Женщины, которые вдохновляют. Надежда Исмайлова: «Была ли Музой я? Наверное… во всяком случае, так говорили обо мне некоторые»
Надежда Исмайлова - кинодраматург, журналист, автор одного из самых известных телепроектов 90-х гг. – передачи «Далга».
Думаю, что у вдохновения секрета нет, а если и есть, то я его не знаю. Обычно, женщины, которые вдохновляют, сами это свое умение объяснить не могут. А вы можете объяснить, что такое чистота отношений, искренность, мечта, любовь? Это - особое чувство, таинство, наитие или химические процессы… Не знаю, словами это не выразишь. Однако влиятельные женщины – да, существуют.
Однажды в Пекине я это реально ощутила. Дело было в центре, где проходил Всемирный конгресс женщин. Там на каждый квадратный метр площади было столько талантов, красоты, силы, энергии, амбиций, что воздух клубился от восхищения. И дух захватывало. Королевы и принцессы, первые леди, главы государств, министры с портфелем и без, руководители ООН, голливудские звезды. Из знакомых имен – Беназир Бхутто, Хиллари Клинтон, Сюзанна Мубарак, Джейн Фонда, Гру Ха́рлем Бру́нтланн, Гертруда Мангелла.
Одна из самых влиятельных фигур в Китае - Чен Мухуа, развернувшая в стране несколько крупных женских движений. Меня поразили три цифры из достижений китайских дам - 12 женщин-генералов, 1208 женщин-дипломатов. 308 городов Китая из 500 возглавляют мэры-женщины! Задаю Чен ваш вопрос: «В чем секрет вдохновения по-китайски?».
«Наши женщины, - отвечает она, - добились четырех качеств, которые хотели заиметь: идеал, мораль, культура, дисциплина. И они добились четырех самореализаций – самоуважение, уверенность в себе, самостоятельность, опора на себя».
Думаю, в этом что-то есть. Чен правильно расставляет приоритеты. Работа над собой. А «как стать любимой», «как заставить мужчину влюбиться в тебя за 10 дней» или «как стать стервой» - эти новомодные сомнительные тренинги, семинары, вебинары, по-моему, большая глупость. Научиться быть «Музой» невозможно. Музой нужно быть.
Была ли Музой я? Наверное… Во всяком случае, так говорили обо мне некоторые (улыбается)...
О судьбе и маленьком Бьяджио
Верю ли я в судьбу? (задумалась). Верю. Да, больше верю, чем не верю. Судьба, если хотите, это - игра в карты. Карты, которые тебе сдали, это твои гены, данные Богом и родителями.
С внуками Сананом и Бьяджино
Карты в руках игроков, с которыми я играю, - это окружающая среда, в которой мне выпало жить. Остальное - ходы, выбор пути, спутника жизни, манера общения с миром – все это за мной. Здесь я сама выбираю. Естественно, здесь могут быть ошибки, просчеты, всякого рода случайности, даже драматические. Но надо суметь достойно пережить последствия своего выбора. Главное - никого не винить в своих невзгодах. Есть единственный способ выхода из неприятностей – действовать. Идти не оглядываясь. А если и оглядываться, то только вперед, как советуют мудрые. Тогда и нашим ангелам легче будет корректировать нашу судьбу.
Меня удивил и растрогал мой младший внук Бьяджио (дочь Надежды ханум замужем за итальянцем – прим. 1news.az).
Ему 10 лет, но у него уже есть свои подходы к жизни. Недавно он написал письмо известному итальянскому вулканологу (он видел его выступление по ТВ) с просьбой назвать точную дату извержения Везувия. «Мне это надо обязательно знать, - написал Бьяджио, - потому что мой папа работает в районе Везувия, и я должен не пустить его в этот день на работу». Ученый светила, которого растрогало письмо малыша, ответил: «Везувий может проснуться в любой момент: через час, день или год. Или не проснуться вовсе. Следи за сообщениями».
Все вокруг суетятся, спорят, обсуждают ситуацию, ну, знаете, как это бывает в шумных неаполитанских семьях, а Бьяджио действует. Сам. Ни с кем не советуясь, никого не ставя в известность, решил спасти папу. Завтра ему, возможно, захочется спасти человечество.
Жизнь, которая проще
Жизнь, как говорят французы, не так проста, как кажется, она еще проще. Главное - определить, в чем состоит твой долг на данный момент, тогда выполнить его значительно легче. Существует теория ролей. Первая моя роль – дочери, потом – любимой, затем - жены. Дальше - друга, матери, коллеги, покупателя, нанимателя, исполнителя, бабушки и так далее. Чем лучше усваиваешь жизненные роли, тем лучше приспосабливаешься к социальной действительности.
Мне посчастливилось исполнить почти все роли (смеется). Удались ли они, не мне судить. Какая основная? Каждая по-своему основная, но самая постоянная в моем жизненном репертуаре - роль журналиста. Конечно, добилась не сразу, но я уже давно делаю только то, что хочу делать. И это приносит не только гонорары, но и удовлетворение. Разве не так выглядит счастье? Мой муж говорил нашей дочке: «Самая счастливая у нас в семье – мама. Она спит с «Далгой» и просыпается с «Далгой». («Далга» - моя авторская программа, которая выходила на АзТВ в конце 80-х – начале 90-х годов). А итог подведу словами Максуда Ибрагимбекова: «Жизнь – большое удовольствие, жаль, что одноразового пользования».
О страхах, гордости и прощении
Не прощаю предателей. Это не значит, что ненавижу их или стараюсь отомстить. Нет, ни в коем случае, просто вычеркиваю их из своей жизни. Без разборок, скандалов и претензий. Предавший раз, предаст еще…
Не прощаю тех, кто со мной небрежен. Если это родной или близкий человек, то делаю обязательную паузу в общении, даю время нам обоим соскучиться. Если не помогает, просто отхожу. В последние годы мне жаль тратить время на пустые конфликты. Моя жизнь была достаточно нелегкой, но насыщенной встречами, в общем-то, я не жалуюсь, мне везет на хороших людей.
Чего боюсь? Наверное, я из породы «непуганых баранов» (смеется). Как правило, пугаюсь тогда, когда опасность уже позади. А в минуту наивысшего напряжения, когда ситуация на грани жизни и смерти, я улыбчива и наивна, как девушка-ромашка. Наверное, срабатывают внутренние механизмы защиты. Несколько раз во время съемок в Нагорном Карабахе мы сталкивались с врагом лоб в лоб, но каким-то чудесным образом избегали трагедии. Потом, когда в монтажной на экране мне показывали эпизод, где за нашими спинами боевики щелкали затворами автоматов, могла побледнеть от страха. Но это уже задним числом. Правда, я часто вижу кошмарные сны, но стараюсь находить им логическое объяснение.
О женщинах и мужчинах
Наверное, я вас удивлю, но для меня нет понятия «настоящий мужчина» или «настоящая женщина». Есть настоящий человек. И это вовсе не связано с нынешней путаницей в гендерных ориентациях, когда сложно понять, кто перед тобой – мужчина или женщина.
У молодых девушек сегодня такие завышенные требования к партнерам, что они отбивают у мужчин всякое желание вступать в брак. У молодых парней свои заморочки. Убеждена в том, что «товарно-денежные» предпочтения – не лучший способ для создания интересной семьи.
Расим и Надежда Исмайловы. Во время съемок м/ф «Красные, черные и другие».
Я люблю идеалистов, среди мужчин особенно. Почему? Сегодня мир живет в таком хаосе, в такой зашкаливающей агрессии, что только у идеалистов есть шансы выжить и что-то изменить к лучшему. Потому что если у человека есть идеалы, он всегда будет стремиться к тому, чтобы их достичь. Расим Исмайлов был идеалистом чистой воды. С ним было легко, интересно, надежно. И он был одержим идеями и любовью ко всему, что его окружало. И мой итальянский внук – тоже немного идеалист.
Как-то приезжаю в Италию летом и объявляю: «Завтра день рождения Расима. Идем в самый лучший ресторан». Ресторан оказался на вершине горы в Кассетра, под нами - верхушки вековых деревьев, над нами - только небо. Заказали ужин, каждый, что хочет. Бьяджио просит официанта принести еще лестницу. «Зачем тебе лестница?» - «Надо же подняться в небо, сказать дедушке, что мы отмечаем день его рождения. Пусть посмотрит…» - «Какая замечательная идея!» - у меня от умиления запершило в горле.
Однажды я брала интервью у Его Высочества, министра внутренних дел Королевства Свазиленд, принца Сабандла Дламини. Говорили о гендерных проблемах в его стране: «Я люблю свою бабушку, - сказал с чувством принц, - но я люблю и своего дедушку. И только в единстве мужчины и женщины – гармония». Патриархальный взгляд? Но такой понятный и добрый…
О безграничности и свободе
В философском плане свобода – это безграничность. Безграничность в реальной жизни зачастую приводит к вседозволенности. К желанию освободиться от любых обязанностей по отношению к ближнему, не понимая, что именно эта обязанность и сделала нас людьми. Я согласна с мыслью о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Если бы все осознали эту простую истину, мир стал бы добрее, терпимее, уважительнее к образу жизни других. Не случилось бы «Шарли», не путали бы понятие «свобода» с разного рода провокациями, которые кончаются кровью. Сколько всего удручающего происходит в мире на наших глазах…
Золотое правило всех времен и народов - поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой. Для меня это и золотое правило Свободы.
Групповой портрет в интерьерах Пекинского конгресса
Воспоминания о Пекине не случайны. Недавно Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей собрал за «круглым столом» членов тогдашней делегации от Азербайджана. И даже наградил памятными планшетами в честь 20-й годовщины этого важного события.
«Азербайджан представляют, - сказала тогда после окончания конгресса Чен Мухуа, - компетентные и образованные женщины». Мы действительно выглядели достойно. Это признавали и друзья, и наши соседи-оппоненты.
Я попытаюсь набросать обобщенный портрет делегации, взяв самое характерное у каждого из ее членов. Это и будет групповой портрет азербайджанской женщины.
Так вот, у нее мощный интеллект Фатмы Абдуллазаде (она была главой делегации), красота актрисы Шафиги Мамедовой, интеллигентность Лидии Расуловой, независимый нрав Зарифы Салаховой, бесконечная доброта Земфиры Гусейновой, удивительная скромность Санифы Султановой. Прибавьте народный юмор Аси Манафовой и остроумные здравицы Флоры Ахмедовой. Учтите всесветную славу Зейнаб Ханларовой, ООНовскую репутацию социологов Диляры Сеидовой и Рены Ибрагимбековой. Да, не забудьте о всесильной любви к семье и детям абсолютно всех наших женщин (письма и звонки шли в Баку ежедневно и непрерывным потоком). Помножьте на веселый дух всей группы.
Портрет готов. О такой женщине в начале ХХ века мечтал великий Зейналабдин Тагиев, считая, что именно «такая азербайджанка даст новый импульс нации».
Записала Натали Александрова
Фото предоставлены Надеждой Исмайловой
Благодарим бренд Veuve Clicquot за поддержку рубрики «Женщины, которые вдохновляют».