Паломничество в рай: необычная судьба необычного человека… | 1news.az | Новости
Точка зрения

Паломничество в рай: необычная судьба необычного человека…

14:35 - 26 / 05 / 2018
Паломничество в рай: необычная судьба необычного человека…

25 мая 2018 г. Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о присвоении Эльмире Ахундовой почетного звания «Заслуженный писатель».

Согласно сообщению на сайте главы государства, Э.Ахундова была награждена за большие заслуги в развитии азербайджанской литературы.

Многим читателям нашего сайта Эльмира ханум известна как член парламента, активно выступающий по самым актуальным темам, а также как блестящий журналист, чьи публикации в считанные часы просматривают тысячи читателей.

На фото Эльмира Ахундова

Однако сегодня мы хотели бы напомнить вам о писателе Эльмире Ахундовой, чьему перу принадлежит множество произведений, в числе которых фундаментальный труд о жизни и деятельности Общенационального лидера Гейдара Алиева.

Сегодня мы публикуем художественный очерк о необычной судьбе необычного человека, который впервые был напечатан в «Литературной газете» 20 лет назад и вызвал тогда широкий резонанс в бывшем СССР.

Уверены, что этот очерк напомнит читателям, что Эльмира Ахундова не только прекрасный журналист, но и настоящий писатель.                                                                                      

ПАЛОМНИЧЕСТВО В РАЙ

Аллах посланников Своих Из ангелов и из среды людей

(Всеведением мудрым) избирает, -

Ведь слышит Он и видит (все)!

Коран. Сура 22. “Паломничество”

4 июня 1997 года в простом деревенском дворе одного из районов Азербайджана был открыт мавзолей. На открытие приехали люди из Казахстана, Дербента, Ирана, из многих городов республики. Сотни мужчин и женщин, собравшихся в этот день в просторном дворе, были в той или иной степени обязаны человеку, в память о котором был возведен этот величественный мавзолей. Одних он исцелил физически, других духовно, третьих вовремя предостерег от неверного жизненного шага. Звали его Мирсултан ага. При жизни он прославился удивительными деяниями и способностями. После смерти многие верующие стали считать его святым. Этот человек обладал магической энергией созидания добра - редчайшим даром, которого нам всем так не хватает в этот жестокий век.                           

*  *  *

...Резко кольнуло сердце, потемнело в глазах. Мирсултан ага чуть замедлил шаг и сразу же отстал от своих товарищей, таких же как он паломников из Азербайджана. Он уже четырежды обошел Каабу, оставалось сделать три круга. Нескончаемый людской поток втекал в ворота “Месчидул-харама”, направляясь к центру, где возвышалась 16-метровая громада главной мусульманской святыни. Вовсю палило нещадное аравийское солнце, и неоткуда было ждать желанной прохлады. Мирсултан ага поднял голову к небу и воздел руки в молитве: “Всевышний, на все воля твоя! Ты же знаешь, нет для меня большего счастья, чем умереть здесь, на этой священной земле. Об одном прошу - позволь свершить хадж, исполнить все обряды. Большего мне не надо...” Через несколько минут боль перестала обручем сжимать грудь, отступила темнота, пеленой застилавшая взор. Мирсултан ага вновь благодарно воздел руки к небу и благополучно завершил таваф вокруг Каабы.

Прошло несколько дней. Хадж близился к концу. Мирсултан ага вместе с другими паломниками побывал и на Арафате, и в долине Муздалифа, и на горе Мина. Свершил ритуал жертвоприношения. Позднее Гаджи Азер, товарищ Мирсултан аги по хаджу, рассказывал, что все эти дни Мирсултан ага казался ему самым бодрым и жизнерадостным среди паломников. Будто это не он говорил ему по дороге в Мекку: “Я попросил у Всевышнего принять мой хадж и позволить мне умереть на священной земле”.

2 июня после утреннего намаза Мирсултан ага прилег в своей палатке. Гаджи Азер с друзьями собирались идти к каменным изваяниям Сатаны, чтобы бросить в него последние камни, собранные в долине Муздалифа.

- Хочешь, я брошу и твои камни? - спросил молодой человек у соседа по палатке. - А ты полежи, поспи немного.

Мирсултан ага промолчал. Лишь посмотрел на него взглядом, в котором Гаджи Азер увидел отражение вечности, и устало закрыл глаза в знак согласия.

Когда Гаджи Азер вернулся в палатку, Мирсултана аги в ней уже не было. Его перенесли в передвижной медицинский пункт. 4 июня 1993 года  в четыре часа после полудня он скончался в Мекке. Друзья похоронили Мурсултана агу на кладбище Шейбу Абу Талиба, в самом сердце Священного города. Мирсултан ага достиг исполнения своей заветной мечты.

*  *  *

Отец Мирсултана - Алмамед ага - происходил из рода сейидов. В Азербайджане сейиды окружены особым почитанием, так как ведут свою родословную от прямых потомков Пророка Мухаммеда. В эпоху сталинских репрессий 1937-39 годов многие сейиды разделили участь “врагов народа”. Одних уничтожили, других выслали из родных мест, опасаясь их влияния на местное население.

Семье Алмамеда аги также грозила высылка в Сибирь. Но в последний момент власти передумали и переселили многодетную семью из края вечнозеленых Талышских гор, что на юге Азербайджана, в пустынную  Габалу. Отец и мать Мирсултана вскоре умерли, так и не прижившись на новом месте.

После смерти Сталина наступило некоторое послабление режима для переселенцев, и Мирсултан, к тому времени уже обзаведясь семьей, переехал в Сальяны - поближе к родным местам. По абсурдным законам того времени ему разрешалось жить в любом районе Азербайджана, кроме того, в котором он родился. В конце концов Мирсултан ага осел в деревне Аскерабад Пушкинского района (ныне – Билясувар).

Его жизнь не особо отмечена внешними событиями. Как и все, работал в колхозе, занимался шелководством. Был бригадиром трактористов, заместителем председателя колхоза. Заядлый садовод, Мирсултан ага создал на своем приусадебном участке райский уголок, где собрал почти всю флору щедрой азербайджанской земли.

- Отца три раза награждали золотой медалью ВДНХ, - вспоминает его сын Мирэйуб, - а в конце пятидесятых премировали “Победой”. То-то переполоху было в селе, ведь даже у секретаря райкома не было такой машины.

С этих пор аскерабадские женихи и невесты, на зависть всему району, ездили в загс на роскошной  “Победе”. Мирсултан ага был очень открытым человеком и с молодости держал свои двери нараспашку, деля с односельчанами все их радости и горести. За что и платили ему люди великим уважением.

В этой семье всегда свято чтили Коран, законы же шариата были здесь нормой жизни. Мирсултан ага никогда не выставлял свою веру напоказ. Неукоснительно исполнять предписания Священной книги было для него так же естественно, как, например, дышать или ходить по земле. Помогать ближнему, делиться с ним рубахой, хлебом, кровом доставляло этому человеку величайшее наслаждение.

Он не раз приходил домой без пиджака, папахи или ботинок. А, надо заметить, что Мирсултан ага любил одеваться опрятно и даже щегольски.  “Где твоя папаха?” - cпросит жена. Мирсултан-ага виновато улыбается: “На поминках рядом с муллой сидел, очень уж у него папаха была старая, вот я ему и подарил”.  Или приедет из мечети босой и кличет сыновей, мол, принесите на ноги обувь, двор перейти. «Где твои новые туфли, отец?» - удивляется сын.  «Да у Селима, соседа нашего, туфли совсем развалились. Я предложил ему поменяться, а по дороге домой его обувь в кусты выбросил».

...Однажды в начале зимы Мирсултан ага пришел домой поздно ночью, насквозь промокший и, главное, без машины. Последнее обстоятельство более всего встревожило домашних. Дело в том, что любовь к машинам была, пожалуй, единственной слабостью Мирсултана аги. За свою недолгую жизнь он перепробовал почти все отечественные марки автомобилей и каждую пестовал как любимое дитя. Поэтому должно было произойти что-то сверхъестественное, чтобы Мирсултан ага вернулся в Билясувар без машины.

- Что стряслось? - с тревогой спросила его верная супруга Ханым Ниса.

- Ничего страшного, жена, - слабо улыбнулся Мирсултан ага. - Завари-ка чаю покрепче и положи в стакан кизила. Знобит меня что-то.

К утру пришлось вызывать врача, так как Мирсултан ага слег с жестоким гриппом. Его тогда еле отходили.

А тайна исчезновения “Жигуленка” раскрылась через несколько дней. Как-то под вечер перед воротами дома, где жила семья Мирсултана аги, раздался знакомый автомобильный сигнал. Домашние высыпали во двор... Перед домом стояла целехонькая машина отца, а из машины вышел незнакомый мужчина, прося дозволения увидеться с Мирсултаном агой и выразить ему глубочайшую благодарность. Он и рассказал, как было дело.

Мирсултан ага возвращался в родной район из Баку. Смеркалось, к тому же, шел дождь, поэтому он старался побыстрее добраться до дома. Километрах в тридцати от Билясувара, на обочине пустынной дороги, стоял “Москвич”, а водитель, выйдя из машины, пытался остановить проезжавших мимо шоферов. Мирсултан ага не мог не остановиться, ведь человек просил о помощи... Почти час провозились они возле “Москвича”, безуспешно пытаясь докопаться до неисправности. Оба вымокли до нитки. Незнакомец поблагодарил Мирсултана агу и попросил его продолжить свой путь.

- Вы и без того из-за нас столько времени потеряли, промокли насквозь! - виновато бормотал он.

Но Мирсултан ага не мог оставить его здесь, ночью, на безлюдном шоссе. Дело в том, что в машине мужчины сидело двое маленьких детей. К счастью, мимо проезжал рейсовый автобус до Билясувара. Мирсултан ага остановил его, а ключи от своей машины отдал незнакомому мужчине.

- Езжайте домой! Сможешь - верни, не сможешь - пользуйся на здоровье.

И уехал, даже не назвав своего имени и адреса. Через два дня незнакомец приехал в Билясувар и рассказал первому встречному о том, что произошло с ним ночью на пустынном шоссе. Тот сразу же направил его в дом Мирсултана аги. Его машину в районе знали все - от мала до велика.

В начале 70-х годов о том, что в селении Аскерабад Билясуварсого района живет человек, наделенный удивительным даром, знали уже далеко за пределами Азербайджана. К нему приходил за благословением тот, кто задумал какое-то серьезное дело, и это дело, как правило, впоследствии спорилось. Брак между юношей и девушкой, который благословлял Мирсултан ага, бывал крепким и счастливым. Только он мог примирить заклятых недругов, остановить между семьями кровную вражду. Да что там простой люд: даже партийное начальство, назначаемое на руководящую должность в районе, вечером тайком приходило к нему за благословением.   Ну, а уж после того как прикосновением руки и молитвой он исцелил недужного односельчанина, которому не могли помочь доктора, в Аскерабад началось настоящее паломничество.

К Мирсултану аге приходили люди на костылях, с параличом лицевого нерва или с гнойниками на теле. Он никем не гнушался. Велит жене постелить больному в его комнате. Сам посидит возле него, помолится и ложится рядом спать на узенькой кровати. Утром домашние нередко становились свидетелями чудесного исцеления. Заживали язвы на теле, калеки уходили домой без костылей. Как Мирсултан ага это делал – молитвой ли, прикосновением рук, собственной энергетикой, - это осталось тайной. Но многие из тех, кого он вылечил, живы и по сей день.

Сын Мирсултана аги рассказывал, что сперва отец отказывался брать от людей “назир” - денежные пожертвования. Но потом его убедили, что надо уступить обычаю. Иначе люди будут чувствовать себя не так, как им хотелось бы. Когда у него накапливалась значительная сумма, он направлял деньги на благоустройство родного района. Так ему удалось построить несколько мечетей, мост, провести дороги. Когда началась карабахская война, все денежные пожертвования он стал передавать беженцам из оккупированных районов.

В 1992 году он похоронил жену, верную Ханым Нису, которая оставила ему 7 сыновей и 5 красавиц-дочерей. В день, когда она умерла, домашние впервые услышали, как Мирсултан ага плачет. А когда ее выносили со двора, он вдруг сказал:

- Да позволит Аллах соединить мою смерть с годовщиной твоей кончины!

После смерти Ханым Нисы Мирсултан ага похудел, замкнулся. Морщины на лбу стали бездонно-глубоки и почти никогда не разглаживались. А к весне 1993 года он засобирался в паломничество. Только собирался он так, будто прощался с домашними навсегда.

*  *  *

За две недели до отъезда в Мекку Мирсултан ага отправился в долгий путь. Он побывал во всех районах Азербайджана, где жили его друзья или родственники. Отыскал самых старинных знакомых, с которыми не виделся много лет. Просил простить невольные грехи, если таковые у него были, не поминать его лихом и благословить на посещение святых мест. Потом вернулся в родной Билясувар. Обзвонил всех своих сыновей и дочерей, собрал их вместе.

Сын Мирсултана аги - Мирэйуб - вспоминает:

- Наутро отец должен быть отравиться в Мекку, поэтому в тот день у нас с утра до позднего вечера толпился народ. Люди шли и шли, чтобы попрощаться с ним. Лишь за полночь мы проводили последнего гостя. Отец собрал нас всех в гостиной, и мы услышали от него слова, которые, как мы позднее поняли, были его завещанием. Он просил нас любить и уважать друг друга, с терпением относиться к ближним, помогать слабым и неимущим. Он говорил, в общем-то, простые и давно известные истины, но в его устах они приобретали особый смысл, потому что сам он  всегда жил по законам людским и божеским.

...Дети разошлись около трех часов ночи. А Мирсултан ага молился до самого утра. Потом включил магнитофон и записал слова, которые не решился сказать домашним: “Я, Сейид Алмамед оглы Мирсултан, уйду из этого мира 4 июня 1993 года после полудня, через два дня после завершения всех обрядов в пустыне Мина. Да благословит вас Аллах!”  Он отдал эту кассету старшему сыну и строго-настрого поручил, чтобы никто ее не прослушал до тех пор, пока паломники не вернутся из Мекки.

Утром он попросил домашних купить ему кусок белого полотна. Сыновья исполнили его просьбу. Так он и отправился в долгое путешествие, обернувшись в саван. Паломников провожали из Баку, с площади Свободы. Проводы показали по республиканскому телевидению. Все паломники были в своих обычных одеждах, и лишь один благообразный пожилой человек был закутан в белый саван...

Позднее попутчики Мирсултана аги вспоминали, что по дороге в Мекку он сказал им: “Я дал зарок умереть в святых местах, если Всевышний примет мое паломничество”.

В одном из хадисов Пророка говорится, что Аллах прощает все грехи тому, кто посетит Арафат. Вернувшись из Арафата, Мирсултан ага прожил всего несколько часов. Наверное, он почувствовал, что теперь наконец готов завершить свой земной путь и предстать перед Создателем.

“Для тех, кто Господа страшится втайне,

И свое сердце отдал в поклонение Ему.

Войдите с миром (в Рай),

И пусть для вас День этот

Началом вечной жизни будет!”                

Коран. Сура 50. “Каф”

...Каждый год сотни паломников из Азербайджана посещают святые места. После свершения всех обрядов они отправляются на кладбище Шейбу Абу Талиба, чтобы поклониться могиле “божьего человека”. Несмотря на большие материальные сложности, в Мекке побывали и все семь сыновей Мирсултана аги. Дом в Билясуваре, где он прожил большую часть своей жизни и который местное население почитает как святилище, по-прежнему посещает много страждущих. 4 июня, в годовщину его смерти, здесь открыт красивый мавзолей, в сердце которого покоится земля с могилы Мирсултана аги, привезенная из Мекки одним из его сыновей.                           

“Литературная газета” (Москва)

4 июня 1997 года

Поделиться:
5885

Последние новости

Все новости

1news TV