Армения хочет усидеть на двух стульях
Во второй половине XVIII — первой четверти XIX века в Британии жил и творил Томас Роберт Мальтус, которого считают основоположником современной политэкономии.
Студентка 2-го курса 205-c группы факультета заочного обучения Московского государственного института индустрии туризма М.А.Нечипоренкo выполнила реферат «Теория Мальтуса и современность». Она пишет, что «Мальтус сформулировал так называемый «закон народонаселения», который всецело был справедлив для доиндустриального общества, живущего за счет потребления имеющихся в его распоряжении ресурсов, а не за счет производства. Знаменитое противопоставление двух видов прогрессий, предложенное Мальтусом, — геометрической для прироста населения и арифметической для прироста продовольствия — действовало с гипнотической убедительностью лозунга или рекламы. Легко было увидеть — «даже поверхностное знакомство с цифрами покажет», как говорил Мальтус, что если прирост выражается сложным процентом, то самое малое конечное число при самом низком темпе, в конце концов, станет больше самого большого числа, рост которого выражается простым процентом (сравните: 2+4+8+16+32…и 1000+1003+1006+1009+…).
Добавочное население будет воспроизводиться дальше (отсюда и сложный процент), а прироста добавочных продовольственных ресурсов не будет. Следовательно, при любой исходной ситуации вскоре «все билеты будут проданы».
Поскольку экономика нынешней Армении, как хорошо видно, находится в доиндустриальном состоянии, то этот закон полностью к ней применим.
Квинтэссенция этого макроэкономического закона состоит в том, что сокращение численности населения почти что автоматически увеличивает среднедушевой доход оставшейся его части при неизменном состоянии потребляемых ресурсов.
«Иными словами, чтобы современная Армения избежала дефолта, сохранив при этом свой политический режим, стариков надо истребить, а молодежь, ту ее часть, которая не служит на оккупированных территориях, — отправить на заработки за границу», — говорит российский политолог Олег Кузнецов в интервью Day.az
Уже ясно всем, что многолетняя стагнация армянской экономики сегодня стремительно приближается к критической отметке. Осенью прошлого года, когда Армения делала шаги по вступлению в Евразийский экономический союз, ее официальные лица с гордостью наперебой перечисляли, какие преимущества и бонусы может получить Армения в этой организации. Одна из возможных выгод — часть общих таможенных поступлений ЕАЭС, которая предоставлялась Армении.
Известно, что 1,13% от общих таможенных сборов ЕАЭС — это доля Армении. Осенью армянские чиновники, во-первых, заявляли, что эти 1,13% составят около 300 млн долларов. Они гордились тем, что это примерно в 2—2,5 раза больше таможенных сборов Армении. Иными словами, возможности таможенных сборов Армении составляют примерно 100—130 млн долларов.
Армянские чиновники даже советовали журналистам особо не распространяться об этом: а вдруг другие страны — члены ЕАЭС, Беларусь и Казахстан, узнают и устроят сцены ревности, и Армения не получит такую большую сумму из общих таможенных сборов. Позднее, когда в Национальном собрании обсуждался проект бюджета на нынешний год, лица, ответственные за финансовый блок, уменьшили вышеназванную цифру до 200 млн долларов.
2 января Армения официально стала членом Евразийского экономического союза. И сейчас, когда стало очевидным, что Армения не может ждать от этой структуры подарков, ожидания резко сократились.
Как пишет сайт Epress, сегодня речь идет о еще меньших суммах, т.е. о таможенных поступлениях всего в 50—60 млн долларов.
Эти суммы зависят от объемов товарооборота. Если они большие, естественно, из этого вычитается соответствующий процент, и эта сумма увеличивается. Если объемы товарооборота сократились, естественно, сама сумма также должна сократиться. Насколько я помню, ожидаемая сумма была приблизительно на 100 миллионов долларов больше армянских таможенных сборов. И если общий размер сборов не снижается, или даже составит 100 млн долларов, естественно, упомянутая сумма находится в рамках этих поступлений. А если опускается ниже данного уровня, то это уже означает, что идут убытки.
Не оправдались и ожидания по поводу расширения экспорта на 170-миллионный рынок ЕАЭС. Наоборот, эти показатели также зафиксировали падение. У Армении товарооборот с Россией был больше, чем с другими странами ЕАЭС. В целом же, в странах Евразийского экономического союза общие объемы товарооборота снизились. В результате финансово-экономических санкций, установленных Западом в отношении России, упала активность экономики этой доминантной в ЕАЭС страны. Уже очевидно, что в этом союзе заранее ожидаемые таможенные поступления собраны не будут, и Армения не получит вож-деленные миллионы долларов.
По некоторым сведениям, в январе-феврале нынешнего года уже зафиксировано недовыполнение бюджета на 8 млрд драмов, это почти 17 млн долл. США. Если общий товарооборот Армении и ЕАЭС падает, то, как следствие, уменьшаются и таможенные сборы, что означает следующее: в этом году перед Арменией встанет серьёзная проблема с выполнением бюджета.
В марте в Астане прошла встреча лидеров «евразийской тройки» — президентов Казахстана, России и Беларуси. Для такого формата встреча была недолгой — переговоры в трехстороннем формате продолжались два часа. По президентским меркам это практически ничего, особенно если вспомнить февральские дебаты в Минске. В Астане накала страстей не было: главы государств демонстрировали схожесть мнений и согласованность позиций практически по всем вопросам.
Собственно беседа президентов проходила за закрытыми дверями.
К журналистам главы государств вышли уже с совместным заявлением. Которое, кстати, оказалось не заранее написанным и согласованным текстом, президенты — каждый — выступили «от себя», но на единую и актуальную для всех тему.
Именно 2015 год, по мнению президента Казахстана, потребует «детального обсуждения вопросов дальнейшего взаимодействия и решения тех вопросов, которые будут возникать». «Нам важно выработать совместный план действий по преодолению кризисных явлений в наших экономиках», — подчеркнул он.
Коллеги соглашались — Владимир Путин утвердительно покачивал головой, а Александр Лукашенко даже что-то записывал на листочке. Назарбаев тем временем напоминал, что товарооборот между странами по итогам прошлого года снизился, и причем, значительно.
Президент Беларуси весьма жестко высказался и в отношении «новобранцев» в ЕАЭС — мол, вступать должны только на «наших правилах». «Чтобы вновь вступающие в наш союз придерживались тех классических принципов, которые нами были выработаны втроем, — в свойственной ему эмоциональной манере заявил Лукашенко. — Нам дорогого стоило формирование этого союза. Поэтому новые члены должны придерживаться тех принципов, которые нами выработаны».
Естественно, это был «камень в огород» Армении, уже «раскатавшей губу» на финансовые преимущества. И которые, кстати сказать, до сих пор не объявились, и похоже, вообще так и не появятся.
Это был не официальный саммит ЕАЭС, но, тем не менее, отсутствие Сержа Саргсяна здесь бросалось в глаза, поскольку, по сути, собирается формат ЕАЭС, и если в этом формате, пусть и под неофициальной эгидой, происходят обсуждения экономических перспектив без Армении — пока что четвертого члена ЕАЭС, то это означает, что Армения, по сути, последняя не только в хронологическом и географическом плане, но и в плане политического статуса.
Однако об Армении не забыли. Просто об Армении никогда и не помнили. Здесь нет ничего нового, ничего странного, и отсутствие Сержа Саргсяна всего лишь является свидетельством естественного положения вещей. То есть Серж Саргсян участвует только в процедурах, поскольку вне этих процедур он, по сути, не имеет никакого отношения к этому союзу — ни экономического, ни политического.
Армения в этом союзе ничего собой не представляет и нужна была всего лишь для того, чтобы заблокировать заключение соглашения об ассоциации с ЕС и дискредитировать таким образом Армению перед Западом.
До саммита Европейского Союза, «Восточного партнерства» в Риге, осталось не так много времени, и о контактах с Евросоюзом появляется противоречивая информация. То ли Армения так и не возобновила переговоры с Евросоюзом с целью заключения нового соглашения, то ли с ЕС ведутся лишь профессиональные обсуждения вокруг «направленности, охвата сфер дальнейшего сотрудничества и формирования общих точек зрения», как пишется в армянских сми.
Хотя в декабре прошлого года информационное агентство «Арменпресс» заявило, ссылаясь на источники в правительстве, что «Армения возобновляет переговоры с Евросоюзом вокруг подписания нового соглашения, и если работы пройдут продуктивно, то документ будет подписан в ближайшем будущем».
Около трех недель назад глава делегации Евросоюза в Армении Траян Христеа сообщил журналистам, что на предстоящем в Риге саммите «Восточное партнерство» прояснится перспектива отношений Евросоюз — Армения.
В ответ на обращение радио «Азатутюн» в МИД, пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Армении Тигран Балаян представил слова министра иностранных дел Эдварда Налбандяна после заседания совета ЕС — Армения, прошедшего в январе этого года в Брюсселе: «Армения намерена развивать и углублять всестороннее сотрудничество и партнерство с ЕС с учетом наших обязательств в других международных интеграционных форматах. Мы проводим с нашими европейскими партнерами обсуждения вокруг дальнейшего развития отношений
Армения — ЕС».
По словам же директора Центра европейских исследований Артура Казиняна, сказанным в интервью армянским СМИ, «то, что сегодня существует в отношениях Армении с Евросоюзом, можно охарактеризовать лишь одним словом — «кризис».
«Стороны все еще не могут найти тот общий взаимоприемлемый формат, в котором будет возможно построить двусторонние отношения. Сейчас я не уверен, что Армения сможет сделать то же предложение, которое она сделала после 3 сентября, а именно: выразила готовность подписать политическую часть этого соглашения. Причина здесь одна: находясь в одной системе безопасности, как можно интегрироваться в другую экономическую систему? Сейчас это положение еще больше усугубилось: находясь в одной системе безопасности и в одной экономической системе, как можно интегрироваться в другую политическую систему?» — сказал Казинян.
Думается, что именно для Армении ответить на этот вопрос — как раз не такая большая проблема. Ведь у нее есть свое секретное оружие, которое она любит использовать в различных сферах, начиная от геополитики и кончая частными вопросами — «армянский вариант». То есть усидеть на двух стульях. Но результат в истории хорошо известен — как обычно, при падении бывает больно одному месту.
Татьяна Чаладзе,
заслуженный журналист Азербайджанской Республики