Пара слов об акции в связи с гибелью азербайджанского солдата
Вчера в Баку состоялась акция, в которой приняли участие молодежные активисты, представители старшего поколения, а также члены семей солдат, погибших во время службы в армии.
Акция, отличавшаяся от всех прочих внушительным количеством участников, была спланирована в социальных сетях, по большей части в "Фейсбуке", в котором уже сегодня насчитывается почти миллион азербайджанских пользователей (о влиянии "Фейсбука" на новую реальность я писал еще ранее).
Чем эта акция отличалась от всех остальных, которые ранее проводились в разных частях города?
Во-первых, лично для меня стало неожиданным, что акция не была "перехвачена" какой-либо политической силой, которая бы попыталась бы развернуть ее от первоначальной цели к озвучиванию собственных лозунгов. Люди вышли на улицу, чтобы призвать соответствующие органы к полноценному и объективному расследованию трагической гибели азербайджанского солдата Джейхуна Губадова, а также с призывами улучшить атмосферу в армии в целом, и именно эти, а не какие-то другие лозунги оставались на устах участников акции до самого ее конца.
Для меня это означает, что когда люди объединяются вокруг общенациональной проблемы, противоречия политического характера должны отступать и, к счастью, отступают на задний план.
Во-вторых, и это отметили даже оппозиционные блогеры, запомнилось и поведение представителей правоохранительных органов - учитывая специфичность и болезненность самой темы, они практически не вмешивались в ход акции, лишь гарантируя правопорядок своим присутствием. Практически все задержанные в ходе акции лица (а задержанные были, поскольку место проведения акции согласовать с Исполнительной Властью г.Баку не удалось) были отпущены тем же вечером. Это, вкупе с оперативной реакцией властей в ходе расследования, свидетельствует о том, что соответствующие органы отреагировали на призыв семьи погибшего и общественности, и обеспечат полноценное расследование всех обстоятельств данного дела.
Напомню, что в ходе расследования данного дела в военной части, где служил Джейхун Губадов уже выявлены дисциплинарные нарушения.
Ряд высокопоставленных офицеров Шамкирского военного соединения был серьезно наказан за допущенные ошибки и за неправильную организацию контроля за личным составом. При этом в Минобороны сообщили, что применены меры наказания, начиная от вынесения строгих выговоров до понижения в воинском звании, а ряд офицеров освобождены от должностей (имена указаны не были).
Впервые за смерть солдата в виде строго выговора, был привлечен к ответственности высокопоставленный командир военного соединения в ранге генерал-лейтенанта (Ровшан Акперов).
В то же время, понижен в звании до майора командир войсковой части, где служил солдат Губадов. Еще несколько офицеров войсковой части освобождены от должностей, а четыре человека, в том числе офицер, были задержаны.
Наряду с этим Военной прокуратурой по статье 342.2 УК (халатность во время службы, приведшая к тяжелым последствиям) УК проводится уголовное расследование.
Все это внушает уверенность, что призыв семьи погибшего солдата и общественности, поддержавшей его, взят под особый контроль. Власть оперативно реагирует на общественные настроения.
Жаль только, что даже в этом вопросе среди определенных представителей молодежи наблюдался раскол.
Забыв об основной проблеме, как это часто бывает, начались споры и склоки относительно методов выражения собственного мнения. Кто-то раскритиковал саму идея митинга, ссылаясь на слова матери погибшего солдата, обратившейся к общественности и попросившей излишне не политизировать вопрос, предоставив возможность следствию делать свое дело.
Кто-то, договорился до того, что обвинил мать Джейхуна Губадова в "торгашестве" памятью сына (насколько вообще нужно быть далеким от реальности человеком, чтобы даже представить себе такое). Я не хочу сейчас выступать в роли какого-то судьи, так как не нахожу себя в таком праве, но мне бы хотелось подчеркнуть, что никакие "ковришки" никогда не заменят жизнь собственного ребенка, тем более погибшего такой трагической смертью. Так что подобные обвинения в адрес матери - это, на мой взгляд, либо лицемерие, либо абсолютная неадекватность, либо излишняя эмоциональность. Хотелось бы верить, что в данном случае - это было третье.
Одним словом, было и такое, чего бы уж лучше вообще не было.
Но, тем не менее, акция, слава Богу, прошла без серьезных эксцессов. А значит раскола в обществе по подобным, общенациональным вопросам как состояние армии и жизнь наших солдат - нет.
Можно спорить о том, какие методы лучше, а какие хуже. Нужны ли подобные акции или нет. Но уверен, что жизнь каждого солдата для каждого из нас - это святое (я уже об этом писал).
Это та ценность, которая не должна и не может обсуждаться, и никакие оправдания вроде разговоров о дедовщине и прочем армейском наследии "совка" тут неуместны.
Есть такие проблемы? Значит надо решать. И точка.
Третьего не дано.
Рахман Гаджиев
Главный редактор
1news.az