После Brexit: каких последствий ожидать в отношениях Евросоюза с Азербайджаном?
Решение британских граждан, проголосовавших за выход страны из состава Евросоюза, создало неопределенность в самых разных сферах: от внутренней стабильности в самой Британии до будущего Евросоюза.
Какой будет внешнеполитическая линия самого ЕС после отделения от него Великобритании – одного из ключевых финансовых игроков? Сможет ли ЕС сохранить высокий уровень взаимодействия на восточных рубежах? Чего ждать Азербайджану в сотрудничестве с ЕС?
С такими вопросами 1news.az обратился к азербайджанским экспертам. Прогнозы оказались самыми разнообразными.
Выделилось два направления, по которым Азербайджану стоит ожидать перемен в результате «Брексит» – вошедшего в употребление термина, означающего выход Британии из Евросоюза (от англ. Brexit – Britain Exit). Это экономическая составляющая и политический диалог.
Большинство аналитиков прогнозирует укрепление экономических связей ЕС с восточными партнерами, в частности с Азербайджаном.
По мнению британского юриста азербайджанского происхождения Камрана Балаева, после «Брексита» Европа и ее политические институты начнут меняться, репутация Союза может оказаться под ударом. В таких условиях ЕС захочет искать новые партнерства, будет стараться решить свои внутренние проблемы, пересмотрит механизм бюрократии.
«С Азербайджаном диалог только улучшится, так как наша страна – один из тех партнеров, который уже много лет демонстрирует стабильное постоянство», - сказал Камран Балаев, специалист по международному праву.
Глава Общественного объединения гуманитарных исследований Аваз Гасанов, активный участник европейских инициатив, полагает, что несмотря на то, что программа «Восточное партнерство» не была приоритетным проектом, сегодня ЕС не заинтересован в полном отказе от нее, но и не будет прилагать усилий по ее расширению.
«Сама программа не была полностью реализована. Только Грузия, Украина и Молдова, в определенной степени, продвинулись согласно ее требованиям, - сказал Гасанов - Однако проекты, которые ЕС начал совместно реализовывать с Азербайджаном, все же будут продолжены, так как они важны и для самого Европейского Союза».
Главный редактор 1news.az Рахман Гаджиев настроен чуть более оптимистично. Он убежден, что Евросоюз не изменит своей политике в отношениях с надежными партнерами. А Азербайджан, по его словам, является именно таковым.
«Да, у ЕС все еще не выработана четкая единая дипломатическая линия, и в отношении восточных соседей прагматичность, на мой взгляд, также отсутствовала. Поэтому Баку компенсировал это активным взаимодействием на двустороннем уровне со странами-членами. В этом контексте «Брексит» послужит Евросоюзу «холодным душем». Там, где ЕС был инертным, теперь он не сможет себе этого позволить. Более того, не может ЕС позволить себе упустить и экономическую выгоду», - сказал он.
К этому он добавил, что ожидает снижения уровня т.н. «политического шантажа» в отношениях Евросоюза со странами-партнерами, в частности, давления в таких вопросах как права человека и укрепление демократических устоев, которые не всегда трактовались объективно.
Немного более пессимистичной позиции придерживается азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. Он полагает, что «Брексит» окажет серьезное влияние на ход экономического сотрудничества между Евросоюзом и Азербайджаном.
«Британия является одним из основных партнеров Азербайджана, лоббируя его интересы в каких-то определенных вопросах, в частности, в энергетической сфере, - сказал Велизаде. – Британия была локомотивом развития энергетического сотрудничества между ЕС и Азербайджаном. Другие страны занимали периферийное положение в этом вопросе».
В этом контексте он отметил, что британская компания bp является основным оператором в разработке крупного азербайджанского газового месторождения «Шахдениз» и нефтегазового месторождения «Азери-Чыраг-Гюнешли».
«Я не берусь говорить, что выход Британии спровоцирует кризис в отношениях Брюсселя и Баку, но Азербайджан, на мой взгляд, потерял своего активного лоббиста в Евросоюзе, - сказал Велизаде. - Ни Италия, ни Греция, с которыми Азербайджан реализует совместные энергетические проекты, на эту роль пока не подходят».
Читайте по теме:
Почему Великобритания выходит из Евросоюза и что будет дальше? – ОБЗОР
После Brexit: сторонники отделения «бегут как крысы с корабля»
Политический диалог и угроза тенденции сепаратизма
Второй аспект, который рассматривали комментаторы, связан с вероятным референдумом в Шотландии по вопросу об отделении от Британии, учитывая желание Шотландии сохранить единство с Евросоюзом. Согласно прогнозам, итог референдума, скорее всего, будет положительным.
Может ли это каким-то образом укрепить тенденцию сепаратизма в мире и негативно сказаться на нагорно-карабахском урегулировании?
Ильгар Велизаде полагает, что эти процессы не связаны напрямую, ведь «ситуация в Косово не оказала существенного влияния на карабахский мирный процесс».
Однако косвенным образом возможный референдум в Шотландии все же может иметь негативное воздействие, считает он, так как сепаратисты Нагорного Карабаха «получают некоторые козыри в руки».
Аваз Гасанов также полагает, что «карабахские сепаратисты могут воспрянуть духом благодаря шотландскому сценарию, если он будет иметь место».
Однако Рахман Гаджиев видит в прецеденте шотландского референдума о независимости позитивный сигнал: «Референдум должен проводиться в соответствии с конституцией страны, согласно действующему законодательству. Цивильный метод Шотландии может послужить лишь позитивным примером в рамках нагорно-карабахского урегулирования, поскольку все аргументы сепаратистов Карабаха отсылают нас к т.н. референдуму в НКАО 1991-го года, проведенному в нарушение норм действовавшего тогда законодательства».
«Более того, нельзя «самоопределяться» бесконечно. Шотландцы сейчас не имеют своего государства, и если они примут решение создать его, то дальше им придется решать в каком формате существовать – в ЕС или вне него. Армяне же уже самоопределились в рамках Республики Армения. Так что самоопределение на территории Азербайджана возможно лишь путем получения здесь соответствующего уровня автономии, а не отделения. Тироль и Аланды могут послужить примером того, как право народа на самоопределение может быть реализовано без нарушения принципа территориальной целостности. При чем опыт этот был реализован как раз на территории Европы», - добавил он.
Юрист Камран Балаев из Лондона в свою очередь отмечает, что правительство Шотландии в настоящий момент изучает юридическую возможность остаться в составе как Соединенного Королевства, так и Европейского Союза.
«Если все же будет принято решение о референдуме, то с ним затягивать не будут», - резюмировал он.
1news.az