Архитектор Алибек Новрузи рассказал о проекте искусственного острова в Бакинской бухте - ФОТО
Архитектор Алибек Новрузи назвал свой новый проект очень скромно – «Бухта Баку». На самом же деле, если он будет реализован, то станет одной из самых прекрасных «жемчужин», которая украсит наш древний и вечно молодой город.
– Как у вас возникла идея создания острова в Бакинской бухте?
– Дело в том, что Баку – единственный морской город с теплым климатом, не имеющий городского пляжа. Когда едешь по Абшерону, то даже моря не видно, потому что вся береговая полоса полуострова ограждена высокими заборами. «Белая зависть», которую я всегда испытывал в приморских городах за рубежом, и натолкнула меня на идею создания насыпного острова в зоне бакинского бульвара на расстоянии 400-500 метров от берега, шириной 300-400 метров и длиной 3,5 километра. По проекту остров целиком состоит из огромного парка отдыха и развлечений, а всю береговую полосу занимает городской пляж протяженностью 7 километров. Высотные здания и общественные объекты, расположенные на острове, призваны создать новое лицо современного Баку со стороны моря. Что же касается функциональной стороны проекта, то благодаря созданию острова, бухта очистится от многовековой грязи, которая будет перекачиваться в его основание. Только на стоимости очищения бухты и решении проблемы, связанной с тем, что тонны грязи никуда уже не нужно будет перевозить, можно создать этот остров. Представленные в проекте здания – это градостроительные прикидки, главное же, идея создания острова отдыха и развлечений в бухте Баку. Технология создания таких островов давно апробирована.
– Ваши проекты общественных объектов и высотных зданий на острове, которые вы назвали «градостроительными прикидками», отличаются невероятной оригинальностью. Пирамидальные формы высотных домов – это дань моде или вы вложили в них какой-то другой смысл?
– Вечным символом современной архитектуры в мире и вечным вдохновением для архитекторов являются египетские пирамиды в Гизе, а в Баку – Гыз Галасы. В моем проекте перед Девичьей башней я разместил треугольный 70-ти этажный комплекс пирамидальной формы, потому что здания любой другой формы были бы недостойны Гыз Галасы. Кроме того, форма пирамиды напоминает наши нефтяные вышки, которые впервые в мире были применены в Азербайджане. Я считаю, что высокие дома лучше смотрелись бы на низких уровнях города.
– До этого вы спроектировали город-спутник Баку, который поражает новизной отсутствия в 200-тысячном городе улиц интенсивного движения транспорта, благодаря кольцевой скоростной дороге и подъездам к домам и стоянкам. Какая судьба у этого проекта?
– Такая же судьба, как и у всех моих предыдущих проектных предложений. Все ограничилось лишь публикациям в журналах.
– Надеюсь, проект острова «Бухта Баку» будет удостоен внимания.
– Не думаю, у нас на новые идеи местных архитекторов всегда было табу, а любым предложениям других – «зеленый свет», (ныне «других» заменили иностранцы). В1966 году (мне тогда было 24) я написал статью о своем проекте ветрорегулирующих домов и хотел опубликовать ее в газете Госстроя республики «Строитель». Вызвали меня в Госстрой и сказали: «Молодой человек, если каждую чушь публиковать в газете, то для интересных статей места не останется». Потом эта «чушь» в Москве оказалась открытием в аэродинамике и изобретением в архитектуре, получила большой резонанс в московских и зарубежных СМИ. Недавно я захотел зарегистрировать у нас свое новое изобретение – «способ подъема затонувших кораблей». Не получилось, пришлось зарегистрировать в другой стране...
– Неужели вам не обидно, что многие ваши проекты так и остались на бумаге?
– В молодости, когда я работал в Бакгипрогоре, одна уважаемая дама сказала мне: «Знаешь, Алибек, твои ветрорегулирующие дома, зрительный зал и многие другие проекты опережают нашу эпоху на полвека, поэтому их и не строят». Сейчас я не могу сказать о себе, что опережаю время, потому что в Баку строятся такие здания, которые не могли нам и присниться. Меня нисколько не обижает то, что многие мои проекты не реализованы. В 1969 году я спроектировал 9-ти этажный жилой дом на проспекте Ленина, который был построен 1981 году и в том же году он был удостоен премии Союза Архитекторов СССР, как лучшая постройка в Союзе. Сразу же после этого жильцам разрешили остекление террас шириной 2,6 метров, причем, как попало. Дом был не только изуродован, но и комнаты стали темными. Так что, осуществление этого, да и других проектов меня не радовали. Заказчики, строители, согласующие организации также являлись соавторами по уродованию осуществленных проектов. Бумага живет дольше камня. Многие дома великих архитекторов у нас и за рубежом снесены. Все основные мои работы опубликованы в журналах, размещены в Интернете как учебное пособие.
– Вы счастливый человек! Немногие мыслят так конструктивно…
– Я действительно счастливый человек, потому что я всю жизнь занимаюсь только тем, что мне нравится! Но счастье – это то, с чем надо родиться. Это качество невозможно в себе выработать никакими психологическими тренировками, славой и богатством.
– Алибек муаллим, вы академик двух Международных Академий архитектуры, лауреат Госпремии, Заслуженный деятель науки, Заслуженный архитектор республики… Почему же вы отказались от этих престижных, высоких званий?
– Эти звания я получил в СССР. СССР заслуженно разрушился, его больше нет. Звания были придуманы Сталиным, чтобы держать интеллигенцию в узде. Нигде в мире нет таких званий. От них пахнет рабством и подхалимством. Раз мы стали европейцами, то должны им соответствовать, и все эти звания нужно ликвидировать. Когда один получает «народного», другого хватает инфаркт. Народный артист, художник, поэт и т.д. означает «самоучка из народа». Кстати, от звания лауреата Госпремии я не отказался. Архитектор звучит гордо.
– Сейчас многие меняют окончания фамилий. Давно ли вы поменяли свою?
– На предпоследнем курсе в Москве, в 1964 году я поменял Новрузов на Новрузи. Низами, Физули, Хагани, Насими, Туси и т.д. Новрузов не подходил к этому списку. Я с детства был ужасным патриотом.
– У вас свыше 300 архитектурных проектов, около 150 живописных картин, две книги, открытия, изобретения, диссертация. Вы активно участвовали во Всесоюзных и республиканских смотрах, конкурсах, выполняли заказы и художественного фонда, были мастером спорта по гребле, незаурядным охотником, проводили исследования великих пирамид и культуры Древнего Египта. В вашей книге «Цивилизация» на многие спорные вопросы истории, науки, религии, литературы вы дали научно-логические ответы с опровержением общепринятых понятий. Когда же вы все это успевали?
– Я всегда чувствовал себя бездельником…
Бахрам Багирзаде