«Тюрьма как неизбежность»: Постигнет ли Саргсяна судьба Кочаряна?
Неизбежное и справедливое возмездие, настигшее одного из главных инспираторов нагорно-карабахского конфликта Роберта Кочаряна, потихоньку подбирается к другому его идеологу, кровавому командиру карабахских сепаратистов, человеку, руки которого по локоть в крови азербайджанского народа Сержу Саргсяну.
История все расставляет по своим местам, и рано или поздно, но главарей военной хунты ждет незавидная судьба военных преступников, ответственных за преступления против человечности - международный военный трибунал, но и в противном случае, законы высшей справедливости еще никто не отменял.
Пока же Кочаряну и - с очень высокой долей вероятности - Саргсяну, придется отвечать в суде армянском - за злодеяния, совершенные в отношении собственного народа.
Кочарян свое почти уже получил: на прошлой неделе второй президент Армении был арестован на два месяца по уголовному делу о свержении конституционного строя.
Убийца беззащитных азербайджанцев считается главным виновником в расстреле 1 марта 2008 года мирных армян, протестующих против массовой фальсификации президентских выборов, «победителем» которых стал его подельник Серж Саргсян.
В тот день на главной площади Еревана погибли 10 человек. Еще более 250 получили ранения.
О том, что утопить митинг в крови приказал именно Роберт Кочарян, заявил на допросе бывший командующий внутренними войсками Армении, генерал-майор Григор Григорян – именно он руководил разгоном демонстрантов. Свои действия он объяснил тем, что не мог воспротивиться приказу верховного главнокомандующего, но на всякий случай записал свой разговор с Кочаряном, о чем и сообщил следственным органам.
Теперь, в соответствии с Уголовным Кодексом Армении, Кочаряну грозит до 15 лет тюрьмы.
Читайте по теме:
Между тем охватившая Армению волна политических арестов, объединенных под грифом «дело 1 марта», готова захватить его преемника - Сержа Саргсяна, которого могут вызвать на допрос по событиям первого марта 2008 года.
Необходимость допроса высокопоставленных должностных лиц будет связана с тем, насколько их сведения будут нужны следствию, - об этом, по данным армянской прессы, сказал председатель Специальной следственной службы Армении Сасун Хачатрян.
Он считает, что необходимость вызова на допрос экс-президента Сержа Саргсяна и бывшего спикера парламента и экс-премьера Овика Абрамяна определяет следователь.
«Решение вызвать на допрос бывших высокопоставленных должностных лиц должен принимать следователь. Если в ходе следствия будет установлено, что те или иные должностные лица могут сообщить ценные для следствия сведения, то будет принято решение об их допросе», - сказал Хачатрян.
То, что у Саргсяна будет более чем достаточно «ценных сведений» для представления следственным органам, не вызывает никакого сомнения. Он не меньше, чем Кочарян, виновен в расстреле мартовского митинга в Ереване. Неспроста обвинение, предъявленное Кочаряну следственной службой Армении, гласит как «свержение конституционного строя в сговоре с другими лицами». Кто именно эти «другие лица», думается, тоже особого пояснения не требует.
Именно в результате силового захвата власти Серж Саргсян пересел с кресла премьера в президентское кресло.
Соответственно, он несет не меньшую ответственность за кровавые события 2008 года, чем Кочарян.
Соответственно, выражаясь языком известного киноперсонажа, «должен сидеть в тюрьме».
И, поскольку в период его «полновластия» были совершены и преступления экономические – от присвоения госимущества в крупных размерах до финансовых махинаций в благотворительных фондах, отвечать Саргсяну придется не только по политической статье.
Читайте по теме:
«Полная тайна вкладов»: В Армении раскрыты шокирующие финансовые махинации Сержа Саргсяна и его жены
Меценатство по-армянски: В Армении громкие разоблачения затронули благотворительные фонды
«Привлечение Сержа Саргсяна к следствию в качестве свидетеля или же обвиняемого было вполне ожидаемым, - убежден известный азербайджанский политолог, профессор Западно-Каспийского университете Фикрет Садыхов. - Потому что невозможно судить Кочаряна, и оставить в стороне его преемника Саргсяна.
Если в разгоне митинга и расстреле протестующих виновен Кочарян, а воспользовался этим пришедший к власти Саргсян, значит, по логике, он практически соучастник всего этого процесса. Вряд ли Саргсян не знал обо всем происходящем и был в неведении того, какие приказы отдавал Кочарян», - сказал он.
Политолог считает, что на первом этапе Саргсян будет привлечен к следствию в качестве свидетеля:
«Но я не исключаю, что он, вместе с Кочаряном, «загремит» в места не столь отдаленные. Конечно, и Кочарян, и Саргсян, будут делать все от них зависящее, чтобы выкрутиться, «мотивировать» свои действия, но вряд ли это станет основой для того чтобы принять это во внимание. Если говорить о Кочаряне, то его вина настолько очевидна, что там, возможно, даже не требуется каких-то особых доказательств - все лежит на поверхности. Саргсян же этим воспользовался.
Естественно, теперь они будут выкручиваться, приводить какую-то мотивацию, которая бы могла объяснить их поведение, говорить о «защите государственности и сохранении общественного порядка», о том, что стремились к сохранению стабильности в стране.
Все это, конечно же, будет, но я думаю, что новое руководство Армении уже спланировало свои шаги по отношению к этим лицам. Если в вопросе внешнеполитической стратегии они пока еще хромают, то думаю, что в вопросе устранения своих соперников и оппонентов у них есть четкая программа. И мне кажется, что последовательные аресты всех фигурантов мартовских события 2008 года подтверждают этот тезис.
При этом надо сказать, что в отношении ареста Кочаряна мнения в армянском обществе особо не разделились. Конечно, есть его сторонники в Республиканской партии, достаточно широко представленной в парламенте страны, есть его соратники, подельники, люди, которых он назначал на должности. Но широкой поддержки в армянском обществе ни Кочарян, ни Саргсян не имеют.
Именно они привели страну к разрухе, сделали все, чтобы страна жила в формате протянутой руки и находилась в изоляции.
И именно это не воспринимается большинством армянского общества, сделавшего все, чтобы устранить «карабахский клан».
Так что, ни Кочарян, ни Саргсян, не опираются на широкую поддержку в массах. Другой вопрос в том, что они имеют поддержку извне – в России есть силы, которые их поддерживают, защищают, пытаются вытащить из той сложной ситуации, в которую они попали – и все.
Шаги Пашиняна достаточно последовательны, и поэтому я думаю, что в отношении этих людей он будет идти до конца, если конечно не появятся какие-то форс-мажорные обстоятельства.
Поэтому, если говорить о Кочаряне, то его шансы выйти из-под следствия, вообще из этой ситуации, минимальны. Его однозначно ждет тюрьма.
Что касается Саргсяна, то о его судьбе пока говорить преждевременно. Многое будет зависеть от хода следствия, от отношения к нему нового политического руководства, от возможной договоренности между Пашиняном и Саргсяном в период его отставки – не исключено, что там были какие-то обещания. Многое будет зависеть от предъявленных конкретных доказательств, от того, насколько они будут безупречны и обоснованны. Здесь есть очень много факторов, хотя, конечно, они оба давно уже должны ответить за все содеянное».
Ф.Багирова