Реза Тагизаде: «Иран достиг исторического поворотного момента»
Массовые протесты, которые прошли в последние недели во всех крупных городах Ирана, могут привести к поворотному моменту в истории страны, вплоть до смены ее политического устройства.
Такого мнения придерживается британский политический аналитик иранского происхождения, профессор в Университете Глазго Реза Тагизаде.
«Иран, видимо, достиг исторического поворотного момента. Люди устали, на протяжении долгих лет они желают перемен», - сказал он в интервью 1news.az.
Массовые акции социального протеста прошли в Иране с 28 декабря и до первых чисел января практически во всех крупных городах. Люди выступили против безработицы и неэффективного экономического управления, однако постепенно лозунги приобрели политический характер. В ходе разгона протестов были задержаны сотни участников. Имелись также и жертвы.
Однако уже в среду, 3 января, командующий Корпуса стражей исламской революции генерал Мохаммад Али Джафари объявил, что «мятеж» в городах Ирана окончен. Тем не менее, и в прошедшие выходные, по отдельным сообщениям, протесты проходили в более мелких городах страны. Также накануне директор ЦРУ Майкл Помпео заявил, что акции протеста в Иране нельзя считать завершенными.
Нынешние демонстрации – крупнейшие с 2009 года, когда в Иране прошли мощные протесты против подтасовок результатов президентских выборов.
По данным оппозиционных источников, задержаны сотни человек, большинство которых – люди 25 лет. Как минимум, 21 человек погиб. Власти обвинили в произошедшем внешних врагов Исламской Республики.
По версии некоторых СМИ, за решеткой оказался и экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, который поддержал антиправительственные протесты во время поездки в город Шираз. Критика политики действующего президента Хасана Роухани со стороны Ахмадинеджада была расценена как «подстрекательство к беспорядкам». Однако информация об аресте была позже опровергнута.
«Поскольку силы безопасности сосредоточены в крупных городах, протесты продолжаются в более мелких населенных пунктах. По мере того как усиливается решительность в действиях сил безопасности, могут начаться неофициальные забастовки», - говорит профессор Реза Тагизаде.
В пятницу, 5 января, в Совбезе ООН прошло экстренное заседание в связи с ситуацией в Иране, созванное по инициативе США, которые с первых дней протестов поддержали демонстрантов. «Настало время для перемен!» - недвусмысленно написал президент Трамп в своем Твиттере.
На заседании Совбеза американский постпред Никки Хейли призвала международное сообщество вмешаться в ситуацию в Иране, однако ее призыв не нашел всеобщей поддержки. Представитель Франции отметил, что хотя события в Иране и вызывают обеспокоенность, но не угрожают международной безопасности, а российский постпред и вовсе обвинил США в «злоупотреблении площадкой Совбеза».
«Официальная политическая позиция США, и в первую очередь позиция президента Трампа и его заместителя Майка Пенса, предельно ясна», - говорит иранский эксперт из Великобритании Реза Тагизаде.
Неоднозначной ему видится позиция европейских стран. «Но это вскоре изменится, и Европа займет позицию аналогичную американской», - сказал он, добавив, что именно тогда будут возможны перемены в политическом устройстве страны.
На фото: антиправительственные протесты
В ходе волны протестов власти Ирана неоднократно блокировали доступ к мессенджеру Telegram, который считается основной платформой для координации действий среди оппозиционно настроенной части населения.
Учитывая периодическую блокировку Facebook, YouTube и Twitter, мессенджер Telegram пользуется огромным спросом в Иране: приложением пользуются более 40 млн человек, или почти половина населения страны. Мессенджер Telegram активно используется и для того, чтобы прочесть новости о событиях как в мире, так и в своей собственной стране.
Во многих городах Ирана за прошедшую неделю прошли и массовые проправительственные демонстрации, участники которых несли плакаты с изображением верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи.
На фото: демонстрации сторонников режима
Если рассмотреть географическое распределение протестных акций, то можно увидеть, что антиправительственными протестами в Иране были охвачены преимущественно персоязычные города.
Иранские азербайджанцы, компактно проживающие на севере страны, у южной границы Азербайджанской Республики, протесты не поддержали. Учитывая, что в 80-миллионном Иране этнические азербайджанцы составляют порядка 40%, число получается внушительным.
Директор Института востоковедения НАНА Говхар Бахшалиева уверена, что иранские азербайджанцы поступили разумно.
«Заявления иранских азербайджанцев о том, что они будут только внимательно отслеживать события, но ни в коем случае не вмешиваться в них, – это очень правильная, мудрая позиция. И направлена она в первую очередь на то, чтобы избежать бессмысленных жертв», - подчеркнула она.
Читайте по теме:
«Смута провалилась». Почему иранские азербайджанцы не поддержали протесты в Иране
Иранский политолог из Глазго Реза Тагизаде, в свою очередь, объясняет неактивность населения иранской провинции Южный Азербайджан тем, что на этих территориях, весьма вероятно, сосредоточено значительно больше сил безопасности, чем в других частях страны.
Что касается официальных позиций Турции и Азербайджана, высказавшихся в поддержку мирного решения вопроса в рамках иранского законодательства, Реза Тагизаде отметил, что Баку и Анкара видят любые беспорядки в Иране сильным дестабилизирующим фактором для всего региона, потому заинтересованы в сохранении статус-кво.
«Однако ситуация может измениться в любом случае», - подытожил он.
Елена Остапенко