О том, как армянам пригодилось увольнение советника премьер-министра Турции Этьена Махчупяна: причины и последствия
Гейдар Мирза
Независимый эксперт, докторант Института политических исследований им. Отто Зура при Свободном Университете Берлина.
Как известно, уже экс-советник премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, этнический армянин Этьен Махчупян несколько дней назад сделал заявление о том, что события, имевшие место в Османской империи в 1915 году, были «геноцидом».
После этого Махчупян был уволен со своего поста, и данная новость уже облетела мировые ленты.
Это событие и комментарии вокруг него наводят на ряд мыслей, имеющих отношение к области информационного противостояния. Разъясню, о чем я.
Вспомним о назначении Этьена Махчупяна на должность. За шесть месяцев до назначения, в канун 23 апреля 2014 года, турецкий тогда еще премьер Эрдоган направил свое известное письмо с соболезнованиями армянскому народу. Турция находилась в разгаре конституциональной трасформации, на фоне которой в существенной части проправительственного (и не только) политического истеблишмента Турции наблюдалась вторая волна сантиментов по поводу вероятного сближения с Арменией.
И в октябре 2014 года стамбульский интеллектуал армянского происхождения был назначен на должность советника нового премьер-министра Ахмета Давутоглу, что стало своего рода месседжем Анкары к мировому сообществу и Армении, отражением намерений и, так сказать, духа времени.
А теперь все получилось, так как получилось. Папа Римский сказал, Махчупян повторил, и Анкара не нашла ничего лучше, чем взять и уволить, причем сразу же. Что получается в итоге?
Во-первых, есть нехорошие для Анкары совпадения. Совпадения, которых не спрятать. Хотя согласно официальной информации, распространенной турецкой газетой «Hürriyet», причиной отставки стал пороговый возраст 65 лет, та же газета отмечает, что слова Этьена Махчупяна о том, что «произошедшее в 1915 году с армянами нельзя не назвать геноцидом» противоречат официальной позиции Анкары, как известно резко отреагировавшей на позицию Папы Римского Франциска, назвавшего незадолго до того события 1915 года «геноцидом». И в самом деле, неужели, когда Махчупяна назначали в октябре прошлого года на должность, не знали о его возрасте?
Во-вторых. Заявления, звучащие из Еревана, и комментарии ряда европейских газет говорят о том, что из Махчупяна теперь с легкостью можно сделать образ «страдальца-правдоруба». Это, несмотря на то, что в Армении Махчупяна до сих пор считали чуть ли не изменником.
Например, в марте этого года во время выступления на семинаре «Yeni Türkiye» (Новая Турция) в Бельгии Махчупян заявил, что, по сути, считает себя османом. Данное заявление тогда вызвало бурю эмоциональных комментариев в армянской информационной среде. Теперь, однако, возникает иная ситуация, и армянство ею непременно воспользуется.
Так в интервью Tert.am армянский тюрколог Рубен Мелконян заявил следующее: «В действительности, после заявления Папы Римского и резолюции Европарламента Турция оказалась в довольно напряженной ситуации, и инсценировка толерантности, которую она разыгрывала несколько лет, выставляя себя толерантным государством, разрешая, якобы, людям выражаться, организовывать научные конференции на тему геноцида, в действительности, оказался фарсом. И то, что ныне происходит в Турции, наилучшим образом демонстрирует образ мышления государства».
Наконец, в-третьих, Этьен Махчупян, не самый никчемный, но и не самый выдающийся из всех остальных журналистов стамбульского светского «societe», кроме противоречивых заявлений за шесть месяцев нахождения на своем посту советника ничем не запомнился.
Да и сама Анкара, по всей видимости, ожидала от данного назначения в первую очередь имиджево-информационного эффекта, а не эффекта от работы назначаемого на должность.
Эффект однако получился обратный, причем не от назначения, а от увольнения. Для антитурецкой части европейских СМИ Махчупян станет теперь излюбленным персонажем, в этом можно не сомневаться. Никого в Европе не будет интересовать ни его посредственность, ни нюансы назначения.
Отныне он – человек, которого уволили за то, что он сказал слово «геноцид». Отныне он – «фигура», а его действия – «поступок». Короче говоря, Анкара хотела сделать его символом одного, а он превратился в символ совершенно другого.
Думается, вся эта история с Махчупяном является очередным свидетельством того, что с армянами не стоит заигрывать даже в угоду, казалось бы, стратегическим отношениям. Не тот случай.
Статья отражает точку зрения автора