В среднесрочной перспективе цены на нефть могут варьироваться на отметке $50-70 долларов за баррель - норвежский эксперт
БАКУ, 25 окт – 1NEWS.AZ
Интервью с профессором по нефтяной экономике и управлению в норвежской бизнес-школе BI в Осло, доктором Ойстейном Норенгом.
Он принимал участие в реализации проекта «Норвежские эксперты по энергетике в Азербайджане». Проект реализовывался совместно с посольством Норвегии в Азербайджане и Центром по энергетике и окружающей среде (CCEE), действующим на базе Азербайджанской дипломатической академии (ADA).
Помимо плодотворной научной карьеры, профессор Норенг работал консультантом в правительственных структурах Норвегии, Дании и Швеции, США, ООН, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международного энергетического агентства, а также в нескольких крупных нефтегазовых компаниях.
- Что Вы можете сказать о динамике цен на нефть, и как такой стране, как Азербайджан, быть готовой к возможным непредвиденным обстоятельствам?
Среднесрочный прогноз негативный в связи с крупными инвестициями в добычу во многих странах, что означает, что объемы поставок, вероятно, возрастут на фоне стагнации спроса.
На какой-то период времени производители нефти из Персидского залива могут сократить объемы для стабилизации цен, но вскоре, вероятно, сделают выбор в пользу рынка.
Эту тенденцию, однако, может приостановить серьезный политический кризис на Ближнем Востоке, но он может быть и ускорен в случае взаимопонимания между США и Ираном, стабилизации ситуации в Ираке и Ливии, а также в случае смены правящего режима в Венесуэле или роста курдского экспорта через Турцию.
Цены на нефть в среднесрочной перспективе (от 2 до 12 лет) могут варьироваться на отметке в 50-70 долларов за баррель.
- Как насчет газа? Особенно на фоне решения Консорциума «Шахдениз» продавать свой газ со второй стадии проекта на европейский рынок?
В связи с ростом экспорта из Северной Америки цены на природный газ будут повсеместно понижаться. Американский и канадский сжиженный природный газ может продаваться в Европе и Азии по цене около 7 долларов за mbtu.
В данный момент европейский рынок насыщен, но в перспективе должен расшириться, учитывая постепенное восстановление экономики и изменение энергетической политики в сфере возобновляемых источников энергии. Конкуренция будет значительной.
- Что значат для Турции и Европы проекты энергомаршрутов TANAP и TAP?
Для Турции они очень многое значат. Для Европы они имеют меньшее значение, но весьма полезны для Юго-Восточной Европы и Италии.
- Как Вы оценили место Каспийского бассейна на мировом рынке нефти и газа?
В условиях надвигающегося переизбытка предложений роль Каспийского бассейна весьма маргинальная, но она, вероятно, увеличится, особенно для Турции.
Азербайджану стоит сохранять производство на умеренном уровне. Доказанные и потенциальные запасы энергоресурсов, вероятно, возрастут в цене после среднесрочного падения. Большой интерес может вызвать иранский рынок нефтепродуктов.
- Что стоит за успехом Норвегии и компании Statoil?
В первую очередь, умеренный и единый подход, направленный на удержание контроля и получение выгоды в случае побочных эффектов. Существенную роль в становлении и развитии Норвегии как страны нефтяной сыграло промышленное сотрудничество и обмен опытом.
- Какой, на Ваш взгляд, должна быть оптимальная стратегия для Азербайджана и его Госнефтекомпании (SOCAR), чтобы через 20 лет также служить примером успеха?
Важен умеренный темп развития во избежание мыльного пузыря, а также разработка такой системы поставок и услуг, которая была бы соразмерна человеческому потенциалу и промышленным ресурсам страны.
Елена Остапенко, Бахрам Рустамбеков, И.А.