрения

Цена независимости

15:40 - 17 / 10 / 2011
Цена независимости

Если отвлечься от эмоций и обратиться к фактам, то мы увидим, что в бывшем СССР вопросы суверенитета и государственной независимости в значительной степени инициировались не «снизу», а «сверху».

Как ни парадоксально звучит, но катализатором распада Советского Союза стали не центробежные тенденции в союзных республиках (хотя и они, конечно, были), а бездарная политика Кремля, с одной стороны, и противостояние М.Горбачев-Б.Ельцин – с другой. Исключение, пожалуй, составляли республики Прибалтики, первыми почуявшие ветер перемен и первыми в бывшем СССР принявшие исторические решения о восстановлении собственного суверенитета. Так, 11 марта 1990 года свою независимость провозгласила Литва. Вслед за ней 4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР представил Декларацию относительно восстановления независимости Республики Латвии. 12 июня 1990 года в России была провозглашена Декларация о государственном суверенитете, а вскоре был избран первый президент России. Все эти процессы ускорили процесс распада СССР, по сути, сделав его неизбежным.

В Азербайджане в это время происходили весьма сложные и неоднозначные события. Да, здесь были сильны позиции Народного фронта, да, его лидеры поднимали народ на многотысячные и даже многомиллионные митинги. Однако для руководителей национал-демократического движения Азербайджана в то время главной задачей было сформировать протестный потенциал нации, направив его на борьбу против несправедливой политики Москвы в вопросе Нагорного Карабаха. Вопрос о государственной независимости ими прямо не поднимался. Кроме того, после трагических январских событий, всю вину за которые власть предержащие свалили на НФА, организация подверглась репрессиям. Кто-то ушел в подполье, кто-то был арестован или отошел от политики. Да и в народе отношение к «фронтовикам» к тому времени сформировалось неоднозначное.

Во главе республики стояло промосковское, подвластное воле Кремля правительство Аяза Муталибова, который в 1990-1991 годы обладал достаточно сильными рычагами управления и, если хотите, авторитетом в среде сильной партийно-промышленной и партийно-хозяйственной прослойки. Не случайно во время выборов в парламент в сентябре 1990 года блоку «Демократический Азербайджан» не удалось одержать победу. Из 231 кандидата от этого блока в азербайджанский Верховный Совет, в котором было 360 мест, избрали всего лишь 25 человек. Зато 122 человека представляли собой партийно-государственную номенклатуру, более 40 человек являлись руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, еще более 20 пришли в парламент из правоохранительных органов и т.п. Поразительный факт: на выборах в этот парламент были забаллотированы почти все кандидаты, представлявшие цвет азербайджанской интеллигенции. Так, из 20 членов Академии наук, зарегистрированных кандидатами, был избран лишь один, из почти двух десятков писателей – четверо, двое из них благодаря своей общественно-политической деятельности в рядах НФА (С.Рустамханлы и Ю.Самедоглы).

Пожалуй, на тот момент Азербайджан был одной из немногих республик Советского Союза, где сформировался такой просоветски-прокоммунистический парламент. И совсем неслучайно, что именно этому парламенту принадлежит сомнительная честь, после трехдневных дебатов в начале марта 1991 года, принять решение о проведении 17 марта на территории республики референдума о сохранении Союза ССР. На этой сессии мне особенно запомнилось выступление депутата Гейдара Алиева, который принял на себя всю ненависть наэлектризованного противостоянием зала. Этот мужественный человек, стоя, как одинокая скала, посреди бушующей человеческой пены, откровенно заявил: да, я всю свою сознательную жизнь верой и правдой служил укреплению Советского Союза, но сегодня отчетливо вижу, что республика должна идти по другому пути. Его последние слова - «Я за независимость Азербайджана, против вступления в Союз и против проведения референдума», - потонули в вопле «правых» и «левых». В результате, выступивший вслед за ним президент А.Муталибов предопределил итоги поименного голосования. 254 голоса против 43-х сказали «да».

Референдум благополучно провели, набрали 71 процент голосов, бодро отчитались перед Москвой. Островком свободы и подлинной борьбы за независимость оказалась лишь автономная республика Нахчыван, где под влиянием депутата Али Меджлиса Гейдара Алиева и депутатов от НФА было принято решение не проводить референдум.

Время показало, что гениальный политик и стратег Гейдар Алиев, как всегда, был прав. Уже через несколько месяцев произошли события 20-21 августа, после которых начался парад суверенитетов. Причем, заметьте, и здесь Аяз Муталибов оказался в хвосте событий, часто совершая непростительные для опытного политика ошибки. Сначала торопливо признал ГКЧП, затем также торопливо отрекся от него, а после чего также торопливо и бездарно распустил Коммунистическую партию, оставив себя без всякой опоры в массах.

Что касается провозглашения государственной независимости, то и это историческое для страны событие произошло позже, чем во многих других республиках бывшего СССР. Первым шагом на этом пути стало принятие «Декларации о восстановлении государственной независимости республики». Это случилось 30 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджана. Именно этот день по праву можно считать Днем  обретения национальной независимости, ибо принятый спустя полтора месяца, 18 октября 1991 года, Конституционный акт лишь оформил политические, экономические и правовые основы независимости. Кстати, во многих республиках бывшего СССР именно день принятия декларации о независимости празднуется как государственный праздник. Тем более что декларацию о независимости принимал весь парламент республики, а Конституционный акт подписало всего несколько десятков человек.

Кому-то и в те дни, и сегодня очень хочется называть именно себя истинными борцами за независимость, при этом в СМИ почему-то упорно муссируются и называются имена лишь 43 человек, поставивших свою подпись под Конституционным актом. Кое-кто даже призывает представить их всех к званию национальных героев. Почему же тогда этого звания не удостоить всех 360 депутатов Верховного Совета, которые еще 30 августа 1991 года почти в полном составе проголосовали за Декларацию о восстановлении государственной независимости? Кстати, под декларацией стоит подпись Председателя Президиума Верховного Совета Азербайджана Эльмиры Кафаровой. Считаю, что роль этой мужественной женщины в истории отечественного парламентаризма и вообще в истории обретения азербайджанской независимости оценена недостаточно. В те дни и месяцы Эльмира ханым подвергалась несправедливым нападкам и обвинениям, что во многом спровоцировало ее тяжелую болезнь и ускорило кончину. Между тем, Эльмира Кафарова была истинным патриотом Азербайджана и продемонстрировала это в первый день январской трагедии, когда ее обвинительное заявление звучало по всем каналам местных и зарубежных радиостанций, принеся облегчение миллионам потрясенных горем азербайджанцев.

Однако продолжим. Весь этот парад суверенитетов носил номинальный характер, во всяком случае, для Азербайджана, потому что республика по-прежнему управлялась Москвой и подчинялась режиму Кремля. Потому и референдум о государственной независимости у нас провели лишь 29 декабря 1991 года, то есть три дня спустя после того как в Беловежской Пуще лидеры трех славянских государств провозгласили кончину СССР. Так что, как это ни горько признавать, благодаря прокоммунистическому и промосковскому руководству республики, действовавшему с оглядкой на Кремль, мы все время плелись в хвосте событий и объявили о своем независимости почти позже всех.

Хотите примеры: пожалуйста! 31 марта 1991 года был проведен референдум о восстановлении государственной независимости Грузии, при этом за государственную независимость проголосовало 98,93%.  Уже 9 апреля 1991 года на основании результатов всенародного референдума Верховный Совет республики принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, провозгласивший действительными Акт о независимости 1918 и Конституцию 1921 годов.

27 июля 1991 года была принята Декларация о суверенитете Белоруссии, а независимость от Советского Союза республика провозгласила 25 августа 1991 года.

Эстония провозгласила государственную независимость 20 августа 1991 года, Украина 24 августа. 21 сентября 1991 года народ Армении на всенародном референдуме проголосовал за провозглашение независимости от Советского Союза. Именно в этот день по решению Верховного Совета Армении был проведен референдум о выходе из состава СССР и создании независимого государства Армения. 99% граждан, обладающих правом голоса, ответили на вопрос утвердительно. Через два дня, 23 сентября, Верховный Совет республики провозгласил Армению независимым государством.

Даже республики Средней Азии оказались в этом процессе впереди нас. Так 31 августа 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла Декларацию о государственной независимости. Согласно этому историческому акту Республика Кыргызстан была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.

9 сентября 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикистана было принято Заявление о государственной независимости Республики Таджикистан. Позже всех – 16 декабря – о своей государственной независимости объявил Казахстан.

*    *    *

Приведенные мною факты убедительно доказывают: обретение Азербайджаном в конце ХХ века государственной независимости было частью глобального исторического процесса, в котором наша республика была лишь одним из рядовых участников. Да, много наших граждан, начиная с 1988 года, положили свои головы на алтарь свободы, ибо события вокруг Нагорного Карабаха, а затем кровавая акция в Баку в январе 1990 года спровоцировали центробежные тенденции в СССР, обнажив истинную сущность тоталитарного режима. Подобные события произошли в Вильнюсе, Риге, Оше, Тбилиси. Везде были жертвы, везде лилась кровь. Поэтому кощунственным выглядело утверждение М.Горбачева, что его историческая заслуга состоит в том, что распад СССР обошелся без крови. Крови было много, и она, во многом по его вине, льется до сих пор…

С обретением независимости перед новыми государствами постсоветского пространства встала на порядок более сложная задача. Как говорил В.И.Ленин, главное не завоевать власть, главное ее удержать. Добившись независимости номинально, бывшие советские республики должны были отстаивать свое право стать независимыми де-факто, укреплять и углублять процессы суверенизации во всех сферах внутренней и внешней политики.

Разные страны прожили эти 20 лет по-разному. Кто-то сумел даже войти в Европейский Союз и стать членом НАТО, а кого-то даже на порог Совета Европы не пускают, у кого-то перманентные смены власти, цветные революции и перевороты продолжаются до сих пор. Кто-то полностью или частично зависит от поставок российского газа и нефти, кто-то вообще не смог бы существовать без российского военного и экономического присутствия (как наши соседи армяне). Словом, далеко не все республики бывшего СССР сумели независимость де-юре оформить в формате де-факто. Хотя есть и примеры позитивные, в частности, стабильная социально-политическая и экономическая ситуация в Казахстане, который уверенно набирает силу, превращаясь в государство-лидер Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Закавказском регионе наиболее успешную модель государственной независимости демонстрирует Азербайджан. По оценкам мировых экспертов, за последние годы республика сделала громадный технологический и модернизационный рывок. А ведь стартовые условия у Азербайджана были наименее благоприятными: кровопролитная карабахская война, оккупация земель, миллионный поток беженцев, которые, заметим, остались в пределах республики. Нам было труднее многих подтвердить свое право на независимое существование. К счастью, мы справились, потому что, по утверждению выдающегося казахского поэта Олжаса Сулейменова, «в сложные переходные периоды у кормила власти обязательно должны стоять опытные профессиональные политики». Таким спасителем нации и государства стал Гейдар Алиев, которому ценой неимоверных усилий удалось предотвратить угрозу «афганизации» Азербайджана, создать сильную вертикаль власти и за первые годы независимости выстроить правовые, политические и экономические основы существования государства. В последующие 7 лет его талантливый преемник Ильхам Алиев, опираясь на поддержку и безусловное доверие электората, своей взвешенной, прагматичной политикой доказал мировому сообществу, что суверенный Азербайджан спустя 20 лет имеет полное право именоваться независимым государством. И это – главный оптимистический итог первых двух десятилетий 2-ой Азербайджанской Республики.

Сегодня Азербайджан – маленький островок политико-экономической стабильности в море бушующего финансового кризиса, перманентных революций и террористических атак на мирное население. Мы живем в сложном мире и в непростом окружении. У нас много друзей, но немало и недоброжелателей, которым неймется и в Азербайджане закрутить эдакий небольшой «революционный бардак» с глобальными и трудно предсказуемыми последствиями. Мы не должны им позволять это делать. Не должны поддаваться на провокации. Мы все это уже проходили.

Цена независимости – это цена нашей свободы. Это цена благополучия и безопасности наших семей, наших детей, нашего будущего. Будем же беречь ее все вместе как зеницу ока!

Эльмира Ахундова

писатель, публицист 

Поделиться:
6948

Последние новости

Все новости

1news TV