О наболевшем: круговорот попрошаек в Баку…
В редакцию 1news.az пришло письмо от читательницы Наргиз Меликовой.
Женщина предлагает подискутировать на тему, претендующую на звание «вечной», а именно – промышляющих в центре города попрошаек. Да-да, именно «промышляющих», потому что речь в письме идет не о тех несчастных, кого судьба вынуждает выходить на улицу и просить подаяние. Кстати, такие обычно и не просят, они просто стоят молча, потупив глаза, в надежде на то, что кто-то сердобольный подаст им на хлеб.
В письме говорится о псевдонищих, которых было бы правильнее назвать даже не «попрошайки», а «требовалки», потому что методы их «рэкета» в последнее время просто поражают.
Один из таких «приемов» и описала в своем письме наша читательница:
«Вчера вышли погулять с внуками. Возвращаясь домой по Торговой, столкнулись с о старухой-попрошайкой. Мой зять дал ей денег. Это было ошибкой! Потому что она стала просить у него еще, как всегда, «ради ребенка». Зять спускал коляску с ребенком по пандусу, когда старуха буквально повисла на нем. «Подожди, спущу коляску», - сказал зять, но старуха вцепилась в него мертвой хваткой, а потом упала, чуть не свалив его с коляской вместе. И стала громко вопить, что повредила руку. Зять помог ей подняться и дал ей еще манат, но она стала требовать еще. Тогда уже возмутилась я, но в ответ получила… проклятия! Мы уже уходили, а она еще кричала нам вслед, ругалась…
В итоге - испорченный вечер, напуганные дети и чувство, как будто тебя облили помоями».
Ситуация неприятная. Но еще печальнее, что такие истории сегодня – не редкость. То и дело в соцсетях поднимаются темы о том, как кого-то буквально преследовали такие вот «псевдонищие».
И инсценировка падения с последующими воплями – еще не самое страшное. Трое из моих знакомых попались на удочку настоящих мошенников в обличье милых на первый взгляд стариков, которые непонятно, каким образом, заставили их отдать довольно крупные суммы денег: от 20 до 50 (!) манатов.
Недавно на популярном форуме была открыта тема-предупреждение о том, что в определенном месте города орудует толпа «воинствующих цыган», которые буквально атакуют машины на светофоре: стучат в окна, требуя «помощи», а в случае отказа проклинают, а это, по меньшей мере, неприятно. Но еще хуже, что некоторые из этих «нищих» воруют вещи у зазевавшихся шоферов через открытые окна.
Ну а уж историю о том, как одного иностранца (который впоследствии оказался вовсе не иностранцем, а гражданином Азербайджана) ограбил «цыганенок», не слышал только глухой. И ведь что интересно: пока активно обсуждающие эту ситуацию «юзеры» думали, что «цыганенок» ограбил иностранца, большинство было на стороне малолетнего вора. Мол, нечего всяким иностранным подданным устанавливать здесь свои порядки. О том, что эти порядки не «свои» и не «чужие», а единственно правильные, многие в этот момент почему-то не подумали. И не надо сейчас про патриотизм. Потому что это все что угодно, только не патриотизм.
Патриотизм – это признать, что у нас есть такая проблема как заполонившие центр города, а также общественный транспорт «псевдо-нищие». Патриотизм – это постараться искоренить это как явление.
Патриотизм – это не позволять им чувствовать собственную безнаказанность. А они ее явно чувствуют.
Иначе чем можно объяснить, что многие из них сегодня уже не просят, а буквально требуют дать им денег? И ладно еще, если такой вот «попрошайка» один: можно закричать, привлечь внимание если не полицейских, то хотя бы прохожих. А если тебя преследует толпа вымогателей, среди которых масса орущих и цепляющихся за вас детей? Или если это просто женщина, которая вдруг начинает вести себя агрессивно, или демонстративно падать и вопить? А если эта женщина – пожилая? Что делать в этом случае?.. Звать полицию?
В соцсетях можно часто встретить критику в адрес полиции, которая, как отмечают пользователи, по какой-то загадочной и необъяснимой причине, активно борется с таким «злом», как танцы на улицах или уличные музыканты, при этом в упор не видя попрошаек.
Однако, поговорив с представителями правоохранительных органов, мы поняли, что возлагать вину исключительно на сотрудников полиции не совсем правильно.
Рейды, не дающие результатов
Как сообщили 1news.az в Главном управлении полиции Баку, сотрудники столичной полиции постоянно ведут борьбу с попрошайками, в частности, проводят соответствующие рейды по пресечению попрошайничества. Очередной такой рейд был проведен недавно сотрудниками Управления полиции Бинагадинского района Баку. В ходе рейда были задержаны 12 попрошаек, нарушающие общественный порядок, в том числе 6 женщин и 6 детей. Все задержанные были переданы отделу полиции Евлахского района Азербайджана для разбирательства.
По словам представителя ГУП, такие рейды проводятся постоянно во всех районах Баку, и это – не мера против нуждающихся, ведь большинство попрошаек - физически здоровые люди, способные заработать себе на жизнь.
Но только вот толка от таких рейдов особого нет, потому что единственное, что можно применить к ним в качестве меры пресечения – это отправить их обратно в районы Азербайджана, откуда они прибыли в столицу. Однако ничто не мешает им снова сюда вернуться. Ведь закона, согласно которому этих людей можно было бы задержать или применить к ним другое наказание, попросту нет.
Таким образом, получается, что в Баку ежегодно происходит некий «круговорот попрошаек»: одних ловят, а другие в это время возвращаются на постоянное «место работы».
А может, пора уже ужесточить закон?
Итак, попрошайничать, то есть, просить милостыню – не преступление. Но ключевое слово здесь – «просить». И мы еще можем смириться с тем, что какое-то количество граждан по какой-то причине желает зарабатывать себе на жизнь именно таким способом.
Но вот тех, кто выходит за рамки «прошения» и начинает заниматься настоящим грабежом, привлекать к ответственности можно и нужно. И если мы не ошибаемся, закон в этом случае соответствующий в нашем УК есть. Другое дело, что закон может работать лишь в случае, если имеется соответствующая «правовая база» - как минимум, обращение пострадавшего. Наши же люди предпочитают делиться новостями о том, что их ограбили или обманули в соцсетях, но не пойдут в полицию и не напишут заявление. Об одном прецеденте, когда поступили иначе, мы сообщали выше, но и там, в силу юного возраста воришки, дело ограничилось устным порицанием.
Кроме того, не всегда есть возможность запомнить того, кто требовал у тебя подать ему на хлеб, а милая ментальная особенность нашего народа заключается еще и в том, что «разговор, касающийся одного маната», поднимать как-то, мягко говоря, несерьезно.
Да и вообще, борьба с попрошайничеством и его «производными» должна вестись на серьезном государственном уровне: это, возможно, может быть закон о тунеядстве, обязательное трудоустройство таких «рэкетиров», соответствующая социальная политика. А мы пока можем только рассуждать на эту тему…
Наша читательница в конце письма задала вопрос о том, что будет, когда на Европейские игры в город приедет огромное количество иностранцев.
Вопрос хороший, - возможно, обилие попрошаек они воспримут как некий «восточный колорит» города, хотя, не скроем, не хотелось бы, чтоб в числе сильных впечатлений от нашей страны было именно это.
Но мы не хотим, чтоб с попрошайками начали бороться исключительно по этой причине. Мы хотим, чтобы не только иностранцы, но, прежде всего, мы сами – граждане нашей прекрасной страны – чувствовали себя в Азербайджане в безопасности. И не думали о том, что нас может оскорбить или ограбить обычный попрошайка, на которого почему-то нет управы.
Натали Александрова, Тимур Рзаев