Фотограф Санан Алиев о работе с Моникой Белуччи, обнаженных моделях и молодых коллегах – ФОТО
БАКУ, 9 июл – 1NEWS.AZ
Талантливый фотограф Санан Алиев в детстве о фотографии не мечтал, не просил у родителей купить камеру, не рассматривал в журналах работы известных фото-гуру, а учился на экономиста, хотя только до определенного момента…
По словам Санана, его любовь к фотографии началась с вдохновения, а его, в свою очередь, породила любовь. Возникло желание запечатлеть любимую такой, какой видел ее только он, и зародилась новая любовь – уже к фотографии - на всю жизнь…
Его имя хорошо знакомо в профессиональных кругах, его работы знают все. Просто Санан, как настоящий творческий человек, скромен, и не любит, как сейчас говорят, «пихать себя куда надо и не надо». Он днями пропадает у себя в студии, снимает, экспериментирует - словом, занимается творчеством…
- Санан, я точно помню день, когда вы проснулись знаменитым - летом 2004 года вышел новый номер журнала Passage с Наргиз Джалиловой на обложке. О вашей фотосессии «Бакинские контрасты» заговорила не только вся модная тусовка, но даже известные фотографы… Таким впечатляющим fashion-проектом местный глянец радовал впервые…
- Тогда и для меня многое было впервые - все казалось новым и недосягаемым. Не было техники, но хотелось работать, снимать. И так получилось, что дефицит техники и небогатый опыт заставляли «крутиться», думать и искать. Благо, мой хороший друг протянул руку помощи, выдал мне хорошую камеру, чтоб я мог работать, набираться опыта, учиться.
Помог мне и Рафиг Гамбаров - бывший председатель АФБ, именно он направил меня в журнал. Помогали и другие мастера, столпы нашего фотоискусства, среди которых был и Хаджи Акиф Агаев. Они за ошибки «по головке не гладили», но учили, показывали, иногда такой разбор полетов устраивали, что приходилось искать «пятый угол». Но я уже «влип», - пути назад не было. Нужно было доказать себе и другим, что не зря зовусь фотографом. Так и шел вперед, усложняя задачи и с каждым разом стараясь делать что-то новое…
- Почти каждый человек в юности увлекается фотографией, снимает какие-то важные для себя события. Но если для одного это так и остается на уровне увлечения, пусть даже и на всю жизнь, для другого - переходит в ранг профессии. Когда вы сделали свой первый кадр, каким он был? Что послужило толчком для освоения новой профессии?
- Насчет первого кадра не помню, их, видимо, было много (смеется). Снимал на «мыльницу», - так все начинают. Первые модели – знакомые девушки, а место съемок – вечеринки. Со временем одежды на моделях становилось меньше, а желание снимать -больше. Затем наступил момент, когда мне стало уже неинтересно снимать на «мыльницу», я сделал шаг вперед, начав снимать на камеру «Зенит». А дальше все закрутилось само собой. Подруги поддержали мою идею, знакомые тоже – так что «материала» для работы было много. Хорошо помню свой первый пробный кадр на «Зенит», - это была фотография обнаженной подруги, стоящей на перекресте двух лучей света падающих из окон...
В дальнейшем начал экспериментировать в собственной самодельной студии - снимал портфолио для моделей. Так тихо-тихо втянулся. Меня приняли в Объединение фотографов, начал сотрудничать с глянцевыми изданиями. Сейчас снимаю для таких известных журналов, как EGOist и Fashion Kapriz.
- Санан, думаю, вы со мной согласитесь в том, что чем бы человек ни занимался, на него кто-то оказывает влияние. Даже в творческом почерке великих фотографов просматривается влияние мастеров, которые трудились на этом поприще до них. Это нормальный процесс. На кого равняетесь вы, или, по крайней мере, пытаетесь равняться?
- Тут без вариантов - мой друг «забил последний гвоздь в крышку моего гроба», показав мне книгу великого Хельмута Ньютона. Теперь я «там», и тешу себя надеждой, что когда-нибудь создам нечто подобное. Кстати, должен отметить, что Гусейн Гусейнзаде, который больше известен своими фото-книгами по кулинарии, не даст спуску многим мировым светилам, работающим в жанре «ню». Таким количеством снимков, да еще при прежних технических «требованиях», как у нас, пожалуй, никто не может похвастать. Так что, стремиться есть к чему.
- Зная вас, могу уверенно сказать, что вы из числа мастеров, которые относятся к своему труду и успеху спокойно. Скажите, какую из своих фоторабот вы считаете лучшей? Есть такая «иконка», по поводу которой хотелось бы воскликнуть: «Ах, как здорово это получилось!»
- Далеко за примером ходить не придется – это снимок из «Бакинских контрастов» - кадр, в котором девушка поправляет туфельку. Вот его я и называю: «Черт побери!».
К месту, где был сделан снимок, я присматривался не один месяц, днями пропадал в «Старом городе» с часами наперевес, и знал, где и в который час хорошее освещение. И там, где был сделан мой любимый снимок, свет просто идеален. Я даже успел отснять там несколько кадров. Когда в редакции журнала увидели эти снимки и приняли решение сделать фотосессию - я был горд, как павлин.
Но во время съемок произошло ЧП. Мы опоздали - свет «ушел»... Именно в таких ситуациях спасает знание классики. Заметив ноги модели в уходящей полоске света, я почему-то вспомнил знаменитый кадр Хельмута Ньютона. Захотелось сделать нечто подобное, и тут, как подарок судьбы, модель, не устояв в позе, начала падать! Я моментально среагировал, - и кадр был готов!
- Такие истории часто можно услышать из уст многих известных фотографов. Но в своих творческих проектах вы предпочитаете снимать обнаженных моделей. Один знаменитый фотограф некогда сказал по этому поводу: «Одежда – это лишняя информация, которая только мешает восприятию фотографии»… А что вы ищете в человеке?
- Я никогда не просил моделей «оголяться», скажу больше, - часто такие съемки бывают не запланированными, все получается само собой. Если женщина чего-то захочет – то этому противиться нельзя. По собственному желанию она будет работать лучше, чем по твоей указке. Женщины непредсказуемы, хотя иногда мне кажется, что я знаю, о чем они думают. Так что, ищите женщину в женщине, и в человека - человека!
- Поговорим о знаменитостях. Должен сказать, что вы - везунчик, вам посчастливилось работать со звездами мирового масштаба – Моникой Беллуччи, Хосе Каррерасом, Роберто Коином… Руки дрожали?
- Очень, особенно когда снимал Хосе Каррераса. Эта была моя первая серьезная съемка такого плана. Она проходила в магазине, где отопление включили на полную мощь (известный тенор – мерзляк), я, естественно, волновался. На съемку было отведено всего пять минут – надо было сделать один портретный снимок. Так вот, к концу съемок я весь взмок, - от волнения и жары…
- Каким они вам запомнились?
Хосе Каррерас - серьезный товарищ, что сказать - звезда мировой величины, требовательный к себе и окружающим. Ну, Моника – это Моника! Шикарная женщина! Вот что значит бывшая модель, работать с ней одно удовольствие, – надо только нажимать на кнопку «спуск»! Ну, а Роберто Коин - весельчак и балагур, он много шутил во время съемок!
- Я уже о местных звездах не спрашиваю… Мне кажется, для вас все равно, кто перед камерой…
- Передо мной в первую очередь – живой человек, со своими достоинствами и недостатками. Мне все равно, кто перед камерой - звезда или простая модель – главное, чтобы я остался доволен результатом, получил то, чего хотел - качественный, выразительный снимок!
У Бриллиант Дадашевой, например, всегда есть свои идеи по поводу съемок, она может возражать и возмущаться, но все равно будет работать до конца. Ройя все время куда-то торопится. Манана очень исполнительна, но вечно опаздывает. Адалят Шукюров приходит вовремя, работает четко, как швейцарские часы.
- Поговорим о молодом поколении, для которых вы гуру. Сегодня не фотографирует разве что ленивый, причем все молодые фотографы с годовым стажем работы уже «professional». Чего, на ваш взгляд, им не хватает? В одном из своих интервью легендарный американский фотограф Терри О'Нил сказал: «Главная ошибка молодых фотографов в том, что они сразу же хотят стать известными, богатыми и успешными. Не старайтесь быть успешными, старайтесь быть фотографом. Работайте много, долго и упорно».
- Наверное, (им не хватает желания) учиться и искать, понимания того, что кто-то может знать больше. Работать над собой – это тоже дар, причем не ради показухи и галочки, а просто, для души. Фотограф не только создает яркие картинки, он воплощает чужие фантазии в жизнь, а для этого необходимы знания и опыт. А опыт и вкус с неба не падают – они вырабатываются годами! Люди всегда стремились изучать и совершенствовать этот вид искусства…
Раньше люди боялись фотографироваться, говорили, что фотографы демоны, что они забирают души. И глядя на старинные снимки, с этим можно согласиться. Но сейчас люди не боятся фотографироваться! Так и хочется сказать, - возьмите души своих героев и вселите их в фото. И тогда гонорар принесет больше пользы и радости, а ваша работа завтра не превратится в забытый мусор, но еще долго будет напоминать о себе.
- И напоследок - что для вас значит фотография? Что это - средство самовыражения, созидание, свобода ощущений, удовольствие?
- Фотография – это моя жизнь!
Сеймур Закаряев