«Мармарай»: грезы султана Абдулмеджида и возможности премьера Эрдогана
Накануне в Стамбуле в эксплуатацию был сдан подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор, построенный для соединения европейской и азиатской частей турецкого мегаполиса.
Идею строительства тоннеля впервые в XIX веке выдвинул султан Абдулмеджид I. Увлеченный западной культурой верховный монарх Османской империи вошел в историю Турции как первый султан-реформатор, реорганизовавший законодательство страны по французскому образцу. Он провел цикл реформ, известных под общим названием «Танзимат». При нем были приняты национальный гимн и флаг, появилась железная дорога и телеграф. 3 ноября 1839 года султан Абдулмеджид I издал знаменитый указ, по которому обещал равное покровительство всем османским подданным, отказываясь от старого султанского права распоряжаться их жизнью и имуществом.
Султан проявлял небывалый интерес к современным в те годы технологиям, был очень любознательным человеком и любил всякие технические нововведения. Отец последних четырех османских султанов Абдулмеджид I охотно выслушивал все идеи, предоставляющие ему огромный интерес, любил живопись и восхищался архитектурным стилем барокко. По его распоряжению в 50-е годы XIX столетия были построены знаменитый стамбульский дворец «Долмабахче» и Мечеть Ортакей – первый мусульманский храм, построенный в западноевропейском стиле барокко.
Безусловно, были и такие идеи, которым не суждено было сбыться. Судя по всему, одним из таких замыслов было строительство подводного тоннеля под Босфором. Вначале султану был предложен проект из металла, позже появлялись и другие разработки, однако их осуществление упиралось в технические и финансовые трудности.
Реальные очертания проект принял только в начале XXI века, благодаря решимости и настойчивости премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. 29 октября 2013 года, в день празднования 90-й годовщины провозглашения Турецкой Республики через тоннель протяженностью 13,6 км началось движение поездов. Строительство тоннеля, включая участок под водой протяженностью 1,4 км, обошлось правительству Турции в 3,5 млрд. долларов США. С учетом подъездных путей, соединения с сетью существующих автодорог и инфраструктуры стоимость проекта составила 5 млрд. долларов.
Тоннель является частью проекта «Мармарай» по модернизации железнодорожной системы Стамбула. Самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности залива. Считается, что «Мармарай» является самым глубоким подводным погружным тоннелем. Ожидается, что в будущем тоннель станет частью трансконтинентального железнодорожного маршрута от Лондона до Пекина, будет способствовать развитию торговли между Европой и Азией, а также снизит нагрузку на два существующих моста через Босфор.
Стоит отметить, что «Мармарай» по своему масштабу и значению в несколько раз превзошел даже легендарный и гигантский проект железнодорожной магистрали Берлин-Стамбул-Багдад, инициированный кайзером Вильгельмом и султаном Абдулгамидом II еще в начале ХХ века. Живым памятником тому проекту является «Хайдарпаша» – историческое здание железнодорожного вокзала азиатской части Стамбула, построенное немцами в 1908 году.
Отметим, что в первый же день эксплуатации в тоннеле произошло отключение электричества, и пассажирам остановившегося поезда пришлось выбираться из тоннеля самостоятельно. Вскоре неполадки были устранены, и движение поездов возобновилось, однако подобные случаи имели место и в последующие дни.
Известно, что в Турции дан старт реализации сразу нескольких крупных проектов в рамках программы «Турция-2023», приуроченной к столетию Республики. Тем не менее, многие турки придерживаются того мнения, что на сегодняшний день их страна просто не нуждается в дорогих гигантских сооружениях и футурустических городских мега-структурах. Сегодня некоторые проекты в Турции даже становятся темой для анекдотов. Например, проект строительства параллельного Босфору гигантского канала, условно названного «Безумным проектом» (Çılgın Proje), давно и активно высмеивается в СМИ и социальных сетях. А вот идея строительства третьего моста через Босфор вообще стала темой для кулуарных дискуссий.
Недавно в Турции торжественно отмечался 560-я годовщина взятия Стамбула турками-османами.
В этом году праздничные мероприятия по случаю очередной годовщины этого исторического события, ставшего поворотным для судеб многих народов, носили особый характер.
Во-первых, отмечалась круглая дата со дня взятия города – 560-летие завоевания Стамбула. Празднования начались с посещения расположенного во дворе Мечети Фатих мавзолея султана Мехмета II, завоевавшего Стамбул 29 мая 1453 года, и церемонии возложения цветов к его могиле.
А во-вторых, 29 мая в Стамбуле прошла торжественная церемония закладки фундамента третьего моста через пролив Босфор. В мероприятии принимали участие президент Турции Абдулла Гюль, председатель парламента Джемиль Чичек и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Начало работ было специально приурочено именно к знаменательному дню взятия города.
Отметим, что строительство третьего моста через Босфор осуществляется в рамках грандиозного проекта автомобильной дороги, охватывающей все северное побережье Мраморного моря. В качестве подрядчиков части работ по строительству выступают корейские компании. Фирмы-подрядчики взяли обязательства перед главой правительства завершить строительство моста к 29 мая 2015 года.
Новый мост будет резко отличаться от двух предыдущих мостов через Босфор и станет одним из крупнейших в мире. Первый мост через пролив, получивший название «Босфор» и впервые соединивший Азию с Европой, был построен еще в 1973 году.
Второй мост, торжественное открытие которого состоялось в 1988 году, носит имя завоевателя Стамбула – султана Мехмета II. Он был построен по инициативе покойного президента Турции Тургута Озала, который восторгался и преклонялся перед гением Мехмета Завоевателя. По собственному завещанию, 8-й президент Турции был похоронен недалеко от крепостных ворот Топкапы, через которые молодой султан вошел в Стамбул в 1453 году, сломав оборону византийцев.
О том, что третий мост через Босфор будет носить имя cултана Явуза Селима, торжественно объявил президент Турции Абдулла Гюль. Этот фактор имеет немаловажное значение для современной Турции. Ведь cултан Явуз Селим был именно тем государем, который завоевал Египет. Будучи ревностным суннитом, он жестоко пресек все попытки распространения шиизма в Анатолии и Румелии и стал первым халифом из династии Османов. При нем Османская империя стала лидирующим государством не только в мусульманском мире, но и в Восточной Европе и Северной Африке, на Балканах и Ближнем Востоке.
Безусловно, в том, что Блистательная Порта стала одной из могущественных империй мира, есть огромная заслуга cултана Селима Первого. Его образ как нельзя кстати подходит к грандиозным проектам, олицетворяющим величие современной Турции. Видимо, именно эти факторы учла правящая Партия справедливости и развития, придерживающаяся консервативных взглядов и декларирующая идею о восстановлении былого величия Турции, называя этот проект именем cултана Явуза Селима – отца Сулеймана Великолепного.
Однако следует отметить, что решение назвать третий мост через Босфор именем Султана Селима I было неоднозначно воспринято даже в самой Турции, вызвав бурю возмущения среди алавитов. Будучи представителями крупной религиозной общины Турции, духовные лидеры алавитов испытывают историческую неприязнь к персоне этого османского правителя, считая его ответственным за гибель десятков тысяч единоверцев.
Что бы там ни говорили, достоверно известно лишь то, что как третий мост через Босфор, так и проект «Мармарай» будут способствовать дальнейшему развитию и без того развитой транспортной инфраструктуры Стамбула.
Джейхун Алекперов