Почему объективная позиция Грузии в отношении территориальной целостности Азербайджана вызвала в Армении истерику?

Недавнее громкое заявление Президента Грузии Саломе Зурабишвили в ходе визита в Азербайджан в отношении армяно-азербайджанского, нагорно карабахского конфликта вызвало в Армении большую истерику.
В своем заявлении госпожа Зурабашвили, как опытный политик, знающий международное право отметила, «Территориальная целостность наших стран все еще не восстановлена. Вопрос оккупации все еще остается нашей болезненной раной. Это, с одной стороны, препятствует нашему развитию, с другой же, несмотря на это, на эти трагедии, мы смогли укрепить свое государство, экономику».
После этих высказываний некоторые армянские СМИ поспешили обвинить Президента Грузии в недостаточно глубоком понимании региональной политики и нюансов отношений между странами, отметив, что ее заявление вызывает у них недоумение.
Тем не менее, стоит ли говорить о том, что слова президента Грузии были основаны на исторической справедливости, а также решениях Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известного как Хельсинкский заключительный акт — документа, подписанного главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки еще в 1975 году. Напомню, что в международно-правовой области акта черным по белому написано: закрепление политических и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений между государствами-участниками, в том числе принципа нерушимости границ; территориальная целостность государств.
Как видно из высказывания, госпожа Зурабашвили хорошо знает международное право, и прекрасно понимает, важность ее четкой и правильной позиции. Помимо этого, в Грузии знают, что все территориальные проблемы на постсоветском пространстве, в том числе и в самой Грузии, начались с появлением первого прецедента в виде оккупации Арменией 20 % территории Азербайджана.
Тем не менее, в попытке объяснить слова президента Грузии, были высказаны откровенно лживые предположения о том, что армянские СМИ поспешили назвать "экономической экспансией Азербайджана в Грузии и будто-то бы наличия политического давления и общих коммуникационных проектов".
Автор этих строк считает, что детальное рассмотрение поднятых ранее вопросов поможет читателю получить наиболее взвешенное представление о причине паники, которая разыгралась в Армении.
Принадлежность Нагорного Карабаха как исторически, так и юридически Азербайджану неоспорим и является фактом признанным всеми основными международными организациями и странами. В свою очередь известным фактом также является то, что Грузия многократно поддерживала справедливую позицию Азербайджана в армяно-азербайджанском, нагорно карабахском конфликте на различных международных площадках. Это является показателем довольно прагматичного подхода, которого придерживаются все президенты Грузии. Не надо забывать, что в самой Грузии тоже существуют проблемы Абхазии и Южной Осетии. Однако расхождение по вопросу территориальной целостности не является единственным камнем преткновения между Грузией и Арменией, еще в июне 2018 года Армения в очередной раз проголосовала на Генеральной Ассамблее ООН против резолюции о возвращения грузинских беженцев в Абхазию и Цхинвальский регион. Тогда несмотря на то, что резолюция получившая большинство голосов включая голос Азербайджана, все же была принята, позиция Армении стала открытием для грузинского общества, тем не менее, для правительства Грузии сюрпризом это не стало.
Генассамблея ООН, начиная с 2008 года, последовательно принимает резолюции о возвращении грузинских беженцев в Абхазию и Цхинвальский регион, подтверждая основные права насильственно перемещенных лиц, независимо от их этнической принадлежности, и, в первую очередь, их право на добровольное, безопасное и достойное возвращение в свои дома. Резолюция также отмечает необходимость уважения и защиты неотъемлемого права собственности беженцев. Но наиболее впечатляющим здесь является то, что вот уже 10 лет, как каждый раз против этой резолюции голосовала и голосует Армения. Это в свою очередь создает в грузинском внешнеполитическом ведомстве четкое понимание с какой страной нужно выстраивать наиболее тесные политические связи. Показателем этого понимания следует считать и то, что первый региональный визит нового грузинского лидера был совершен именно в Азербайджан.
Близкие политические отношения, как известно, являются залогом и для развития экономической составляющей двусторонних отношений. За последние годы, у Азербайджана с Грузией выстроились равноправное взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах. Сегодня Азербайджан является крупнейшим инвестором в экономику Грузии. Две страны также стали инициаторами торговых, энергетических и транзитных проектов, что обеспечило им возможность, проводить независимую политику. Попытка назвать эти отношения, «экономической экспансией Азербайджана в Грузии» является ничем иным как симплификацией вопроса, созданной для внутренней армянской аудитории.
Резюмируя визит Саломе Зурабишвили в Азербайджан, а также ее заявления следует отметить, что отношения между двумя странами вступают в качественно новый период развития, что не может не волновать страну, оставшуюся в стороне от всех региональных проектов. Застрявшая в капкане собственных захватнических идей Армения яростно пытается изменить сложившуюся ситуацию, однако потуги Армении выйти оттуда пока что не дают никаких результатов.
Политолог Гюльнара Нагиева