НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Эльман Казымзаде: «Живя в Азербайджане, ты представляешь только себя, за пределами Родины - весь свой народ …»

Гость рубрики «Наши за рубежом» - наш соотечественник из Санкт-Петербурга, врач-андролог, ведущий специалист по андрологии Центра Планирования Семьи Эльман Казымзаде.
- Эльман, рада приветствовать вас в родном городе. Часто ли врачам удается вырваться в отпуск? В Баку вы прилетели навестить родных, а заодно и отдохнуть с семьей…
- Действительно, отойти от дел на время отпуска нелегко. Главная причина – я не могу надолго оставлять своих пациентов. Нет, не потому что клиника ставит передо мной какие-то требования, дело в ответственности перед каждой молодой семьей, которая ждет и надеется на рождение ребенка благодаря моему лечению.
Я считаю, что режим работы лечащего врача в определенной степени должен зависеть от нужд пациентов. Поэтому, выбирая эту профессию, я понимал ответственность своего решения. Наша профессия требует полной самоотдачи и приверженности принципам гуманизма.
Сейчас я нахожусь по семейным делам в Баку, но уже совсем скоро вынужден буду вернуться в Санкт-Петербург.
- Расскажите о клинике, в которой вы сейчас работаете.
- Я работаю в Центре Планирования Семьи на базе Больницы Российской Академии Наук. Наш Центр является структурным подразделением широкой сети клиник экспертного класса. Мне оказана честь руководить уро-андрологическим направлением этих клиник.
- Насколько мне известно, в нашем Медицинском Университете не обучают андрологии. Вы учились этой специальности в Санкт-Петербурге?
- Петербург является одним из городов-основоположников андрологии в России. Эта специальность сравнительно молодая, она является производной урологии и занимается непосредственно мужским здоровьем. Специалистов в данной области, к сожалению, пока еще недостаточно. Дело в том, что специалист андролог должен иметь углубленные знания не только по урологии, но и по смежным специальностям, таким как эндокринология, венерология, сексопатология, психология, иммунология. И для того, чтобы стать грамотным специалистом андрологом, необходимы годы трудов и учебы.
Я окончил Государственный Медицинский Университет в Баку по специальности «Педиатрия». Интернатуру прошел в родильном доме №5 по специальности «Неонатология». Но прослужив 2 года в армии в приграничном регионе военным врачом и работая с взрослым контингентом, решил продолжить обучение за пределами Азербайджана по специальности «Андрология». А обратил мое внимание на эту специальность мой дядя Лачин Баширович Исмайлов. Являясь основоположником эндокринологии в Азербайджане и возглавляя эту службу более 40 лет, он прекрасно знал, как трудно, и вместе с тем интересно изучать и внедрять в жизнь новые направления медицины. В то время в Баку мало что было известно об андрологии. И это несмотря на то, что азербайджанская школа урологии под руководством академика Джавадзаде была одной из ведущих в бывшем Советском Союзе.
До того, как окончательно остановиться на андрологии, я советовался с родными мне людьми, ведущими специалистами в своих областях, чье мнение мне было очень важно. Далее, после упорных поисков, мне посчастливилось найти одного из основоположников андрологии в России - Владимира Васильевича Михайличенко, который является профессором кафедры урологии и андрологии Медицинской Академии Последипломного Образования в Санкт-Петербурге. Он является лауреатом премии «Призвание» за создание нового направления в медицине – андрологии как науки. Работая все эти годы бок о бок с этим выдающимся профессором, я смог перенять от него все самое ценное.
- Изменилось ли ваше отношение к медицине после того как вы прошли российскую школу?
- Безусловно. Я стал многое воспринимать иначе. Здесь я понял одну важную истину – нельзя собственное благополучие ставить выше врачевания. Я не понимаю врачей, которые жалуются на невозможность много заработать, работая в сфере медицины. Медицина – это не та специальность, которая дает возможность заработать большие деньги, но она одна из немногих, которая может принести большое моральное удовлетворение. Для меня нет большей награды, чем новость о том, что молодая семья, доверившая мне решение проблемы бесплодия, смогла, наконец, обрести счастье материнства и отцовства.
- Почему вы не захотели остаться в педиатрии?
- Это не так. Я не только не бросил педиатрию, но и углубил знания. Ведь уже работая специалистом по мужскому бесплодию, я параллельно обучался в Педиатрической Академии и получил дополнительную специальность детского уролога-андролога. Это был мой осознанный выбор. И сейчас я лечу как детей, так и взрослых, и получаю от этого большое удовлетворение. Также по рекомендации руководства клиники, в которой сейчас работаю, я прошел специализацию по ультразвуковой диагностике. Таким образом, официально в России у меня 3 специальности.
- Вы уехали из Баку в Санкт-Петербург учиться определенной специальности, сейчас являетесь уже востребованным специалистом в своей сфере…
- Для меня покинуть пределы Азербайджана было чем- то невероятным. Все мои друзья говорили в один голос, что не выдержу и двух лет ординатуры. Я, кстати, тоже так думал. Будучи человеком, привязанным к близким, родным и друзьям, предполагал тяжесть расставания. И поэтому уехал с мыслью, что проучившись два года в ординатуре, вернусь обратно. Но внедряясь в особенности этой специальности, понял, что она намного глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Мой профессор предложил мне остаться и продолжить обучение. По его настоянию я прошел курсы Эндокринологии, Сексологии. И только после пяти лет «впитывания» мыслей и образа мышления профессора Михайличенко я был полностью готов брать на себя ответственность за самые сложные, и в то же время деликатные проблемы молодых семей.
- Интересно, а андрология – хорошо оплачиваемая специальность?
- Прошу поверить, у меня никогда не возникала мысль относительно того, сколько я смогу зарабатывать, занимаясь этой специальностью, либо вообще врачеванием. И вообще, алчность и врачевание – несовместимы. Для получения долгожданного для пациента результата необходимо все мысли сосредоточить на нюансах его проблемы, а не ожидаемой финансовой выгоде от пациента.
- Какие наставления своего Учителя вы переняли?
- Вы затронули очень чувствительный для меня вопрос. Моя благодарность своему Учителю безгранична. Он человек-легенда! Врач и хирург от Бога! Для меня ценен каждый его совет. И не только врачебный, но и человеческий, мудрый. Он никогда ничего не объяснял на словах, а только показывал своим примером - как все должно быть. И, кстати, обсуждая тактику лечения конкретного пациента, он никогда не ставил безапелляционных рамок, давал возможность участвовать в решении задач, и, таким образом, создавал условия для развития у меня своего собственного врачебного мышления. Но самое приятное, что он всегда верил в меня. И это было моей главной движущей силой. Всякий раз, когда слышу благодарность пациентов, обязательно отмечаю, что это заслуга моего профессора.
- В Баку все же планируете вернуться?
- Когда я уезжал учиться, моей единственной целью было получить хорошее образование, вернуться обратно в Баку и работать тут. За 10 лет в моих планах ничего не изменилось. Я хочу, и буду приносить пользу своей стране и народу.
В Баку я обязательно вернусь, чтобы помочь в развитии этой сферы. Я не представляю свою жизнь вне Азербайджана, потому что слишком привязан к этой земле. Но, вместе с тем, Санкт-Петербург также считаю своим родным и любимым городом.
- Какой вы видите свою работу после возвращения?
- Хотелось бы работать в клинике, которая занимается вопросами бесплодия, делиться своим опытом с коллегами, перенимать что-то у них. Ведь в решении вопросов здоровья пациентов коллегиальность является основополагающим фактором эффективности.
Я призываю врачей в Азербайджане руководствоваться европейскими и американскими рекомендациями в области медицины, и в частности в урологии и андрологии. Несмотря на серьезный прорыв в развитии медицинских технологий в Азербайджане, реставрацию и строительство новых клиник, оснащенных современным оборудованием, проблема профессиональных кадров все еще остается острой. Нам нужно еще многому учиться и желательно не на своих, а на чужих ошибках.
- Вы с супругой - врачи. В какой области она специализируется?
- Моя супруга – педиатр-эндокринолог. Работала в Баку в 6-й детской больнице. Сейчас, живя в Петербурге, она принимает участие во многих научных мероприятиях по детской эндокринологии, которые проходят в Питере. Ведь там существует правильная система обучения врачей. Посудите сами, в год проходит до 20-30 семинаров, конференций по каждой специальности. Это важно для любого специалиста.
- Сколько у вас детей? Сколько им лет?
- Сыну Джамалу – 7 лет, собирается в школу. Дочке Айлин – почти 3 года, ходит в садик. У них очень насыщенная жизнь, благодаря дошкольной образовательной системе. Но, несмотря на это, я хочу, чтобы они впитывали также и нашу культуру и обычаи.
- Чем привлекательны для вас Баку и Питер?
- Я люблю оба этих города. Баку – это город моего детства и юности, город интернациональной дружбы, а Питер сразу завоевал мое сердце своей великолепной архитектурой и особенной культурной аурой.
- И последний вопрос, что бы вы пожелали нашим соотечественникам, проживающим за рубежом?
- Нужно уметь сохранять свои национальные черты, даже если мы перенимаем европейские ценности. И самое главное – каждый наш соотечественник, живущий за рубежом, обязан чувствовать личную ответственность за имидж своей Родины. Если, живя в Азербайджане, ты представляешь только себя и свою семью, то вне Родины представляешь весь свой народ. Каждый неверный поступок может отрицательно сказываться на мнении представителей других наций об азербайджанцах. Никогда нельзя об этом забывать.
Ругия АШРАФЛИ
Фото: Эльнур Рзаев