От одной беды к другой: Армения спустя 23 года после землетрясения | 1news.az | Новости
Точка зрения

От одной беды к другой: Армения спустя 23 года после землетрясения

17:24 - 08 / 12 / 2011
От одной беды к другой: Армения спустя 23 года после землетрясения

Двадцать три года назад, 7 декабря 1988 года в 10 часов 41 минуту по московскому времени, в Армении произошло землетрясение магнитудой 7,2 балла, а  в эпицентре толчки достигали 10 баллов.

В результате землетрясения были полностью разрушены города Спитак, Ленинакан (ныне Гюмри), еще несколько городов и более 300 населенных пунктов Армении.

В общей сложности землетрясение охватило около 40% территории этой страны, а в его результате погибли по крайней мере 25.000 человек, 514 тысяч человек остались без крова.

Вне всякого сомнения - это ужасная трагедия и я выражаю слова соболезнования всем родным и близким жертв землетрясения. 

Не знаю, что страшнее: умереть в результате землетрясения или остаться жить, ежедневно прокручивая в памяти воспоминания о последнем дне счастья, когда были живы самые близкие тебе люди - чьи-то отцы, матери, жены, мужья и что кошмарнее всего - дети.

Наверное, можно сойти с ума, вспоминая плач собственного ребенка, видя перед собой его глаза, не понимающие, как это папа и мама не смогли защитить его от случившегося. Такого не пожелаешь никому, даже врагу.

Именно такими, общечеловеческими  соображениями, простым и понятным всем гуманизмом и состраданием к людям, попавшим в беду, руководствовались те азербайджанцы, которые решили протянуть армянскому народу свою руку помощи.

Тогда, 23 года назад, руководство республиканского ЦК приняло решение направить в Армению  отряд азербайджанских строителей. Они выехали из Баку в 25 вагонах, из них три вагона - питание в рефрижераторе, вагон со спецодеждой и медпунктом, и спальный вагон, остальные вагоны с техникой.

В поезде было около 150 человек – крановщики, бульдозеристы, сварщики из разных строительных организаций. В Армении к тому времени  уже находились министр промышленного строительства Азербайджана Аждар Алиев и замминистра монтажных и специальных работ Шамиль Мусаев. Задачей отряда азербайджанских строителей  было доехать на поезде до Ленинакана, оттуда перегрузиться и выехать на горное плато, где было компактное проживание азербайджанцев. Там – в Амасийском районе было 22 азербайджанских села – Азизбеков, Гюллюбулаг, Овчуоглу. Сейчас они все переименованы на армянский лад…

В Ленинакане был создан союзный штаб, а азербайджанские строители разместились где-то в 18 км от этого города, в неиспользованном железнодорожном тупике. Это место называлось Гарибджанян.

Рабочие раскинули для себя палатки, руководство осталось в вагонах, там и спали те, кто приехал помогать армянскому народу. С поставленной задачей отряд азербайджанских строителей справился отлично, за что многие получили почетные грамоты.

Но разве есть на свете награда, которой можно было бы соизмерить поступок людей, которые день и ночь на страшном холоде боролись за жизни тех, кто оставался под завалами, ликвидируя последствия страшенного природного катаклизма?! Представители азербайджанского народа продемонстрировали тогда свои самые лучшие качества. Иначе и быть не могло – мы так воспитаны.

А вот как воспитаны те, кто пришел к власти в Армении, паразитируя на националистических мотивах,  и по сей день могут видеть жители того же Ленинакана, ныне уже Гюмри, и все те, кто посещает этот город.

Так, в  своей статье под названием «Эмиграция в Армении» аналитик Международного фонда Карнеги Томас де Ваал пишет, что 6000 семей до сих пор продолжают жить во временных жилищах, которые были предоставлены им еще советскими властями. К примеру, многие семьи живут в районе Гюмри, называемом «Фонтаны».

Основная часть из них ранее проживала в аварийных домах, но вот уже 20 лет они живут в домиках. Что из себя представляет жизнь в таком домике в условиях лютой зимы и проблем с электричеством и  газоснабжением, может понять каждый – это просто ежедневная схватка за жизнь. Таков итог правления всех трех президентов независимой Армении: в разной степени богатых, но одинаково далеких от народа.

И что особо трагично для армянского народа, нынешняя власть этой страны, представляющая собой симбиоз криминалитета и олигархии, откровенно демонстрирует свое наплевательское отношение к его бедам. 

К примеру, состояние Сержа Саргсяна, по данным армянских СМИ, оценивается в несколько миллиардов долларов. А в это время на улицах Гюмри гибнут от холода люди. Или вот еще один факт: недавно в газете «Айкакан жаманак» было опубликовано фото служебной машины министра обороны Армении Сейрана Оганяна, стоимость которой составляет 48 млн. драмов, или около 128 тысяч. долларов, а правительство Армении сетует на недостаток средств для решения проблем жителей районов, пострадавших от землетрясения, которое, напомню, произошло 23 года назад!

Но и это еще не все. Газета «Аравот» опубликовала фотографию одного из дворцов Геворка Гукасяна, старшего брата мэра Гюмри Вартана Гукасяна. 

Семья мэра этого армянского города развивает свой бизнес, открывая игровые залы для детей и детские кафе, зарабатывая себе на очередные дворцы, которые выглядят кощунственно на фоне огромного процента оставшихся в Армении, пока еще не уехавших из страны  гюмрийцев, ютящихся  в непригодных для проживания строениях. Таковы нравы нынешней армянской власти.

Зная их, вовсе не удивляешься все растущему числу навсегда покидающих Армению граждан. Не удивляешься и тому, что известный армянский джаз-музыкант Тигран Амасян в отчаянии признал: «В Армении постоянно не могу жить. Каждый раз приезжаю и убеждаюсь, что здесь нельзя жить и творить».

Такова нынешняя армянская действительность. Глядя на нее, начинаешь задумываться, что же является большей трагедией – произошедшее 23 года назад землетрясение, в результате которого без крова осталось полмиллиона жителей Армении, или два десятка лет независимости, в результате которого от своего крова добровольно и навсегда, спасаясь от существующих реалий, спаслось полтора миллиона человек?!

Акпер Гасанов

Поделиться:
5806

Последние новости

Все новости

1news TV