Поствыборная Турция: приоритеты внешней и внутренней политики – МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ | 1news.az | Новости
Точка зрения

Поствыборная Турция: приоритеты внешней и внутренней политики – МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

15:08 - 20 / 08 / 2014
Поствыборная Турция: приоритеты внешней и внутренней политики – МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Считанные дни остаются до инаугурации Реджепа Тайипа Эрдогана - победителя  первых в стране всенародных президентских выборов, которые прошли в Турции 10 августа текущего года.

На выборах Эрдоган набрал  51,8% голосов избирателей и победил уже в первом туре.

Полномочия его предшественника на посту главы государства, Абдуллы Гюля, истекают 28 августа, и в этот же день состоится инаугурация нового президента.

Итак, начинается новая эпоха правления в Турции, порождающая немало вопросов в региональном и глобальном контексте.

Эксперты без особого энтузиазма говорят о возможности изменения  вектора политической направленности Турции в отношении стран региона Ближнего Востока, России, Южного Кавказа и Западной Европы, а также с осторожностью комментируют гипотезу о роли ислама в жизни общества.

 «Одна нация, два государства»

По сообщениям турецких СМИ Реджеп Тайип Эрдоган совершит свой первый визит в качестве президента Турции в Азербайджан, что весьма отрадно.

Излишне вдаваться в подробности по поводу тесных взаимоотношений между нашими странами, достаточно отметить, что между Азербайджаном  и Турцией существует  глубокое доверие, о котором могут разве только мечтать иные страны-союзники.

К слову, в свое время общенациональный лидер страны Гейдар Алиев отмечал что «Турция и Азербайджан это по сути «одна нация, два государства», которые связывают крепкие и нерушимые  исторические  узы.

Если кратко, то в геополитическом плане Азербайджан для Турции не только братское государство, но и мостом, связывающий ее с другими тюркскими республиками.

А что касается визитов первых лиц Турции в Азербайджан, то фактически они стали доброй традицией, после каждой победы на выборах.

Ранее Эрдоган также нанес первый визит в Азербайджан в апреле текущего года после того как одержал убедительную победу на муниципальных выборах.

По мнению азербайджанского депутата Айдына Мирзазаде, двусторонние отношения между нашими странами можно охарактеризовать взаимностью, так например Турция поддерживает Азербайджан во всех вопросах, в том числе в вопросе справедливого урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, в то время как и Баку выступает против любого рода нападок в адрес Анкары.

В свою очередь азербайджанский политолог Ильгара Велизаде, считает, что визиты Эрдогана в Азербайджан  происходят в  свете серьезных изменений в международной политике.

При этом он напомнил, что Реджеп  Тайип Эрдоган и до своего избрания говорил о необходимости изменения политической системы Турции, то есть о преобразовании ее из парламентской республики в президентскую.

 Изменения на политическом Олимпе Турции

Избрание Реджепа Тайипа Эрдогана на пост президента Турции стало логичным завершением его многолетних усилий в этом направлении. Такое мнение высказал в беседе с 1news.az известный российский эксперт Александр Сотниченко.

По его словам, нынешний турецкий премьер был готов к тому, что в четвертый раз ему уже не придется возглавлять партию на парламентских выборах  2015 г. в связи с записанными в уставе его партии Справедливости и Развития (ПСР) ограничениями, а электорату в свою очередь  следовало предложить что-нибудь новенькое.

«Сами итоги выборов 2015 г. могут оказаться не столь удовлетворительными для ПСР: кажется, на парламентскую политическую арену выходит сплоченная курдская партии Мира и Демократии (ПМД), готовая побороться на выборах за преодоление 10% барьера, что резко сократит влияние правящей ПСР.

 Р. Эрдоган в своем стиле выбрал радикальные, если не сказать революционные преобразования в своей стране: номинировался на пост президента (по действующей конституции номинальная) и настоящее время готовится к реформированию конституции для превращения республики из парламентской в президентскую через проведение всенародного референдума», - заявил эксперт.

По его словам, перед инаугурацией эксперты во всем мире ломали голову над вопросом, кто может занять пост премьер-министра Турции после отставки Р.Т. Эрдогана, которая произойдет 27 августа в связи с его занятием поста президента.

«В основном рассматриваются две фигуры: нынешний президент А.Гюль и министр иностранных дел А. Давутоглу. В пользу первого варианта говорит вот уже более чем десятилетний успешный политический союз между двумя лидерами, в котором А.Гюль всегда занимал несколько второстепенную позицию.

Российские эксперты проводят параллель между турецкой ситуацией и российским тандемом В.Путин – Д.Медведев. Однако, А.Гюль уже неоднократно выступал с заявлениями о своем уходе из политики после отставки с поста президента страны.

Вторая  фигура придает турецкой политической кухне некую новую интригу. А.Давутоглу – человек из академических кругов, создатель турецкой внешнеполитической концепции, известной как «ноль проблем с соседями».

По иронии судьбы, он сам же отказался от претворения собственной идеи в жизнь в 2010 г. с развертыванием «арабской весны», надеясь, что поддержка явно побеждающей одной стороны конфликта принесет Турции неисчислимые дивиденды. Однако, отказ от политики «ноль проблем» создал лишь новые очаги напряженности на границах страны и новых противников.

Фактически, создающийся тандем президент Р.Т.Эрдоган – премьер А.Давутоглу - это союз битых, за каждого из которых двух небитых дают. Если они тщательно проанализируют свои ошибки во внешней и внутренней политике и сделают соответствующие выводы, то Турция вполне возможно получит новую динамику развития. Причем, особая надежда Эрдоганом тут возлагается именно на А.Давутоглу.

Как академический ученый он должен критически оценивать собственную политику в период 2010-2013 гг., в результате которой позиции Анкары несколько пошатнулись. Новому старому правительству предстоит решение очень многих задач, среди которых ближневосточный вектор представляется едва ли не основным. А.Давутоглу предстоит заново наладить отношения с теми странами, отношения с которыми были испорчены в результате «арабской весны»: Египтом, Сирией, Ираном», - отметил эксперт.

По мнению аналитика, параллельно будет укрепляться экономический и геополитический союз по линии Анкара – Тбилиси – Баку. Европейское направление внешней политики Турции по-прежнему имеет важное значение, однако, турецкие власти уже давно осознали бесперспективность своих попыток вступления в ЕС.

 «Поэтому, отношения с Европой можно будет назвать стабильно хорошими, но лишенными динамики. Такими же останутся и отношения с США. А вот турецко-израильские отношения вряд ли будут исправлены. Учитывая ориентацию официальной Анкары на религиозный электорат и стремление к завоеванию еще большего авторитета в мусульманском мире, руководство страны продолжит критиковать Израиль и поддерживать палестинцев. Следует отметить, что экономические отношения между Турцией и Израилем находятся на довольно стабильном высоком уровне и не имеют тенденции к ухудшению», - заявил Александр Сотниченко.

Возврат к политике « ноль проблем»?

В российском экспертном сообществе касательно взаимоотношений между Россией и Турцией, существует мнение по поводу того, что для  Российской Федерации  необходимо использовать турецкий опыт в плане региональной безопасности.

По мнению экспертов, несмотря на противоречия по ряду вопросов, например, по Сирии, может быть налажено сотрудничество в сфере  борьбы с терроризмом, с распространением радикальных религиозных течений.

Для развития экономической составляющей, Россия со своей стороны может предложить то, в чём непосредственно нуждается Турецкая Республика - энергоресурсы. С точки зрения стратегического сотрудничества, Россия  может попробовать укрепить геополитическую ось «Анкара - Москва», и тем самым  усилить свою позицию с расчетом на перспективу лет.

По мнению Александра Сотниченко, возвращение к политике «ноль проблем» должно несколько улучшить и российско-турецкие отношения.

«На самом деле, изменения в турецкой политике не должны серьезно затронуть и так успешно развивающийся диалог между Москвой и Анкарой.  Теперь в перспективе – реализация старых стратегических проектов – строительство АЭС, прокладка Южного потока, наращивание экспорта газа через Голубой поток, а также реализация весьма перспективных новых – среди которых увеличение экспорта турецкой сельскохозяйственной продукции на российский рынок», - уверен А. Сотниченко.

О несовместимости взглядов 

Между тем, как заявил 1news.az российский эксперт Андрей Иванов, внешнеполитический вектор Турции был изменен много лет назад, еще на заре прихода Эрдогана к власти.

«Дело в том, что почти полстолетия Анкара делала всё, чтобы как-то понравиться Европе и в перспективе войти в ЕС. Но все усилия оказались тщетны. Европейские лидеры неоднократно говорили о том, что Турция членом ЕС никогда не станет. Поэтому пришлось искать другие перспективные направления внешней политики.

Курс Эрдогана я бы охарактеризовал как выстраивание собственной стратегии Турции, как мощной региональной державы. После того, как стратегия на вхождение в ЕС была признана тупиковой, турецкие политики почувствовали, что у них развязаны руки и можно вспомнить обо всех амбициях, которые всегда у них были, но о которых публично старались не  говорить. К примеру, Турция в 2011 году активно вмешалась в развитие политического кризиса в Сирии. Тогда же Турция попыталась самостоятельно, не советуясь со своими партнерами по НАТО, прорвать блокаду Сектора Газа. Мы все помним случай с турецким судном. Сейчас у Турции есть хороший шанс наладить взаимодействие со всеми соседями и близлежащими государствами.

Россия после обострения ее отношений с Западом воспринимается как некий оплот традиционных ценностей. И курс Эрдогана на возвращение исламских норм морали в светскую жизнь может быть созвучен этим настроениям. С Европой будут строиться отношения больше не в политической плоскости, как это было раньше, а в чисто экономической. Эрдоган как бы говорит Европе: «Да, мы другие, и нам так нравится, давайте исходить из этого». Ранее Турция пыталась быть похожей на Европу. Но, скажем прямо, Европу это не особо волновало. Теперь складывается ситуация, что никто никому не должен. С другой стороны, Эрдоган проявил себя как ответственный и мудрый политик. Значит, у всех есть большой потенциал для выстраивания нормальных отношений с Турцией.

По мнению Андрея Иванова,  вряд ли политика Турции претерпит серьезные изменения в отношении стран Южного Кавказа. С Арменией они останутся напряженными, с Азербайджаном дружественными, с Грузией - нейтральными.

Дела внутренние

По оценкам Александра Сотниченко, в сфере внутренней политики предстоит решить несколько проблем. В первую очередь, высокий результат в 10%, достигнутый курдским кандидатом в президенты С.Демирташем говорит о необходимости срочно решать курдскую проблему.

Если в течение года на курдском направлении не будет совершено радикальных перемен, партия Мира и Демократии (ПМД) сможет преодолеть на парламентских выборах 2015 г. 10% барьер, пройти в меджлис и не позволить, таким образом, ПСР добиться формирования однопартийного правительства.

Согласно убеждению российского эксперта, цель ПМД – федерализация страны, поэтому, новая политика руководства будет направлена на то, чтобы в результате переговоров дать курдам максимальное количество прав, но убедить их отказаться от идеи федерального устройства.

«Следующая задача – необходимость в короткие сроки (до выборов в меджлис в июне 2015 г.) трансформировать республику из парламентской в президентскую. Судя по всему, Р.Т.Эрдоган будет это делать при помощи всенародного референдума по изменению конституции, как в 2012 г., причем, судя по всему, вместо внесения изменений в основной закон будет предложен новый текст Конституции взамен прежней, написанной после переворота под контролем военных в 1982 г», - заключил Александр Сотниченко.

Ислам как составляющая турецкого общества

Комментируя вопрос относительно того, в какой степени  победа на президентских выборах в Турции Реджепа Тайипа Эрдогана поспособствует усилению роли ислама в жизни общества, Александр Сотниченко заявил, что дабы не раздражать «светскую Турцию», каких-либо жестких шагов по исламизации страны сделано в ближайшее время не будет. Нынешнее турецкое руководство вполне удовлетворено ролью религии и не будет ничего менять. Ни о каком ограничении прав сторонников светского устройства речи не идет.

В заключение отметим, что турецкая общественность уже  сделала свой исторический выбор, от которого будет  зависеть  дальнейшая судьба Турции.

Азербайджан, вне сомнений, в свою очередь  будет и дальше поддерживать братскую Турцию в приоритетных вопросах, основываясь на взаимном доверии и национальных интересах двух стран.

Матанат Насибова

Поделиться:
7364

Последние новости

Все новости

1news TV