Крах турецких националистов
Турецкая оппозиция не может прийти в себя после сокрушительного поражения на парламентских выборах 1 ноября.
Оппозиционный лагерь Турции переживает глубокий кризис после того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) одержала уверенную победу на выборах в Великое национальное собрание. Однако, как и после предыдущих выборов, никто из лидеров оппозиционных партий не нашел в себе смелости уйти в отставку. Особенно плохо обстоят дела с Партией националистического движения (ПНД) и ее лидером Девлетом Бахчели, который считается главным виновником столь внушительного успеха ПСР.
На парламентских выборах 1 ноября националисты набрали всего 11,9% голосов турецких избирателей, с большим трудом преодолев 10%-ный проходной барьер.
Партия националистического движения получила всего 40 мест в новом парламенте страны, что вдвое меньше количества мандатов в прошлом созыве. Несмотря на то, что ПНД стала третьей в процентном соотношении, она уступила часть своих позиций прокурдской Демократической партии народов (ДПН), набравшей 10,75% голосов, но при этом получившей 59 депутатских мандатов. Дело в том, что ДПН победила в нескольких избирательных округах на юго-востоке страны, в то время как партия Бахчели не стала первой ни в одной из турецких провинций – даже на его малой родине.
Примечательно, что всего за какие-то пять месяцев ПНД потеряла ни много ни мало, 1,8 миллиона голосов избирателей (4,4%), лишившись 40 депутатских мандатов.
Отныне ПНД - самая маленькая парламентская фракция Великого национального собрания Турции, а ее председателю Девлету Бахчели, как главе четвертой по величине фракции, придется пересесть на место Селахаддина Демирташа, лидера столь ненавистной националистами Демократической партии народов.
По мнению других оппозиционных сил, именно Бахчели и его партия являются главными виновниками торжественного восшествия ПСР на политический Олимп Турции. В течение последних пяти месяцев, турецкие националисты допустили целый ряд непростительных ошибок, которые, по сути, стоили им многих лишений.
В первый раз репутация ПНД серьезно пошатнулась после того, как Девлет Бахчели отказался поддержать кандидатуру бывшего лидера Народной республиканской партии Дениза Байкала на пост председателя Великого национального собрания.
Наотрез отказавшись поддержать единого кандидата от оппозиции, Бахчели и его однопартийцы предпочли воздержаться от голосования. Этого шага оказалось достаточно для того, чтобы кандидат от ПСР Исмет Йылмаз был избран спикером турецкого парламента.
Впоследствии, неконструктивные действия лидера турецких националистов в ходе баталий по формированию правительственной коалиции привели к срыву всего переговорного процесса. Бахчели отказался от идеи тройственной оппозиционной коалиции с участием ДПН. Он также категорически отверг предложение лидера НРП Кемаля Кылычдароглу о создании коалиционного правительства НРП-ПНД, которое извне поддержала бы ДПН. Для того чтобы убедить лидера националистов, Кылычдароглу даже предложил ему возглавить коалиционное правительство. Однако Бахчели проявил редкое упрямство и не дал согласия ни одному из предложенных вариантов.
Парадоксально, что Бахчели стал первым политическим лидером, который предложил провести досрочные выборы сразу после объявления предварительных результатов парламентских выборов 7 июня. ПНД была единственной политической силой, с которой правящая Партия справедливости и развития хотела бы вступить в коалицию. Во всяком случае, об этом утверждали Ахмет Давутоглу и другие функционеры ПСР. Объединяет их приверженность крайне правым идеям, консерватизм и политическая ориентация, острая неприязнь к левым и космополитизму.
Однако переговоры не увенчались успехом из-за разного подхода двух партий к решению курдской проблемы, а также тяжелых условий, выдвинутых Бахчели. В итоге, лидер националистов отказался от всех предложений, из-за чего за ним закрепилась репутация человека, неспособного прийти к соглашению. Впрочем, националисты особо и не верили в то, что ПСР действительно хочет создать правительственную коалицию.
Таким образом, политическая пассивность и нерешительность, неумение найти компромисс, амбициозность и эгоизм, а также отсутствие какой-либо действенной предвыборной программы и политической платформы стали основными причинами сокрушительного поражения ПНД на парламентских выборах. А националистическая риторика ПСР оказалась куда более внушительной и эффективной. В ходе предвыборной кампании Бахчели был слишком вялым, а националисты практически ничем не отличились, кроме как резкой критикой в адрес Партии справедливости и развития. Эти факторы лишний раз доказали, что Партия националистического движения нуждается в серьезном обновлении.
Тем временем, судя по глубокому кризису в рядах партии, коренные изменения в ПНД уже не за горами. То, что партии нужен новый, молодой и харизматичный лидер, говорили многие оппоненты Бахчели. Из-за недопонимания с Бахчели, партию покинул ряд известных и весомых политических деятелей.
Одним из таких политиков был директор Центра международных отношений и стратегических анализов (TÜRKSAM), бывший депутат от Игдыра Синан Оган, имеющий азербайджанские корни. Оган фактически был уволен из рядов партии из-за открытой конфронтации с ее лидером. Однако он обратился в суд с иском о восстановлении своего членства в ПНД. Турецкий суд удовлетворил иск Огана и теперь многие даже пророчат ему пост председателя ПНД.
Между тем, судя по заявлениям Бахчели, у него нет намерения уйти в отставку. По его словам, он подаст в отставку, если на этом будет настаивать партийная молодежь. А внутрипартийная оппозиция уже приступила к выполнению необходимой процедуры. Для того, чтобы созвать 12-й внеочередной съезд партии, нужно письменное согласие, по меньшей мере, 249-ти делегатов из 1200-ти имеющихся.
Преемником Бахчели может стать экс-министр внутренних дел, бывший заместитель председателя Великого национального собрания Турции Мерал Акшенер. До недавнего времени, Акшенер считалась одной из ключевых фигур внутри партии. Однако разногласия с Бахчели привели к тому, что ее кандидатура не была выдвинута ПНД на последних парламентских выборах. Теперь оппоненты Бахчели внутри партии делают ставку именно на нее, а сама Акшенер пока занимает выжидательную позицию.
Судя по всему, популярность Акшенер среди националистов уверенно растет день ото дня. Уж очень много членов ПНД сегодня упорно просят ее возглавить партию. Если съезд все же состоится, внутрипартийная оппозиция намеревается выдвинуть единого кандидата, способного победить Бахчели.
Другие условные кандидаты, в том числе и Оган, обязались снять свою кандидатуру и поддержать Акшенер на выборах нового председателя партии, пишут турецкие СМИ. Внутрипартийная борьба между патриархальной политической культурой и сторонниками обновления партии обещает быть захватывающей.
Джейхун Алекперов