Расим Мусабеков: «Налбандян и Саргсян в посредничестве МГ ОБСЕ видят лишь инструмент для реализации своих территориальных претензий»
10 марта в Москве с рабочим визитом находится президент Армении Серж Саргсян.
В преддверии визита корреспондент влиятельной российской газеты «Коммерсант» взял интервью у министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна, который в очередной раз выступил с рядом провокационных заявлений о ситуации вокруг Нагорного Карабаха, а также попытался переложить на Азербайджан ответственность за отсутствие подвижек в переговорном процессе.
Однако общеизвестно, что именно Армения саботирует любое изменение статус-кво в конфликте, удерживая часть территории Азербайджана под незаконной оккупацией.
Читайте по теме:
В связи с этим азербайджанский парламентарий, политолог Расим Мусабеков ответил в интервью 1news.az на ряд интересующих нас вопросов
- Господин Мусабеков, как бы вы прокомментировали высказывания Эдварда Налбандяна о том, что якобы именно Азербайджан саботирует Мадридские принципы и незаслуженно подвергает критике Минскую группу ОБСЕ?
- Из-за своей путанной, алогичной речи Налбандян периодически подвергается насмешкам и даже критике в самой Армении. На этот раз он как обычно перевернул все с ног на голову. Азербайджан критикует Минскую группу за безрезультатность ее деятельности, за то, что длительные переговоры не заканчиваются конкретными решениями, что резолюции Совета Безопасности ООН как бы выводятся за скобки переговоров, хотя их никто не отменял, и именно они являются отправной точкой для этих самых Мадридских принципов. Суть их в том, что оккупированные азербайджанские территории должны быть освобождены, а армянские войска выведены.
Налбандян и его шеф Саргсян в Мадридских принципах и в посредничестве Минской группы видят инструмент для реализации своих территориальных претензий. По существу армяне хотят в той или иной форме легализовать территориальные захваты посредством переговоров, а если это не получится, то сохранить нынешний статус-кво на неопределенно долгий срок. К сожалению, в этом посредники идут им навстречу.
Слова Налбандяна интерпретируются так, что Ереван готов вести переговоры сколь угодно долго то тех пор, пока Азербайджан не согласится на требования армян. Баку же требует вместо бесконечных переговоров, наконец, побудить Армению к выводу вооруженных сил с оккупированных территорий. Понятно, что такой расклад не выгоден Армении и она всячески мусолит Мадридские принципы.
Сопредседатели Минской группы вместо того чтобы найти развязку по главным противоречиям, вбрасывают темы «о мерах доверия», «укреплении режима прекращения огня» и пр., которые по существу пролонгируют нынешнюю ситуацию, а не приводят к ее изменению.
- По утверждению Налбандяна, в неурегулированности Карабахского конфликта виновата не Армения и не посредники…
- Что он еще может сказать, как не стараться перевести стрелки на Азербайджан? Он ведь не признается, что Армения упорствует в своих агрессивных притязаниях и пока они не будут реализованы хотя бы частично, никакого урегулирования не будет. Так что без всякой дипломатии я скажу, что Налбандян как обычно лжет, причем довольно примитивно и неумело.
- В интервью Налбандян мельком коснулся вопроса о российских поставках вооружения в Азербайджан…
- Форпосту и стране, которая кормится из русских рук, выдвигать какие-то требования патронам не приходится. Кроме глухого ворчания и дополнительных просьб в адрес Москвы Саргсян и Налбандян ничего другого выдвинуть не осмеливаются.
- Сильную «озабоченность» выразил министр относительно критики в адрес МГ ОБСЕ со стороны Азербайджана, добавив, что Армения всячески поддерживает посреднические усилия сопредседателей.
- И что в этом удивительного? В конце концов, захвачены азербайджанские территории, а не армянские. И недовольство безрезультатными переговорами обычно выражает сторона, подвергнувшаяся агрессии, а не оккупант. Повторюсь, что Армения видит в переговорах под эгидой Минской группы инструмент легализации осуществленных территориальных захватов либо в продлении существующего положения на неопределенный срок. Если бы Минская группа вдобавок к этому добилась гарантированного невозобновления войны и открытия коммуникаций, то армяне готовы продолжать переговоры по остальным вопросам целую вечность. Налбандян все время путает Минскую группу и сопредседателей Минской группы, а это не одно и то же.
Баку выражает недовольство не Минской группой, а конкретно теми сопредседателями, которые продолжают свое бесплодное посредничество.
- Несмотря на недовольство части армянского общества членством страны в ЕАЭС Налбандян положительно высказался по этому поводу. Как вы это объясните?
- Армения давно потеряла внешнеполитическую субъектность, и если вначале армянские официальные лица хором утверждали, что нет смысла вступать в ЕАЭС в силу географической изолированности их страны, то после того как Саргсян был вызван «на ковер» в Кремле, где его, как я полагаю, ознакомили с малоприятным досье на него самого и его коррумпированное, погрязшее в преступлениях окружение, вся аргументация изменилась прямо на противоположную, а Армения ускоренно вступила в ЕАЭС.
Соответственно, сейчас власти вынуждены оправдываться. Между тем никакой выгоды от членства в ЕАЭС, по крайней мере за прошедшее время, ее экономика не получила, а объем торговли Армении со странами, входящими в это объединение, сократился на треть.
Не удивительно, что в Армении задаются вопросом, зачем такие шараханья от евроинтеграции к евразийской интеграции? Ответить трудно, хотя ответ лежит на поверхности: хозяин приказал, отказаться не посмели.
- Налбандян заявил, что якобы Армения приняла около двадцати тысяч сирийских беженцев, умолчав при этом, что они размещены на оккупированных территориях Нагорного Карабаха. Известно также, что Армения в связи с этим запросила Евросоюз об оказании финансовой помощи. Получит ли она эту помощь?
- Возможно, за время конфликта в Сирии через Ереван и прошло около двадцати тысяч сирийских армян (хотя и эта цифра весьма преувеличена), но в Армении задержалось лишь несколько тысяч. Большинство беженцев рассматривают Армению как транзитную страну для выезда на Запад и лишь несколько сотен семей согласны размещаться в Нагорном Карабахе и оккупированных территориях, понимая, что рано или поздно их оттуда попросят действительные хозяева этой земли - азербайджанцы. Какой смысл им прыгать из огня да в полымя?
В Армении хотят под любым предлогом пристегнуть Евросоюз к противозаконной политике расселения на оккупированных азербайджанских территориях. Если Брюссель выделит деньги и гарантирует, что построенный там поселок будет сохранен за армянскими беженцами из Сирии, люди, конечно, пойдут на это. Но я полагаю, что в Евросоюзе отдают себе отчет в противозаконном и провокационном характере обращения Армении по поводу беженцев из Сирии. Поэтому я не думаю, что Брюссель выделит средства Армении для размещения сирийских беженцев, тем более на оккупированных территориях. К тому же Азербайджан в самой категоричной форме заявил о недопустимости подобных действий со стороны ЕС в этом чувствительном для нас вопросе.
- Армянский министр выступил с порцией обвинений в адрес Турции, чьи отношения с Россией значительно осложнились после инцидента с уничтожением российского истребителя, заявив о том, что Турции не помешало бы держаться подальше от процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта…
- Прежде чем озвучивать столь красноречивые выводы, Налбандяну не помешало бы вспомнить, что Турция является членом Минской группы с момента ее образования. Да, Анкара не имеет дипломатических отношений с Арменией. Однако она ведет активный диалог по вопросу карабахского урегулирования с посредниками - США, Францией, а до недавнего времени и с Россией. Турция активна по данной проблеме на всех международных площадках.
- Во время беседы Налбандян заговорил о «большом потенциале» ирано-армянских отношений. Есть ли для этого какие-то основания?
- Никакого потенциала у этих отношений нет, в противном случае его давно бы реализовали. Дело в том, что армянская экономика ничтожна и ей мало что есть предложить Ирану. Все разговоры сводятся к мифическим проектам транспортировки иранского газа через Армению (но куда?) или строительства железной дороги за многие миллиарды долларов, на которую нет денег и главное - грузов. Ведь политикой вражды и территориальных претензий к соседям Армения загнала себя в геополитический и транспортный тупик. Никаких внятных проектов, которые могли бы вызвать интерес у Тегерана, у Армении в действительности нет.
- Как вы считаете, с какой целью едет Саргсян в Москву? Какие вопросы будут обсуждаться в рамках очередного кремлевского турне армянского президента?
- Думаю, в первую очередь Саргсян намерен прояснить сложившуюся ситуацию вокруг нагорно-карабахского конфликта, поскольку он остается нерешенным, а напряженность увеличивается. С другой стороны, Армения, являющаяся форпостом России, нервно отслеживает растущий турецко-российский антагонизм.
Армяне, с одной стороны, видят некие возможности для удовлетворения своих старых притязаний к Турции и Азербайджану при помощи Москвы, но с другой стороны, опасаются стать полем военных действий в случае, если отношения между Россией и Турцией дойдут до такой опасной фазы. Ведь мало того, что Турция очень сильная в военном отношении держава, она вдобавок член НАТО. Саргсян попытается внести хоть какую-то ясность в этот вопрос, чтобы рассеять армянские страхи. Россия зачастую предпринимает действия, затрагивающие Армению, даже не ставя в известность ее руководство, к примеру, переброску на свою военную базу дополнительных самолетов и прочее. Ну и, конечно же, традиционно Саргсян будет просить у Москвы денег, это его старое занятие. Собственно говоря, за всем этим и едет Саргсян в Москву.
Матанат Насибова