«Бей своих»: Для чего Армении нужны были «сумгайытские погромы»? | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Бей своих»: Для чего Армении нужны были «сумгайытские погромы»?

16:07 - 28 / 02 / 2018
«Бей своих»: Для чего Армении нужны были «сумгайытские погромы»?

Сегодня 30-я годовщина сумгайытских событий - одной из крупнейших и коварнейших провокаций спецслужб Армении и СССР за всю историю армянской агрессии против Азербайджана.

Это была хитроумная и четко спланированная провокация – армяне любыми способами стремились создать отрицательный образ азербайджанцев, мол, «посмотрите, разве можно жить в мире и согласии с такими дикарями?»

Им позарез был нужен предлог, хотя бы немного, но оправдывающий вероломную войну против Азербайджана. Они его получили – события в Сумгайыте, организованные по заранее спланированному сценарию по указанию представленных в советском руководстве проармянских сил, стали одной из отправных точек развязанного сепаратистами нагорно-карабахского конфликта.

Сегодня к вселенскому вою по «геноциду в Османской империи» армяне присовокупили ежегодные вопли по «геноциду в Сумгайыте», благополучно «забывая» при этом, что именно их соотечественники были активными участниками сумгайытских событий.

Это они, с криками «За мной!» и «Смерть армянам!» нападали на дома сумгайытских армян.

В основном это были те армяне, которые отказывались делать взносы в общество «Крунк», созданное в Нагорном Карабахе при близком участии партийного руководства Армении якобы для изучения истории региона.

И хотя некоторые в Армении предпочитают романтизировать название этой сепаратистской организации, выпячивая его перевод - «журавль», данное общество имело конкретную расшифровку - «Комитет революционного управления Нагорного Карабаха», члены которого «революционными» методами совершали в Нагорном Карабахе преступления и теракты с целью добиться выхода из состава Азербайджанской ССР.

Сохранилось свидетельство бывшего директора республиканского объединения «Азеркитаб» Тамерлана Нагиева: «У объединения («Азерикитаб») в Степанакерте были два книжных магазина, директоры –  женщины. Одна относилась к азербайджанцам враждебно, другая – дружелюбно. Приезжали они в Баку раз в квартал для отчета. Так вот, в конце 1987-го года второй директор попросила меня принять ее. Посидели, поговорили. Рассказала она, что появились мужчины из Армении, агитируют, записывают в «Крунк», собирают деньги. Кто не согласен, - объявляют предателем, преследуют, оскорбляют. Помощи от официальных властей нет, партийные органы области (НКАО) с ними заодно, люди все запуганы. Будет нехорошо, чувствуем беду». После этого разговора Тамерлан Нагиев написал докладную в ЦК КП Азербайджана, однако никакой реакции не последовало.

Еще одно свидетельство: бывший народный депутат Верховного Совета Азербайджана от Сальянского района, подполковник КГБ Айдын Абдуллаев: «В течение всего 1987 года Степанакертское отделение КГБ информировало Баку о деятельности эмиссаров из Еревана и активность «Крунка», в том числе партийного руководства армянских районов НКАО. Республиканский КГБ докладывал в союзный КГБ, и, конечно, руководству Азербайджана. Союзное КГБ, как это принято, докладывало в ЦК КПСС. Оттуда в Баку в КГБ не было никаких распоряжений, кроме одного: «Не вмешиваться». На запросы ЦК КПА из ЦК КПСС так же поступало: «Не предпринимать никаких мер!».

То есть, руководство СССР прекрасно знало о формировании в Нагорном Карабахе армянских террористических организаций и умышленно ничего не предпринимало для пресечения сепаратистских устремлений.

Большинство карабахских армян не поддерживали деятельность головорезов «Крунка», были неоднократные попытки изгнать бандитов, но среди них было много наемников с Ближнего Востока, которые запугиванием, убийствами и террором вынуждали армянское население принимать участие в их кровавых деяниях.

На этой же организации в определенной степени завязаны нити так называемых «погромов». Именно «Крунк» организовал сбор денег с армянского населения Сумгайыта – ремесленников, учителей, рабочих, а также богатых цеховиков, которым, кстати, вообще рекомендовали покинуть город.

Позже выяснилось, что убитыми во время сумгайытских событий армянами в основном были те, кто не согласился платить «дань» - эмиссары «Крунка» жестоко мстили за отказ отдать с трудом заработанные деньги на сепаратистские устремления своих шовинистически настроенных соотечественников.

Возбужденные по сумгайытским событиям материалы уголовного дела свидетельствуют о том, что в квартиры врывались уголовники, возглавляемые местным армянином, неоднократно судимым рецидивистом Эдуардом Робертовичем Григоряном, 1959 года рождения, в общей сложности отсидевшим в тюрьмах более 9 лет.

Было выявлено, что у Эдуарда Григоряна по кличке «Паша» заранее был список домашних адресов жертв будущего погрома – армян, которые не перечисляли деньги в армянские тайные фонды.

Список этот Григорян и его братья получили его от эмиссаров из Нагорного Карабаха, с которыми поддерживали тесную связь. Было установлено, что накануне событий он встречался с двумя не проживающими в городе подозрительными лицами.

Он же принимал непосредственное участие в распространении среди жителей Сумгайыта упорных слухов о том, что армяне Карабаха убивают азербайджанцев. Собрав вокруг себя таких же, как и сам, преступных элементов, он повел их за собой на площадь, где проходил мирный митинг против армянских притязаний на Карабах.

Представившись азербайджанцем из Кафана, он рассказал участникам митинга о том, что армяне якобы истребили в Кафане мирное азербайджанское население и призвал отомстить армянам.

Сказав, что у него есть список адресов армян, он повел за собой присоединившихся к нему людей и руководил грабежами армянских квартир.

По показаниям Гаджи Абдуллаева, родом из Кафанского района Армении: 26 февраля 1988 года его односельчанин Али Алиев приехал в Сумгайыт, чтобы повидать  жившего в этом городе сына. Он разговаривал с Али киши, спросил у него, как поживают родители. Али сказал, что армяне вновь угрожают, но пока все нормально, однако часть населения уже собирается переезжать.

В то же время он сообщил, что армяне направляют в азербайджанские села своих эмиссаров и угрожают, что если до 20 февраля люди не уедут по своей воле, то все азербайджанцы будут истреблены. Каким-то образом информация об этом достигла Москвы, и распространилась новость о том, что в Кафан прибыл генерал по фамилии Макашов, который урегулировал обстановку.

Услышав эту новость, он успокоился, что его родителям ничего не угрожает. В то время он вместе с женой и двумя детьми проживал в Сумгайыте, недалеко от автовокзала, в «нахалстрое», то есть в доме, построенном без разрешения, и работал штукатурщиком в Строительно-монтажном управлении номер 25 в Сумгайыте.

В те дни они работали на строительстве Джейранбатанского полимерного завода. Рано утром на маршрутном автобусе отправлялись на работу, а вечером возвращались домой. Рано утром 27 февраля он пришел из дома на Сумгайытский городской автовокзал и оттуда отправился на автобусе на работу. В тот момент в городе было спокойно. Ближе к вечеру, около 16 часов, когда он возвращался с работы, на Сумгайытском городском автовокзале наблюдалось оживление.

Примерно 6-7 молодых мужчин в поношенных черных комбинезонах, то есть в специальной рабочей одежде, громко говорили собравшимся вокруг них 15-20 людям о том, что они якобы привезли из Кафана в Баку машину с трупами азербайджанцев, зверски убитых армянами.

Они всячески провоцировали людей: почему здесь армяне живут в самых хороших домах, занимают самые денежные должности, работают на самой легкой работе и никто не смеет им что-либо сказать им. Некоторые соглашались с ними.  Те люди в черной одежде сказали собравшимся: «Давайте пойдемте на площадь и потребуем, чтобы армян изгнали из города, а если нас не послушают, то мы сами выгоним их». К одному из них они обращались, называя его  «Паша».

Он увидел, что эти лица, то есть те самые 6-7 человек, не очень-то похожие на азербайджанцев, говорят неправду, провоцируют людей. Поэтому спросил у них: «Откуда вы, почему врете, я сам из Кафана, вчера оттуда приехал человек, там никого не убили».

«Паша» и окружавшие его люди сказали ему, что якобы они из Кафана. Он спросил: «Вы из какой части Кафана, из какого села?». Они ответили, что они якобы из самого города Кафан. А он сказал им: «Вы не из Кафана, я по вашему говору вижу, что вы родом не оттуда». Они стали насмехаться над ним, один из них даже назвал его «предателем», перешедшим на сторону армян, сказал: «Может, ты и армянин».

После этого эти лица больше не слушали его и пошли по улице Мира в сторону городского рынка, и вокруг них собралось уже значительное количество людей.

Эдуард Григорян лично избил, изнасиловал и убил несколько людей - на основании неопровержимых фактов было доказано, что из 26 убитых в Сумгайыте армян 6 человек приходятся именно на его долю.

Здесь стоит указать на одну немаловажную деталь: проводившие расследование сумгайытских событий следователи, оперативники и сам руководитель следственной группы, не были азербайджанцами.

Следствием руководил следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре СССР Владимир Галкин. В процессе изучения деталей преступлений также выяснилось, что Григорян раздал своим подельникам спиртные напитки и таблетки специфического свойства. Обвиняемые признавались, что после употребления этих таблеток они чувствовали прилив сил.

Из свидетельских показаний милиционера роты ППС Сумгайытского ГОВД Гейдарова: «Лишь позже я понял, что, видимо, большинство, по крайней мере, те, кто находился из толпы рядом со мной, были или пьяные, или под воздействием какого-то дурмана, глаза пустые, непонимающие, на все наши требования никакой реакции». 

Бывший сотрудник Сумгайытского городского отделения КГБ Гаджиали Гаджиалиев в своих показаниях отметил, что, получив сведения об одном из основных организаторов и исполнителей сумгайытских событий – Эдуарде Григоряне по кличке «Паша», он проинформировал об этом Евгения Попова, руководившего оперативной частью КГБ СССР по сумгайытским событиям. Но Попов отнесся к этому с подозрением, заявив, что не верит в то, что армянин способен организовать преступления против армян.

Примерно в начале марта начальник Сумгайытского отделения КГБ Владимир Лебедев сообщил ему, что информация об Эдуарде Григоряне оказалась верной и тот уже арестован. Григорян был привлечен к ответственности после того как был опознан пострадавшими армянскими девушками – сестрами Мариной и Кариной Меджлумян.

Впоследствии его перевели в Армению, где в Ереване вели дознание уже армянские следователи. Имеется видеозапись в Ереване в здании прокуратуры Армянской ССР, где сестры Меджлумян опознают Григоряна, совершившего насилие в отношении них, и где он, говоря, что тоже армянин, молит их не называть его и взять назад свои обвинения.

На фото: пострадавшая Межлумян опознает в суде насильника Григоряна

Но сестры Меджлумян, несмотря на оказываемое давление, наотрез отказались изменить свои показания, и впоследствии, на суде открыто бросили в лицо Григоряну: «Ты был главный».

Таким образом, все ожесточенные попытки армян представить эти факты как выдумки азербайджанской пропаганды, разбиваются о неопровержимые доказательства из материалов дела.

К слову, сегодня Эдуард  Григорян спокойно живет в Москве - такое сенсационное открытие пару лет назад азербайджанские журналисты. «Его невозможно с кем-то перепутать, трудно ошибиться. Характерно атрофированные пальцы, наколки на кистях и предплечьях. Ныне он живет в Сергиево-Посадском районе Москвы. В 2008 году, во время повторного следствия, Эдуард Григорян нечаянно обронил, что в Сергиевом Посаде жила его тетя, и она встречалась с его сестрой и семьей. Арестованный после сумгайытских событий Э.Григорян недолго сидел за решеткой: в 1991 году Россия выдала его для дальнейшего пребывания в заключении в Армении. Экстрадированного в Ереван палача освободили, и он, немного побыв на «исторической родине», уехал в Россию», - писал журналист Эльчин Алыоглу.

Провокации в Сумгайыте совершали и другие армяне, которые потом пытались свалить это на азербайджанцев. К примеру, армянин Беник Григорян поджег собственную квартиру, а также квартиру своего родственника по фамилии Бабаян, свалив это на одного азербайджанца.

Впоследствии при проведении осмотра жилья этих армян стало известно, что фактически сгорели пустые квартиры. Когда члены следственной группы обратили на это внимание, Беник Григорян предложил им взятку. Однако следственная группа Генпрокуратуры СССР не дала этому факту никакой правовой оценки.

Следствие доказало также, что в первых рядах зачинщиков событий, подстрекающих подростков и различных преступных элементов, была прошедшая специальную подготовку диверсионная группа, которая возгласами и призывами наподобие: «Карабах наш!» и «Бейте армян!», направляла их в армянские квартиры…

Этот факт подтверждают показания допрошенных по делу бывших работников силовых структур Сумгайыта: Было установлено, что в городе действует диверсионная группа из 20-25 человек, которые преподносили себя «изгнанными из Кафана азербайджанцами». Об этом им сообщили и некоторые пострадавшие армяне. И хотя эти сведения и были доведены до оперативно-следственной группы Генпрокуратуры СССР, по неизвестным причинам проверка данных сведений не была организована.

Бывший  инструктор Сумгайытского городского комитета партии Сейфаддин Рагимов показал, что в дни событий среди участников митинга велись беседы, чтобы успокоить людей. Одновременно на площади объявились не похожие на местных людей мужчины и женщины, которые вели антиармянскую пропаганду, преподносили себя как бежавших из Армении лиц, якобы привезших один автобус с трупами.

На центральной площади среди участников митинга остановился автобус марки «ПАЗ», из которого доносились крики. Когда двери автобуса открылись, внутри были видны ноги якобы убитых людей. Вышедшие из автобуса молодые мужчины и женщины в черном, плакали и крича, что в Армении армяне истребляют азербайджанцев, вырезают груди у женщин, стали взывать к отмщению. Когда кто-то из участников митинга закричал, что они лгут, один из тех, кто вышел из автобуса, повернувшись к нему, сказал: «Ты сам армянин» и стал натравливать людей на него. Затем, сказав окружающим: «От этих не будет никакой пользы, я знаю, где живут армяне», повел за собой группу лиц…

Бывший секретарь партийного комитета Сумгайытского городского отделения внутренних дел Гусейнага Ханджанов в своем показании отметил, что первые столкновения были зарегистрированы 27 февраля. А 28-го числа в городе уже были убиты 12 человек. Исполнявший в то время обязанности начальника отделения внутренних дел Ханлар Джафаров попросил командированного в город для контролирования ситуации генерала Краева дать указание о вводе в Сумгайыт войсковых частей, размещенных в поселке Насосный (нынешний Гаджи Зейналабдин Тагиев), на что Краев ответил: «Не можете справиться с пятью-десятью хулиганами» и отказался помочь. По этой причине количество потерь увеличилось, за один прошедший день было зафиксировано убийство еще 20 человек. Среди убитых было 26 армян и 6 азербайджанцев.

Лишь после этого в город были введены войсковые части, объявлен комендантский час. Большую часть солдат введенных в город частей советской армии составляли армяне. Солдаты грубо обращались с азербайджанцами, арестовывали невинных людей, применяли к ним физическое насилие. Им было приказано немедленно освобождать задержанных армян, поэтому армянские провокаторы не были задержаны.

Хотя 27 февраля прокурор города Исмет Гаибов и возбудил уголовное дело в связи с произошедшими фактами преступлений, уже через четыре дня командированная из Москвы следственная группа Генеральной прокуратуры СССР взяла уголовное дело в собственное производство и в целом отстранила сотрудников правоохранительных органов Сумгайыта и Азербайджана от оперативно-следственных мероприятий. В этих условиях заведомое, безоговорочное признание армян в качестве потерпевшей стороны облегчилось, все задержанные армяне были освобождены как лица, задержанные ошибочно.

Самого Г.Ханджанова лично допрашивал старший следователь КГБ СССР, полковник по фамилии Зубцев. После того, как он дал Зубцеву разъяснение о том, что данные преступления являются провокацией армян, Зубцев сказал ему: «Так говорите не только вы, так говорят многие». После этого они в 3-й микрорайон. Здесь грабеж квартир осуществлялся системно.

В то время, как жившие на нижних этажах зданий армянские семьи и их квартиры не понесли никакого ущерба, жившие на верхних этажах семьи подверглись нападениям, были убиты люди, разграблены квартиры.

Г.Ханджанов, показав все это Зубцеву, сказал, что если бы азербайджанцы действительно намеревались убивать армян, то они врывались бы в квартиры на нижних этажах и убивали живших там армян.

Однако убийства были осуществлены по специальному плану и схеме. Проведенные им самим расследования показали, что с армянами, выплачивавшими членские взносы в националистическую организацию «Крунк», ничего не случилось, а убитые и пострадавшие армяне – это, как правило, бедные армяне или представители тех семей, которые не способны были платить «Крунку». Как следователь и криминалист Зубцев понял сказанное, осознал причины и механизм преступлений...

В результате учиненных в Сумгайыте беспорядков погибли 32 человека различных национальностей, более 400 человек получили травмы, было разграблено свыше 200 квартир, разрушено более 50 объектов культуры и быта, повреждено свыше 40 автомашин. Перед судом по делу предстали 444 человека, несколько из них были приговорены к тюремному заключению, один - к расстрелу.

Сразу после сумгайытских событий армянская сторона развернула широкую антиазербайджанскую кампанию, бросив все силы и средства на то, чтобы у мировой общественности было сформировано мнение о том, что единственным виновником этих событий являются азербайджанцы - «беспощадный и кровожадный народ».

Таким образом, стремились достичь сразу нескольких целей: доказать, что совместное проживание азербайджанцев и армян невозможно, оправдать этническую чистку и открытую агрессию против Азербайджана и наказать своих же за отказ «платить дань».

Но против фактов не пойдешь: проведенное расследование и собранные в ходе него факты показывают, что кровавые события в Сумгайыте были умело спланированы в партийных кабинетах Армении и их подельников в советском руководстве и КГБ.

В настоящее время в Азербайджане продолжаются комплексные оперативно-следственные меры по привлечению к уголовной ответственности всех выявленных организаторов беспорядков в Сумгайыте и разоблачению их покровителей.

Ф.Багирова

При подготовке материала использованы данные из открытых источников

Поделиться:
7810

Последние новости

Все новости

1news TV