Режиссер Кямран Шахмардан: «Сама история очень интересна – она о женщине, уже не молодой, и о молодом парне…»
Интервью с финским режиссером – азербайджанцем Кямраном Шахмарданом.
Завершается работа над художественным полнометражным фильмом «Убийца», снятым по одноименной пьесе народного писателя Азербайджана Эльчина.
О том, что получилось в итоге и что нам предстоит увидеть в ближайшем будущем, мы поговорили с режиссером картины.
- Итак,расскажите о вашем новом фильме.
- Картина была сделана в жанре трагедии. История об одиночестве, предательстве, жертве. Мне кажется, что такое камерное кино и, скажем сразу, малобюджетное будет весьма востребовано. В одном действии разворачивается жизнь героев. И ничто не мешает зрителю сконцентрировать свое внимание на их истории, трагедии. Фактически действие фильма проходит в одной комнате.
Мне нравится, когда актер, а вместе с ним и мироощущение и человеческие качества его героя, выходит на передний план. С предварительным монтажом фильма уже знакомились эксперты, были получены лестные отзывы. Мне кажется, та задача, которую я поставил перед собой, процентов на восемьдесят выполнена. Картина сейчас проходит стадию постпродакшн. Я думаю, это та картина, та история, которую не часто встретишь. Ведь фильм снимался не только, скажем, под фестивали, это человеческая история, она без примеси, она оригинальна.
Эту же пьесу я ставил пять лет назад в Санкт-Петербурге, в театре «Балтийский дом». И этот спектакль до сих пор идет, он в репертуаре театра, и, насколько мне известно, а я периодически переписываюсь с актерами, аншлаг при каждом показе. Сама история очень интересна – она о женщине, уже не молодой, и о молодом парне, об их изначально несчастной любви, которая разворачивается очень трагично.
- Состав, задействованный в съемках?
- Это - совместная грузино-финно-азербайджанская картина. В качестве заказчика фильма выступило Министерство культуры и туризма Азербайджана. К работе над фильмом были привлечены грузинский оператор Михаил Магалашвили, а также ведущие артисты грузинского театра и кино - Эка Чхеидзе и Аполлон Кублашвили.
Вы не поверите. Фактически весь фильм был отснят за 17 дней. Съемки проходили в Тбилиси в старом городе.
- И когда состоится премьера картины?
- Я думаю, до конца года должна пройти премьера фильма. В Министерстве культуры и туризма Азербайджана также видели предварительный монтаж фильма, было много положительных откликов.
Моя «Black and White Studio» участвует в завершении данного проекта, где неоценима роль моей супруги Катри.
- По вашему мнению, будет ли успешным данный проект?
- Каждый режиссер хочет, чтобы его картина достучалась до зрителя. Также хочется, чтобы и фестивальную жизнь прожила. Но, прежде всего, главным показателем успешности фильма является то, что он предназначен для массового зрителя. Кстати, самому Эльчину тоже понравилась наша работа. Его зацепила актерская работа. Грузинская актерская школа очень сильная.
- Есть ли у вас новые задумки?
- Они есть и довольно интересные. Но заранее не хотелось бы говорить о них. В планах – есть желание сделать полнометражное кино, осуществить театральные постановки. Мне очень много пишут, зритель ждет новых премьер от меня. Надеюсь не разочаровать своих зрителей.
- Вы хоть и живете в Финляндии, но вы и много путешествуете. Не оторваны ли вы от Азербайджана?
- Я сменил место жительства, но не ощущаю того, что уехал из Азербайджана. Я всегда имею возможность приехать на родину, и так часто бываю здесь, что не успеваю почувствовать ностальгию. Я никогда не отказывался от своих корней, никогда не захлопывал эту дверь. Я - гражданин Азербайджана и горжусь этим.
Я так понимаю, азербайджанец должен уметь сохранить в себе азербайджанские корни, где бы он ни был. В моем случае, моя родина - это еще и моя дочь, с которой общаюсь на родном языке. И вовсе не обязательно жить в Азербайджане, чтобы быть азербайджанцем. Дочку периодически привожу в Азербайджан. Она очень любит проводить время с бабушкой, которая уже научила ее многому, к примеру, как готовить. Дочку зовут Чинара, ей 14 лет. Прекрасно учится в школе с английским уклоном, уже говорит на пяти языках. Занимается балетом, живописью, и я, наблюдая как растет и цветет мой ребенок, испытываю от этого огромное удовольствие.
- Вы наблюдаете за тем, что происходит в отечественной киноиндустрии?
- Мне кажется, что киностудия «Азербайджанфильм» начинает постепенно возрождаться. Есть очень много позитивных событий, дающих надежду на будущее. Сейчас уже много молодых режиссеров, которые пришли в кино. Таким образом, киноиндустрия в Азербайджане возрождается, и, слава Богу.
Я всегда считал, что оптимист - это хорошо информированный пессимист. Так вот, в этом плане я оптимист. Я работал во многих странах, я знаю, какой огромный в Азербайджане потенциал. Надо уметь его использовать. Считаю, что перспективы у азербайджанского кино весьма обнадеживающие. Важно, чтобы наше кино нашло свое лицо, и это в настоящее время происходит. Не спорю, был кризис, огромный кризис, но сейчас налицо большие сдвиги. Дорогу осилит идущий, надо просто идти и делать свою работу.
- Многие ностальгируют по старому Баку, а вы?
- Мне нравится нынешний Баку, он не похож на тот, который мы помним в прошлом. Баку развивается семимильными шагами, меняется и его облик. Кстати, у меня есть идея сделать фильм-воспоминание о старом Баку. Сейчас вместе со сценаристом ведем работу в этом направлении.
- Однажды вы сказали: «Режиссурой нужно заниматься после 40 лет, когда уже есть что-то, что потерял, когда почувствовал успех, когда почувствовал боль разлуки, любовь. Поэтому профессия режиссера очень сложна, она, так сказать, на вырост…
- Зритель всегда чувствует, что если то, что ему показывают, не прожито, не прочувствовано. Зритель сразу распознает фальшь…
Профессия режиссера - это образ жизни, образ мышления. Я, к примеру, не смогу без этого. Иногда мне кажется, что кроме меня, это никому не нужно. Но когда я заканчиваю работу и довожу материал до зрителя, я вижу, нет, люди смотрят, им нравится, они благодарят меня. И это приносит огромное удовлетворение.
Я прожил очень интересную и сложную жизнь. Много чего потерял, быстрее своих друзей поседел. Но я не жалуюсь, я с 6 лет в кино, снялся в десяти картинах. Довелось встречаться с очень талантливыми режиссерами. То, чего я добился в жизни, было сделано огромным трудом. В чужой стране я создал театр, занимаюсь преподаванием, снимаю фильмы, провожу международный театральный фестиваль, который уже получил статус государственного.
Я благодарен Богу за то, что дал мне такую интересную жизнь. К себе же я отношусь с большим юмором. Иногда мне кажется, что я понимаю что-то в театре, иногда мне кажется, что я полный профан. Мне немного сложно объяснить это, потому что профессия режиссера – это профессия рассказчика. Не всегда то, что ты рассказываешь, может быть интересно зрителям. Надо прожить жизнь, чтобы иметь опыт, чтобы было откуда черпать то, чем будешь делиться со зрителями.
- Пару слов о проводимом вами театральном фестивале «White and black».
- Концепция фестиваля – театр без границ. Наш город Имантра выделил нам деньги на новый театр. Пока идет строительство, и поэтому в этом году спектакли проводились в культурном центре под открытым небом. Акцент был сделан на уличные спектакли, цирковые представления, пантомимы, модерн-балет.
Наш фестиваль - это визитная карточка нашего города. Нам удалось взрастить уже целое поколение любителей театра. Сам фестиваль проводится уже на протяжении 12 лет. Со следующего года, наш фестиваль «White and black» будет работать в течение всего года. Осенью будем делать кукольные спектакли для детей и взрослых. Зимой ставить балет и модерн-балет, весной у нас будут моноспектакли и драма. А летом все то, что с большим интересом смотрелось бы целый год. Это все мы сможем сделать в нашем новом театре, с новыми сценами, с новой аппаратурой.
Я с удовольствием делал бы все это в Азербайджане. У меня много энергии, и я готов работать. Лишь бы это было нужно, лишь бы люди были заинтересованы в этом.
Ругия АШРАФЛИ