Саргсян в Европе: История одного казуса
Президент Армении Серж Саргсян, находясь под пристальным вниманием общества и политической элиты как кандидат в следующие президенты, предпринял неожиданный маневр.
В день годовщины Спитакского землетрясения он неожиданно появился, нет, не в зоне разрушений, причиненных стихией, что 23 года назад перевернула все вверх дном в Армении, а в сердце западного мира, где большая семья Европейской народной партии проводила свой съезд.
В конгресс-холле французского Марселя, где проходил Форум ЕНП, С.Саргсян присутствовал в качестве особого гостя, да еще и представляющего правящую партию своей страны, которая подала заявку на вступление в ЕНП.
Часть программы форума, посвященная армянской теме, можно сказать, оказалась триумфальной для высокого гостя. Лично поприветствовав С.Саргсяна, председатель ЕНП Вильфрид Мартенс продемонстрировал завидное гостеприимство и радушие, назвав армянского президента большим другом европейской семьи и предводителем мирной демократии.
Там же, на этом волнующем мероприятии, В.Мартенс вручил главе Республиканской партии Армении Сержу Саргсяну значок члена партии ЕНП, отметив при этом: «Господин президент, с сегодняшнего дня вы можете считать себя членом большой семьи ЕНП».
Для политика любого уровня столь теплый прием есть свидетельство признания собственных заслуг и рациональности политического пути, который осуществляется чествуемым на ответственном посту.
В тот же день в литовской столице проходил Саммит министров иностранных дел ОБСЕ, где в числе горячих проблем было урегулирование карабахского конфликта. Сподвижник С.Саргсяна и его министр иностранных дел Эдвард Налбандян не упустил возможности, чтобы обвинить Азербайджан в провале миротворческой инициативы вокруг армяно-азербайджанского территориального спора.
Произошло то, что в Баку уже никаких сенсационных ассоциаций не вызывает, если принять во внимание, что и агрессия, и кровопролитная война, и ее ощутимые издержки выпали на долю Азербайджана, и при этом Ереван выставляет себя в виде пострадавшей стороны. Невзирая на это, зарубежные заступники все время выгораживают Армению как жертву.
Естественно, что голословные обвинения армянского министра вызвали адекватную реакцию официального Баку. По части обоснованных контраргументов азербайджанских политиков досталось и международным посредникам, и институтам, которые никак не используют свои авторитет и возможности для вывода армянских оккупационных сил с исконно азербайджанских территорий. Без этого успех мирного процесса немыслим даже гипотетически.
В Азербайджане ни у кого не осталось сомнений, что международное сообщество или не владеет ситуацией относительно карабахской проблемы, или выгораживает агрессора, или заведомо дистанцируется от проблемы, считая ее незначительным звеном в цепи глобальных проблем. История с участием С.Саргсяна в форуме ЕНП лишь подтвердила эти предположения.
В своем выступлении В.Мартенс коснулся инициатив, с которыми выступает Армения в регионе, в частности, затронул тему нормализации отношений с Турцией. Странно, что видавший виды политик и «народник» В.Мартенс ни словом не обмолвился о проблеме Карабаха, которая держит в напряжении не только регион Южного Кавказа, но и судьбу межконтинентальных интеграционных проектов, не говоря уже о плачевной судьбе азербайджанских беженцев.
Председатель ЕНП воздал должное реформам, мирной демократии, проводником которой назвал С.Саргсяна. Однако он не нашел нужным коснуться перспектив мирного урегулирования карабахской проблемы, которая вызвала неисчислимые беды. Вспомнил хотя бы одиссею азербайджанских беженцев. Ан, нет. Словно их и в природе нет.
Говоря о великом предназначении интеграции, партнерства и содружества, европейский политик проигнорировал принцип паритета. Даже если в зале не было представителей Азербайджана, В.Мартенс не имел морального права обойти молчанием наболевшую проблему, обернувшуюся колоссальными неурядицами для жителей региона, с которым буквально все европейские структуры желают иметь налаженные и продуктивные связи.
В тот вечер В.Мартенс, будучи главной фигурой мероприятия, в котором были представлены ведущие лица самой крупной общеевропейской партии, а включающей в себя 72 политические организации из 26 стран ЕС и 13 государств, в него не входящих, несколько раз использовал выражение «большая европейская семья», однако не счел нужным вспомнить, что и азербайджанцы в силу хорошо известных ему причин тоже являются полноправными членами этой же семьи.
Вопрос даже не в том, что Азербайджан вот уже более десяти лет является членом Совета Европы. Страна, которая вынуждена нести тяготы внешней агрессии, стабильно обеспечивает энергетическую безопасность Старого Света, активно поддерживает новые интеграционные проекты, призванные укрепить основу объединительных процессов на огромном пространстве.
Пожалуй, кульминацией, даже интригой той части форума, которая охватила армянскую тему, стал момент, когда опытный политик Вильфрид Мартенс назвал Армению «воротами между Западом и Востоком». Впрочем, теоретически Армения может иметь виды на то, чтобы ее вкупе с Южно-Кавказским регионом называли звеном моста, соединяющего континенты. Однако в силу войны и незавершенности армяно-азербайджанского этнотерриториального конфликта эти ворота не только закрыты, но и забыты. На сегодня их физически нет ни в одной схеме, касающейся транзитных маршрутов. И если это — боль и забота большой европейской семьи, то она и должна позаботиться о том, чтобы не в меру беспокойное и неуправляемое чадо семьи унялось.
Речь об Армении, которая воспроизводит новые территориальные претензии в отношении соседей — Турции, Азербайджана, Грузии — с методичностью, достойной лучшего применения. Однако почтенные персоны европейской семьи вот уже несколько лет то и делают, что не только бездействуют, но и упорно не замечают непозволительного в своих рядах. Речь — об агрессии одного члена семьи против другого.
И коль скоро европейская демократия ставит во главу угла принципы объективности и равноправия, не приемлет применения двойных стандартов, то она обязана дать принципиальную оценку всему, что происходит и имеет место в зоне ответственности большой и дееспособной семьи.
В.Мартенс, другие гранды европейской политики и демократии вольны в своих оценках, поступках и мнениях, и это никто не вправе оспаривать. Однако в случаях, когда дело касается принципиальных субстанций, затрагивающих интересы не одной, а нескольких наций, необходимо неукоснительно придерживаться норм политического этикета, не говоря о соблюдении баланса.
В памятный для европейских «народников» вечер В.Мартенс, чествуя всех присутствовавших в конгресс-холле, был предельно искренен и воодушевлен. Это — выше всяких похвал, ведь маститый политик и общественный деятель постарался на славу и подарил однопартийцам атмосферу взаимопонимания, надежды и праздника. Автор этих строк далек от мысли подвергнуть ревизии даже одну малозначительную деталь политического и эмоционального антуража Марсельского саммита. Однако всего лишь один момент, когда было озвучено выражение «предводитель мирной демократии» в адрес армянского президента, вызвал глубокое недоумение.
«Предводителем мирной демократии» по определению не может быть человек, причастный к этническим чисткам, военной кампании в Нагорном Карабахе, да еще системно торпедирующий мирный азербайджано-армянский процесс только лишь потому, что осуществленную аннексию считает «освободительной войной».
Если причиной казуса, допущенного почетным председателем саммита, стала неосведомленность, то это не может не вызвать глубочайшего сожаления… Не хотелось бы ошибиться в догадке, что незнание и добавило ложку дегтя в марсельский мед…
Тофик Аббасов