«Газовая гонка» Тбилиси: послесловие к визиту Кахи Каладзе в Баку | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Газовая гонка» Тбилиси: послесловие к визиту Кахи Каладзе в Баку

10:52 - 08 / 02 / 2016
«Газовая гонка» Тбилиси: послесловие к визиту Кахи Каладзе в Баку

Вопрос дополнительных объемов газовых поставок в Грузию все еще сохраняет интригу.

И пока еще не совсем понятно, воспользуется ли правительство этой страны предложением российского «Газпрома», которое стало причиной недовольства населения и протестных акций с участием оппозиционных сил Грузии.

Напомним, что в настоящее время Азербайджан является основным поставщиком природного газа в Грузию. Поставки газа осуществляет SOCAR из объемов газа, добываемых с собственных месторождений. Кроме того, Грузия получает газ по Южно-Кавказскому трубопроводу с месторождения «Шах-Дениз».

Грузия ежегодно потребляет примерно 2 млрд куб.м газа. В республику поступает также российский газ в виде платы за его транзит в Армению, за что Грузии остается 10% от общего объема поставок.

Напомним, что еще в минувшем году грузинские власти заявили о том, что из-за  возросших в стране потребностей в природном газе появилась необходимость в привлечении дополнительных объемов.

Кстати, в тот период грузинская оппозиция, в частности представители Единого национального движения (партия экс-президента Михаила Саакашвили), выступая против предложения российского «Газпрома» заявила о том, что Азербайджан может и без российских объемов полностью  покрыть  дефицит  потребления «голубого топлива».

Наряду с этим оппозиция обвинила в лоббировании интересов российского газового гиганта ныне действующего министра энергетики Каху Каладзе, который, по информации грузинских информационных источников, заявлял о том, что «Азербайджан не может на данном этапе покрыть возникший дефицит объемов газа в зимний период».

Между тем визит министра энергетики Грузии Кахи Каладзе на минувшей неделе в Баку внес определенную ясность относительно дальнейших планов правительства Грузии в вопросе экспорта поставок азербайджанского газа.

Итоги визита Каладзе подтвердили желание грузинской стороны увеличить поставки  газа с месторождения «Шах-Дениз».

По сообщению грузинских СМИ, после рабочего визита в Баку Каха Каладзе заявил прессе о том, что правительство готово получить дополнительный объем природного газа из Азербайджана по Южно-Кавказскому трубопроводу (ЮКТ).

Напомним, что в Грузию сегодня поступает примерно 11 миллионов кубометров газа в сутки, из которых 6 миллионов  приходится на азербайджанский газ из трубопровода  «Газах», 3,2 миллиона - в рамках фазы «Шах-Дениз-1»( Южно-Кавказский трубопровод, ЮКТ), остальные 1,5-2 миллиона кубометров поступают в качестве оплаты за транзит российского газа, поставляемого в Армению.

Министр заявил о том, что переговорный процесс о доставке дополнительных объемов газа по ЮКТ находится в активной фазе, но пока соглашение не достигнуто, и в случае консенсуса в данном вопросе Грузии не понадобится тот объем дополнительного российского газа, который нужен сегодня.

В свою очередь в SOCAR сообщили, что в ходе переговоров обсуждались вопросы строительства участка Южно-Кавказского газопровода, проходящего по территории Грузии, а также проблемы, возникшие в транспортировке азербайджанского газа в Грузию и их решение.

Однако, очевидно, что если стороны договорились продолжить переговоры и регулярные  встречи, это значит, что главный вопрос повестки - цена на газ все еще остается нерешенным, хотя грузинской стороне отнюдь не впору откладывать решение проблемы в долгий ящик в наступивший зимний период.

Комментируя сложившуюся ситуацию, некоторые эксперты и в Баку, и в Тбилиси придают газовой гонке в большей степени политическую окраску,  нежели энергетическую значимость.

По их мнению, у Грузии нет серьезных оснований заявлять о нехватке каких-то  критических объемов газа, которые якобы  не в состоянии покрыть азербайджанская сторона.

Действительно, SOCAR не раз заявляла о том, что готова  экспортировать в Грузию столько газа, сколько потребуется.  Поэтому сейчас, когда стало известно о том, что грузинские власти ведут  переговоры с Россией и Ираном, у официального Баку появились все основания для недовольства подобными действиями своих ближайших  партнеров, особенно в условиях, когда поставки иранского газа через Армению в Грузию уже не кажутся такими невозможными.

Поэтому неожиданный визит Каладзе в Баку эксперты  объясняют форс-мажором из-за опасений  грузинских властей  потерять доверие важного стратегического и экономического партнера.

Спорный вопрос

Любопытно, но незадолго до визита грузинского  министра в Баку в зарубежных СМИ прошла информация о якобы обнаруженных запасах газа в Грузии, в объеме 5,3 триллиона кубометров.

Эту информацию оперативно перепечатали грузинские СМИ, сославшись на слова президента американской компании Frontera Resources Стива Никандроса.

Позже эта информация получила неоднозначную оценку в экспертном сообществе.

В частности, далеко не оптимистичные прогнозы экспертов фактически поставили под сомнение достоверность этой информации, впрочем, как и вопрос энергетической независимости Грузии.

Так, по словам руководителя бакинского Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, данная информация достаточно сомнительна.

«Показатель в объеме 5 трлн кубометров - серьезное заявление, но маловероятное. Между прочим, для сравнения отмечу, что это примерно в десять раз меньше, чем запасы газа в России (почти 50 трлн кубометров), в 7 раз меньше, чем у Ирана (34 трлн), и в 5 раз меньше, чем у Катара (25 трлн кубов).То есть заявлять можно о чем угодно, вопрос в том, а правда  да ли это на самом деле? Я думаю, нет. К тому же данная компания уже и ранее заявляла об обнаруженных запасах газа в Грузии, но дальше слов, как видим, дело не пошло. Разница в том, что если раньше речь шла о миллиардах кубометров, то сейчас  уже о триллионах», - сказал Шабан в комментарии 1news.az

Отметим, что идентичной оценки придерживаются и российские эксперты, по мнению которых американская компания проявляет заинтересованность в том, чтобы убедить реальных акторов энергетического рынка в перспективности инвестирования в грузинские рынки.

«Два года тому назад Frontera Resources заявляла о том, что обнаружила в Грузии газовые запасы в объеме 40 млрд кубометров, а в минувшем году о запасах в районе Сагареджо Кахти в объеме 5 млрд тонн нефти и более 15 млрд кубометров газа. Чуть позже  компания оценила  имеющиеся запасы газа  в 3,8 трлн кубометров, а теперь эти объемы выросли уже до 5 трлн кубометров», - отмечают российские эксперты.

По мнению Ильхама Шабана, разведанные запасы газа необходимо сначала доказать, и уже после этого имеет смысл рассуждать о том, как их извлекать и выгодно реализовывать.

«Это дело отнюдь не простое, к тому же надо еще разобраться в том, насколько  эти запасы извлекаемы при имеющихся  технических возможностях. Бывает и так, что в ходе бурения  возникают большие проблемы с промышленной добычей. Кроме всего прочего известно, что на территории Грузии невозможно  пробурить ни одну глубокую скважину или вести  разведывательные работы из-за ее неудобного географического положения», - считает аналитик.

Пиар от «Газпрома»

Что касается предложения российской стороны относительно газовых поставок, то, по мнению Шабана, это чистый пиар-ход со стороны «Газпрома», нацеленный на привлечение новых кредиторов и новых  способов для приобретения солидных инвестиций.

«Как мне кажется, инициатором российско-грузинских переговоров был «Газпром», у которого на первом месте всегда стоят собственные интересы. Это может быть связано еще и с тем, что Москва намерена  расширить поставки газа через Грузию, чтобы увеличить мощности Разданской ТЭС в Армении уже в текущем году.

Грузия также заинтересована в получении крупных объемов газа с газопровода Север-Юг, особенно в зимний период. Но не стоит сбрасывать со счетов то, что в связи с началом разработки второй стадии «Шах-Дениз» в 2018 году почти половину потребностей Грузии будет покрывать газ, который она получит за транзит азербайджанского газа к 2020 году.

К тому же до 2028 года подписан очень выгодный  контракт Грузии с SOCAR, и маловероятно, что  в связи с этим могут возникнуть какие-то  проблемы. В свое время, когда в 2007 году SOCAR  впервые появилась на грузинском  рынке, речь шла о 150 долларах за тысячу кубометров, в то время как за эти же объемы «Газпром» запрашивал 330 долларов. Поэтому мне с трудом верится в то, что объемы российских нынешних поставок в Грузии будут коммерчески привлекательны для грузинской стороны,  в то время как азербайджанская сторона все эти годы реинвестировала на грузинский рынок», - сказал Шабан.

В свою очередь, грузинский эксперт Мамука Арешидзе считает, что у переговоров, которые правительство Грузии проводит с «Газпромом», имеются два разных аспекта - политический и экономический.

По его словам, нынешние российско-грузинские отношения любой вопрос обращают в политические рамки, в то время как  Россия свою внешнюю политику строит на энергетической деятельности.

«За любыми переговорами, которые проводит Россия, будь то газовый вопрос или другой, обязательно следует искать большую политику, и это касается требований «Газпрома» заменить форму компенсации за транзит российского газа в Армению, что очень плохо.  И это тоже одна из попыток России оказать давление на Грузию», - считает эксперт.

Реакция из Вашингтона

То, что импорт Грузией российского газа окажет негативное воздействие на отношения Тбилиси и Вашингтона, предположил эксперт Совета внешней политики США Стивен Бланк.

По убеждению Бланка, нет причин для поставок в Грузию российского и иранского газа, так как Азербайджан поставляет его Грузии в достаточных объемах. Американский эксперт уверен, что за всем этим кроется политическая закулисная игра, в основе которой лежит частный, а не общественный интерес. В то же время аналитик  считает, что после решения с «Газпромом» всех вопросов по транзиту через Армению газ из Ирана, вероятно, будет стоить для Грузии 220 долларов за тысячу кубометров, тогда как азербайджанский газ стоит дешевле порядка170 долларов за тот же объем.

Рынок есть рынок

В том, что Грузия заинтересована в получении большего объема газа из газопровода, по которому газ поступает из России в Грузию, нет ничего необычного, считает азербайджанский политолог Тофик Аббасов.

«Естественно, что в этом вопросе имеет место быть политический фактор, связанный с «Газпромом», который, как известно, понес имиджевые потери, когда отказался экспортировать газ в Грузию в 2006 году и тем самым примерил на себя что называется рубаху ненадежного партнера», - заявил он в комментарии 1news.az

По его словам, разговоры о том, что Грузия может заменить российский газ на азербайджанский, не имеют серьезного основания, так как в этом случае придется просто перекрыть трубопровод Россия-Грузия-Армения, что крайне невыгодно и самой Грузии, которая  получает приличные средства за транзит.

«Было бы наивно полагать, что Грузия может полностью отказаться от азербайджанского газа в обмен на российский, особенно учитывая, что на сегодняшний  день Грузия получает из Азербайджана  свыше 85 процентов газа по очень выгодной цене. Вопрос в том, что в зимний период Грузия из-за возросших объемов потребления пытается найти новые варианты.

 Грузины сейчас настойчиво добиваются  увеличения  объемов азербайджанских поставок, рассматривается  версия  с поставками  иранского газа, которая, на мой взгляд, недостаточно реализуема из-за проблем, упирающихся в средства доставки и в возможности газораспределительной системы  на Южном Кавказе. То есть вариантов, так же как и вопросов больше, чем ответов. Как мне кажется, Азербайджан все- таки ближе к тому, чтобы решить растущие потребности в  газовых поставках, поэтому я больше склонен полагать, что в конце концов стороны придут к консенсусу в силу давнего стратегического партнерства. 

Действительно, на энергетических рынках, в частности на кавказской площадке растет напряжение  в связи с острой конкуренцией, но рынок есть рынок, где каждая страна старается заиметь больше преференций, в чем нет ничего предосудительного.

Грузия как страна, которая не имеет своих энергетических ресурсов, полна решимости диверсифицировать каналы поставок, и в принципе этого и не скрывает. С другой стороны, она плотно держится за Азербайджан как за испытанного партнера, который в свое время протянул ей руку помощи в трудный  час, покрыв ее газовые потребности холодный зимний период. В нынешней ситуации полагаю, что грузины пытаются получить какие-то альтернативные варианты, чтобы чувствовать себя  более уверенно. В Грузии очень много политических сил, которые сильно дорожат отношениями с Баку и знают наши возможности. В свое время Азербайджан инвестировал в грузинскую экономику более 6 млрд долларов – это большие средства, за  счет которых был решен целый ряд плановых вопросов по строительству разных производств, предприятий, терминала в Кулеви, обновлению целой системы  автозаправочных станций. Одним словом, азербайджанский  капитал широко  представлен в грузинской экономике, и наряду с этим за счет транзита наших энергоносителей  Грузия получает очень  солидные финансовые средства. На мой взгляд, надо стараться сохранить грузинский рынок, и если SOCAR может застолбить за собой  дополнительные объемы  и увеличить экспортный потенциал, это только будет на пользу нашей стране.

Матанат Насибова

Поделиться:
3809

Последние новости

Все новости

1news TV