Очередной финт наших «соседей»: Кофе в Колумбию был завезен армянами – ВИДЕО
В очередной рубрике «Вкусная Армения», публикуемой в рамках новостного портала Sputnik – Армения, речь зашла о колумбийском кофе.
«Не секрет, что Армения страна кофеманов. На сей раз команда проекта «Вкусная Армения» побывала в гостях у истинных ценителей кофе», - говорится в передаче.
Естественно, что заголовок у данной новости был весьма ожидаемый и звучал как «Первые зерна кофе в Колумбию завезли армяне».
Нам, как и мировой историографии, неведомо, откуда армяне черпают свои исторические «факты», но классическая история противоречит данному утверждению.
По некоторым данным, монахи-иезуиты начали разведение кофе в начале XVIII века. Священник-иезуит Хосе Гумилья упоминает выращивание кофе в миссии св. Терезы в Табахе на Ориноко в книге «Живописная Ориноко» (1730).
В докладе архиепископа-наместника Кабальеро-и-Гонгора 1787 года говорится, что кофе на территории Колумбии выращивался на северо-востоке, близ нынешних Сантандера и Бояки.
В 1835 году была основана первая коммерческая плантация, давшая урожай в 2560 мешков (по 60 кг каждый). Кофе вывозился из порта Кукута на границе с Венесуэлой. Однако роста производства кофе не происходило на фоне вывоза табака, хинина и продуктов животноводства. В XX веке происходит возрождение производства кофе, в основном в Сантандере, Кальдасе и северной Толиме, основой кофейного хозяйства были мелкие фермы. В 1927 году была основана Национальная федерация производителей кофе Колумбии (исп. Federación Nacional de Cafeteros de Colombia).
По другой версии, в 1720 году французский морской офицер Габриель Матьё де Кльё (1687—1774) в звании капитана от инфантерии решает выращивать кофе в Новом Свете. В 1723 году Де Кльё получил несколько кофейных саженцев от французского ботаника из Королевского ботанического сада Антуана де Жюссьё. Вскоре после этого король поручил капитану де Кльё перевезти выращенное дерево на остров Мартинику (Антильские острова). Де Кльё с большим риском и лишениями исполнил поручение короля. На Антильских островах он организовал кофейные плантации на Гаити, Ямайке, Кубе, Пуэрто-Рико и Тринидаде. Франция стала обладать богатым источником доходов и в честь этого воздвигла памятник капитану де Кльё на острове Мартиника. По воспоминаниям де Кльё, большую часть своего скудного рациона питьевой воды он отдавал кофейному деревцу. Первый сбор урожая состоялся в 1726 году. Позднее де Кльё посадил ростки на острове Гваделупа и Сан-Доминго, где ранее располагались плантации какао.
Через три года после смерти офицера число кофейных деревьев на острове достигло 19 миллионов. Кофе начал распространяться по Новому Свету из двух точек — Мартиники и Голландской Гвианы (Суринам). Приблизительно в 1730 году испанцы ввозят его в Пуэрто-Рико и на Кубу, в Колумбию, Венесуэлу и на Филиппины.
Как видно, нигде армян и в помине нет. Желание армян «быть впереди планеты всей» почти во всем уже принимает анекдотический характер. Странно, что наши «соседи» не утверждают, что они первые щипали фрукты с кофейного дерева в Эфиопии, вместо местных коз.
Как говорится: и смех и грех…
Р.Д., И.А.