Ирландский политик: «Теоретически можно разрешить любой конфликт, если обе его стороны могут прийти к согласию»
Интервью 1news.az с ирландским политиком, принимавшим участие в переговорах по урегулированию конфликта в Северной Ирландии, Денисом Хаугейемом.
— Что вы можете порекомендовать для урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
— Мы не можем давать вам каких-то конкретных рекомендаций, но можем поделиться своим опытом, рассказать, что предпринимали для решения конфликта. С моей точки зрения, важным является диалог: все стороны конфликта должны быть представлены, иметь свое право голоса и участвовать в обсуждении интересующих их в конфликте вопросов.
— Имеются ли схожие черты между конфликтами в Северной Ирландии и Нагорном Карабахе?
— Конфликты очень разные, но одна общая черта существует — у Армении, как и у Ирландии, есть большая диаспора по всему миру. Но мы поняли, что ее поддержки для решения вопроса недостаточно.
— В Нагорном Карабахе не осталось ни одного азербайджанца…
— Это — типичная черта для конфликта, больше схожая с израильско-палестинским конфликтом. Поясню: еврей из любой части мира может иммигрировать в Израиль, а палестинцы, которые там родились и выросли, не могут вернуться в свои дома. Если будет найдено решение конфликта, то решатся как другие вопросы, так и вопрос о праве азербайджанцев на возвращение в родные дома.
Я не хочу говорить о том, кто, где будет жить, но подчеркну, что эти вопросы не могут быть решены посредством применения силы, а только лишь путем переговоров.
Теоретически можно разрешить любой конфликт, если обе его стороны могут одновременно прийти к согласию.
В Северной Ирландии в 80-е годы британское правительство поняло, что силовыми методами разрешить конфликт нельзя, в свою очередь, Ирландская республиканская армия (ИРА) осознала, что силой решить конфликт невозможно, поэтому создалась почва для того, чтобы начать переговоры по урегулированию конфликта.
— В Армении считают, что войну они выиграли…
— В 90-е годы Армения, как кажется, как бы выиграла ту войну, но за период, прошедший с того времени, баланс сил изменился — Азербайджан стал намного сильнее и в военном, и в экономическом плане, чем был тогда. Находясь в Ереване, я сказал, что победа в сражении не является окончательным решением конфликта.
Эльшан Рустамов