Обману Ренаты Литвиновой поверил весь зал – ФОТО

БАКУ, 13 окт – 1NEWS.AZ
Как уже сообщалось, самые известные и любимые публикой актеры Московского художественного театра имени А.П.Чехова Рената Литвинова, Евгения Добровольская, Сергей Чонишвили, Игорь Верник и другие показали в помещении Азербайджанского государственного музыкального театра спектакль «Свидетель обвинения» по широко известной одноименной пьесе Агаты Кристи.
В качестве почетного гостя на представлении присутствовал основатель известного во всем мире ювелирного дома Carrera y Carrera Дон Мануэль Каррера. Тот, по чьей инициативе прославленный театр не просто приехал в азербайджанскую столицу, но и выбрал спектакль, в заглавной роли которого выступает первый в России и СНГ амбассадор знаменитого ювелирного дома – актриса, режиссер и писатель Рената Литвинова.
Это весьма благодатное, но далеко не простое дело – воплотить на драматической сцене один из самых виртуозных в богатом творчестве Агаты Кристи детектив с его диалогами и мизансценами. И потому, что обычно нравящуюся зрителям закрученную интригу на сей раз по задумке режиссера зрителям предлагается воспринять как психологическую драму. И потому, кстати, чтобы не просто на протяжении трех часов безоговорочно удерживать в благоговейном молчании зал, не подозревающий о подвохе.
А это уже более чем оригинально и интересно.
Убита пожилая женщина. В ее гибели обвиняют дружившего с ней обаятельного молодого мужчину Леонарда Воула (Игорь Верник), на имя которого она по завещанию оставила солидную сумму.
По ходу сюжета опытный и поднаторевший в разбирательстве безнадежно сложных дел королевский адвокат сэр Уилфрид (Сергей Чонишвили) и весьма старающаяся оставаться принципиальной обвинитель госпожа Майерс (Евгения Добровольская), как и принято в процедуре процесса правосудия, изо всех сил стараются перетянуть на свою сторону присяжных, памятуя о том, что обвиняемому грозит смертная казнь.
В перекрестном допросе свидетелей чаша весов Фемиды склоняется то на одну, то на другую стороны. В смысле «виновен – не виновен». До тех пор пока не настает черед отвечать на вопросы прокурора и адвоката главного свидетеля обвинения – жены Воула Ромэйн (Рената Литвинова), явно намерившейся «потопить» его. Все так естественно и обычно. Только вот вопрос: почему режиссер спектакля француженка Бишофберже предложила сценическое решение, по которому сидящие в зале и играющие на сцене объединены в одну команду: актеры исполняют роли участников судебного процесса, а зрители становятся присяжными заседателями, которые в финале истории должны вынести свой вердикт. Не оригинальности ли ради? И не потому ли авторы постановки до самого конца тщательно предостерегают зрителей даже от намека на предполагаемую, часто скороспелую развязку и намерены объяснить таинственность общепринятым расчетом на эффект финала... А вот и нет…
Теперь, когда спектакль закончен, мы понимаем, что свидетель обвинения, мастерски скрывая свои чувства к любимому человеку, придумала и осуществила план, которым ввела в заблуждение не только прокурора, судью и адвоката. Что вокруг пальца она обвела всех нас, сидевших в зале и поверивших актрисе, спланировавшей великолепную версию и сыгравшую ее так, что ни у кого из зрителей не осталось сомнений в том, что Воул – невинная жертва пороков правосудия. За что и проголосовали. Не дружно, но по-настоящему. И все благодаря виртуозной игре актрисы, по-хорошему поднаторевшей в умении вести сценические хитросплетения, чья героиня ради любимого легко и виртуозно идет на самооговор, сделку с совестью, на ложь и даже на клевету в собственный адрес. Обогащая, конечно, образ с помощью личного обаяния и умения входить в противоположные по сути образы того или иного персонажа. Благодаря тому, что Рената Литвинова, утонченная, умная, не похожая на других, самобытная, изысканная актриса, своим талантом и обаянием, как и ее коллеги по спектаклю, снискавшая огромный авторитет в мире искусства.
Способная, как мы в который раз убедились, творить чудеса и с нами, зрителями, умеющими почитать лучших из лицедеев за талант, профессионализм, преданность театру и безусловное обаяние.
Рассказывая о том, как работали над спектаклем с режиссером из Франции Мари-Луиз Бишофберже, народная артистка России Евгения Добровольская привела высказывание автора постановки:
- Каждую фразу пришлось разложить по слогам, каждый шаг скрупулезно разобрать в деталях. Уверена, текст Агаты Кристи невозможно сыграть – его нужно прожить. И, кажется, никаких слов не хватит, чтобы объяснить, как именно должно выпрыгнуть сердце из груди…
И еще: это спектакль, в котором судьбу героя не решает сценарий. Не потому ли вынести приговор режиссер предлагает зрителю…
Галина МИКЕЛАДЗЕ