Шелковый путь как инструмент установления мира на Южном Кавказе | 1news.az | Новости
Точка зрения

Шелковый путь как инструмент установления мира на Южном Кавказе

14:55 - 16 / 07 / 2019
Шелковый путь как инструмент установления мира на Южном Кавказе

Очевидные преимущества железной дороги Баку-Тбилиси-Карс привлекают к ней даже страны, участие которых в проекте на первый взгляд кажется весьма проблематичным - например, Россию.

Заявленное подключение северного соседа к перевозкам по Баку-Тбилиси-Карс предполагает бесперебойную доставку грузов из России до турецкого Мерсина. По обратному маршруту планируется поставлять на север России продукцию турецкого машиностроения. Для обеспечения этих грузоперевозок недавно между Акционерным обществом (АО) «РЖД-Логистика» и турецкой логистической компанией Pasifik Eurasia Logistics был подписан меморандум о создании совместного предприятия.

Ранее, в начале мая, главы железнодорожных компаний Азербайджана, Турции и России подписали в Анкаре меморандум о развитии железнодорожных перевозок в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс, предполагающий сотрудничество для обеспечения регулярных грузоперевозок, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы.

«Сегодня объем грузоперевозок между Россией и Турцией составляет 40 миллионов тонн - 80% грузов идут по морю, 20% - по суше. Но по железной дороге грузы между Россией и Турцией пока еще не транспортировались», - рассказал турецкому агентству Anadolu член правления Pasifik Eurasia Logistics Ислам Шахбандаров.

Грузоперевозки планируется начать уже с сентября, и, по экспертным оценкам, их общий объем за два года может достичь 500 тысяч тонн. Получается, Баку-Тбилиси-Карс действительно может стать новой возможностью для значительного увеличения ежегодно растущего товарооборота между Россией и Турцией, в чем, безусловно, заинтересованы обе стороны.

 «За полтора года грузоперевозки по БТК в целом составили 140 тысяч тонн. Наша цель - довести этот показатель за год до 1 миллиона тонн, а в среднесрочной перспективе – до 5 миллионов тонн. И одним из самых быстрых путей достижения поставленных целей в торговле между Россией и Турцией является развитие альтернативной логистической цепочки», - говорит Ислам Шахбандаров.

Безусловно, расширение географии перевозок по Баку-Тбилиси-Карс несет явные выгоды как государствам, по территориям которых она проложена и приложившим немало усилий – как финансовых, так и политических - для реализации проекта, так и странам, заинтересованным в использовании этой железной дороги ввиду привлекательных сроков доставки грузов, их сохранности и безопасности, тарифов и т.д.

С учетом этого, можно ли выступать против привлечения к маршруту новых стран и увеличения таким образом реального дохода участников проекта? Как оказалось – можно.

После подписания в Анкаре азербайджано-турецко-российского меморандума о перспективах подключения «Российских железных дорог» к БТК глава правительства Грузии Мамука Бахтадзе заявил, что эта железная дорога является стратегическим проектом Азербайджана, Грузии и Турции, и любой другой участник может присоединиться к нему только с согласия всех трех стран.

«Это - стратегический проект для нас, и между тремя странами подписано соглашение, конкретно определяющее принципы, на которых он реализуется, - сказал М.Бахтадзе. - Похоже, эта встреча была совершенно другого ракурса, поскольку в соответствии с соглашением, подписанным между тремя странами, только в случае согласия всех трех стран к проекту может присоединиться любой другой игрок».

«Ни одна из отдельных сторон договора не вправе в одностороннем порядке изменить что-либо в проекте Баку-Тбилиси-Карс, тем более, в ущерб интересам Грузии», - заявила, в свою очередь, министр экономики и устойчивого развития Грузии Натия Турнава.

По ее словам, встречи могут проводиться в различных форматах и по другой тематике, однако без участия Грузии в проект не могут быть внесены никакие изменения.

«Эта встреча, предположительно, касалась другой тематики. Могут проводиться разные встречи в различных форматах и, наверное, эта была посвящена иной тематике. Речь может идти просто о привлечении грузов в наш регион, однако ни одна из отдельных сторон не вправе односторонне менять что-либо в проекте. Мы осуществляем этот проект в той форме, которая утверждена и согласована и соответствует нашим суверенным интересам», - сказала Турнава.

Справедливости ради надо отметить, что в грузинских политических кругах прозвучали и прагматичные мнения о том, что у Грузии нет оснований возражать против транзита российских грузов в Турцию через территорию страны.

«Мы не должны возражать против транзита российских грузов в Турцию, если будут соблюдены все условия перевозок, и они не противоречат каким-то измерениям… В интересах Грузии, чтобы ее железная дорога была максимально загружена», - сказал Sputnik Грузия экс-глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили.

Позиция России, кстати, раньше воспринимавшей инициативу БТК «в штыки», но, видимо, осознавшей и уже стремящейся воспользоваться возможностями этой железной дороги, понятна. Не менее ясно и отношение к этому Грузии, у которой с Россией - не самые радужные отношения, очередной ложкой дегтя в которых стала нецензурная брань журналиста телеканала «Рустави 2» Георгия Габуния в адрес президента России.

Ни в коем случае не оправдывая вопиюще и недостойное поведение Габуния в эфире – его категорически осудили и вышли на протесты сами грузины, -  надо вместе с тем и понимать, что подобные случаи в определенной степени являются производной нерешенных конфликтов в регионе. Именно конфликты препятствуют полноценному региональному сотрудничеству, в буквальном смысле обязывая супердержавы предпринимать усилия, использовать всю силу своего авторитета на международной арене для их урегулирования.

В данном случае речь идет о России, влияние которой хватило на то, чтобы в октябре 2009 года принудить Армению подписать Цюрихские протоколы о налаживании армяно-турецких отношений. Наверняка многие хорошо помнят, что тогдашний министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян поставил подпись под документами после того, как глава МИД России Сергей Лавров написал ему короткую записку: «Эдик, подпиши».

Что мешает России, имеющей рычаги давления на Армению, так же повлиять на решение нагорно-карабахского конфликта, способствуя установлению мира и развития в регионе.

Не говоря об Армении, которая получит возможность воспользоваться преимуществами инициированных Азербайджаном региональных проектов, путь к которым ей сегодня совершенно справедливо заказан, урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха в интересах и самой России – как минимум, для свободного и беспроблемного использования возможностями созданных здесь транспортных сетей. Мы попросили выразить мнение по теме азербайджанского политолога, профессора Западно-Каспийского университета Фикрета Садыхова:

- Думаю, что сближение России с Турцией, их участие в совместных проектах на территории Южного Кавказа, в том числе, в проекте БТК, способствуют и укреплению достаточно прочных азербайджано-российских отношений стратегического партнерства, сближения подходов наших стран к международным проблемам, в том числе, к борьбе с терроризмом. Но давайте будем реалистами - я не считаю, что все это сразу приведет к решению проблем сепаратизма, в частности, армяно-азербайджанского конфликта.

Задача азербайджанской дипломатии нацелена, в том числе на то, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для решения сложных проблем, связанных с территориальной целостностью нашей страны. Но автоматически такие вопросы, конечно, решаться не будут, то есть, нельзя  предполагать, что с подключением, скажем, к БТК, Россия вдруг резко и радикально поменяет отношение к Армении.

Хотя раздражение позицией Еревана в Кремле уже ощущается достаточно явственно. В Москве проявляют откровенное недовольство позицией Пашиняна – во-первых, по отношению к России. Во-вторых, явное раздражение там вызывают его дипломатические выкрутасы с постановкой вопроса об изменении Минского формата и привлечения карабахских сепаратистов к переговорам по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Поэтому нам сейчас надо использовать сближение России с нашим союзником - Турцией, другие аспекты этого альянса и, наступательной дипломатией добиваться своих целей.

Интерес России к проекту БТК, ее стремление к вовлечению к грузоперевозкам по этой железной дороге – это, несомненно, позитивный фактор, в том числе, в плане сближения наших позиций в области транспортно-логистической безопасности. В России хорошо понимают важность Азербайджана, прекрасно осознают тот факт, что наша страна как партнер гораздо ценнее для Москвы, чем Армения.

С другой стороны, Армения для России –  самый настоящий плацдарм, посредством которого она осуществляла свои многовековые цели на Южном Кавказе.

Повторю: сближение Турции с Россией, ее присоединение к реализованным Баку и Анкарой проектам на Южном Кавказе, конечно, играет позитивную роль в еще большем сближении Азербайджана и РФ. И, в какой-то степени, даже может стать новой площадкой для оказания действенного влияния на Армению в плане усилий по освобождению оккупированных азербайджанских  территорий.

Неслучайно сегодня в Ереване Пашиняна обвиняют в готовности освободить оккупированные территории Азербайджана. Не исключаю, что в Москве на эту тему мог иметь место какой-то разговор.

Хотя, если честно, то очень сложно демонстрировать в этом вопросе оптимизм и ожидать «механического» решения проблемы. Потому что в политике зачастую побеждают не столько экономические, сколько политические интересы. Поэтому для России сейчас, когда она находится под западными санкциями, важно наличие в Армении собственной военной базы и использование своего ближайшего сателлита как плацдарма для реализации своих стратегических целей. Это – главный фактор, являющийся сегодня препятствием к изменению Москвой отношения к урегулированию.

Не будем забывать и об активной лоббистской деятельности армян в Москве, где многие ключевые посты занимают реакционные оголтелые политиканы, которые вряд ли с большой охотой пойдут на полное удовлетворение интересов Азербайджана.

То есть, вопрос – довольно сложный и деликатный. Но опять же,  мы не должны сидеть, сложа руки, а, используя сложившиеся реалии, в дипломатическом аспекте наступательно действовать и делать все чтобы привлечь Россию еще ближе с тем, чтобы она повлияла на политику ереванских руководителей, заведших страну в окончательный и беспросветный тупик.

Ф.Багирова

Поделиться:
4399

Последние новости

Все новости

1news TV