НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Художник Саида Фагала-Хагверди: «Саттар Бахлулзаде часто заходил к нам на чай…» - ФОТО
Очередной гость авторского проекта «Наши за рубежом» - художник-керамист из Техаса (США) Саида Фагала-Хагверди
- Саида ханум, Вы связали свою жизнь с творчеством. Что и когда предопределило ваш выбор?
- Я родилась в семье художников. Мой отец Гасан Хагвердиев был первым моим учителем, равно как и для всех моих братьев. Все мы рисовали. Быть может, у нас было генетическое предрасположение к художественному искусству. Так или иначе, но с детства мы находились в творческой атмосфере, мы были окружены искусством. У нас в доме всегда были именитые гости из среды художников. Саттар Бахлулзаде жил в одном с нами доме, и часто заходил к нам на чай. Ему, кстати, очень нравились мои детские рисунки.
На момент поступления в вуз, у меня было много интересов. Отец же настоял на том, чтобы я училась в художественном училище имени Азима Азимзаде, а после его окончания, отправил меня в Ленинград. По его мнению, мне необходимо было окунуться в совершенно другую творческую атмосферу. До приезда сюда я планировала стать модельером, но однажды посетив выставку работ студентов Мухинского училища, главной и большой любовью всей моей жизни стала моя любовь к керамике.
- И вы воплотили свою мечту?
- Вернувшись в Баку, я поступила в Институт искусств, и вплотную занялась изучением этого искусства. К моменту завершения обучения получила направление на работу в керамический цех на производственно-творческом комбинате при Худфонде. Была там инженером-технологом. Интересно, что в вузе нас обучали больше творческим аспектам керамического искусства, а на комбинате на практике осваивали непосредственно производственную технологию. Это потом очень помогло мне в моем развитии как керамиста. Спасибо руководству цеха, нам давали возможность творчески само реализовываться, делать свои собственные работы.
В дальнейшем я основала студию, и стала активно выставлять свои работы. В частности, мои работы постоянно выставлялись в Центре миниатюры. В 1994 году на одном из мероприятий познакомились с бывшим тогда послом США в Азербайджане Ричардом Козларичем и его супругой Энн, которую заинтересовали мои работы. Благодаря ее рекомендациям возросло число заказов со стороны иностранных граждан, живущих и работающих в Азербайджане. Появилось много полезных знакомств, а мое занятие позволило стать мне финансово независимой.
- Почему вы уехали? Откуда возникло решение перебраться по ту сторону океана?
- Я познакомилась со своим будущим супругом, который приехал из США и работал в нефтяной компании. Он сам очень любил керамику, и помог мне приобрести специальную керамическую печь, и я уже могла не зависеть от оборудования комбината. Надо сказать, что это был мой второй брак, а от первого брака я родила сына Джамиля. В 1998 году супруга перевели в Америку, и мы все вместе переехали на новое место жительство в Нью-Джерси.
- Смелое решение с Вашей стороны. Наверное, было трудно бросить все и начать заново?
- Да уж, это решения далось мне нелегко. Особенно пугала необходимость адаптации в совершенно новом для тебя мире. Однако, мне повезло, я смогла найти себе занятие… и именно тем, что я любила больше всего. Первым делом мне посоветовали приобрести машину, и пока сдавала на права, приходилось ездить на велосипеде. Разъезжая на нем, я как-то забрела в гончарную мастерскую одной итальянки. У меня не было гражданства, ни документов подтверждающих мою квалификацию, я просто зашла в мастерскую и сказала, что готова стать подмастерьем. Меня взяли.
Как-то мне поручили зачистить блюда, ну и попробовать расписать их, я в итоге расписала пять блюд. Когда хозяйка мастерской увидела мою работу, она сказала, что взяла меня подмастерьем, не подозревая, что я художник. Когда я рассказала, чем я занимаюсь, она привела меня в Art-School. Это такие школы, где не давали сертификат, но могли учиться все желающие. Этим я стала зарабатывать, и заниматься любимым делом, находясь в соответствующей среде.
- А как ваш сын адаптировался к новым условиям?
- Прекрасно. На момент переезда ему было 11 лет. И он прекрасно владел английским языком. Джамиль быстро нашел себе друзей. После школы, он принял решение служить в армии, и участвовал в кампании в Ираке. Он никогда не рисовал, одна жизнь в творческой среде сказалась - в армии он научился делать татуировки. В его планах было сделать военную карьеру, однако, к моему большому удовольствию, прослужив много лет в армии, принял решение жить гражданской жизнью. Сейчас он учится в Техническом университете, и одновременно работает в крупной компании на позиции проектного менеджера.
- Однако и в Нью-Джерси вам долго отсидеться не получилось. Уже к 2000 году вы обосновались в Хьюстоне….
- Пришлось все начинать заново, ведь просто сидеть дома это не по мне. В Хьюстон я приехала уже с рекомендациями из Нью-Джерси, и меня сразу взяли в Art-School. Этот опыт работы стал для меня довольно интересным, ведь здесь преподаватель искусства должен был разбираться по всем направлениям, и мне пришлось срочно восполнять имеющиеся пробелы. Приходилось преподавать и самой учиться.
Сейчас я работаю в частном детском центре, где также открыты специальные курсы по керамике, на которых преподаю. В общем же в Америке керамика очень развита. На основании моего образования мне дали уровень мастера искусства, которое открывает дополнительные возможности. В планах есть открытие собственной школы – интересующихся керамикой очень много.
Готовлюсь стать бабушкой, пока, правда, лишь морально. В нашем центре детей отдают с самого разного возраста, есть и совсем еще малыши. И когда работаешь с ними, порой понимаешь, что не хочешь быть им педагогом, а хочется взять и понянчится с ними.
- Как часто приезжаете в Баку?
- Раньше, а именно до 2010 года, приезжала каждое лето. И лишь спустя шесть лет, вновь получилось оказаться на Родине.
Огромные впечатления от посещения родного города, который очень изменился за это время в лучшую сторону. Мне очень нравится вежливость и гостеприимство бакинцев. Я каждый день делаю фото Баку и выкладываю в социальных сетях. Мои друзья в Америке просто жаждут приехать и увидеть город.
Я думаю, что все эти международные мероприятия, такие как «Евровидение», «Европейские игры», «Формула-1», делают огромный вклад в популяризацию имиджа и страны, и столицы. Порой кто-то испытывает дискомфорт от того, что, например, перекрываются дороги, однако нужно понимать для чего это делается.
В Хьюстоне я познакомилась с Ирадой Ахундовой, президентом Ассоциации городов-побратимов Хьюстон – Баку, и очень скоро я стала исполнять обязанности арт-директора.
Мы также проводим мероприятия, которые направлены на пропаганду культуры и искусства Азербайджана. Это все конечно забирает много энергии и сил, кроме того приходится часто бороться с провокациями армян. Я считаю, что это очень важная работа для нашей страны, которая вынужденно находится в ситуации, в которой приходится буквально обороняться от наглости горе-соседей.
Ругия Ашрафли
Фото: Виктория Мельник