Будет ли написана новая «Гарабах-намэ»? И что для этого нужно | 1news.az | Новости
Точка зрения

Будет ли написана новая «Гарабах-намэ»? И что для этого нужно

11:26 - 28 / 11 / 2019
Будет ли написана новая «Гарабах-намэ»? И что для этого нужно

В истории нашего региона есть несколько летописей, посвященных существованию Гарабахского ханства, самыми известными из которых являются сочинения Мирзы Адигезал-бека и Мирзы Джамал Джаваншира Гарабахи.

В них, как и всех других достоверных источниках, в том числе российских и европейских, сообщается об истинном облике этого благодатного края, где наряду с преобладающим азербайджано-тюркским населением, исповедовавшим ислам, проживало и довольно многочисленное христианское меньшинство, которое уже в XIX веке после присоединения Южного Каваказа к Российской Империи было в религиозном отношении поставлено в подчинение Эчмиадзинского престола.

Реалии, отражающие действительное положение вещей, были юридически отражены в Кюрекчайском трактате 1805 г. “о вступлении Ибрагим-хана Шушинского и Карабагского со всем его семейством, потомством и владениями” в подданство Российской Империи. Они же были зафиксированы в художественной форме в обретшей славу далеко за пределами Кавказа «Повести о Мусье Жордане – ученом-ботанике и дервише Масталишахе, знаменитом колдуне / Hekayəti Müsyo Jordan həkimi nəbatat və Dərviş Məstəli şah cadukuni-məşhur» выдающегося азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахунд-заде, изданной в том числе и в Париже («Monsieur Jourdan, le botaniste parisien, dans le Karabagh, et le derviche Mèst Alî Châh, célèbre magicien»).

Шуша

Ну а то, что в ХХ веке азербайджанцы и армяне совместно проживали в НКАО Азербайджанской ССР, есть не только исторический факт, но и часть живой памяти ныне живущих. Увы, вот уже почти 30 лет как Карабах утратил свой былой облик, перестав быть благодатным райским садом, о котором когда-то Агабеим-ага, дочь упомянутого Ибрагим хана, выданная замуж за каджарского Фатали шаха, написала из своего тегеранского дворца ставшее частью народного фольклора четверостишие-баяты:

«Mən aşiqəm, Qarabağ,
Şə
ki, Şirvan, Qarabağ. 
Tehran cənnətə dönsə,
Yaddan çıxmaz Qarabağ»

Вместо этого он стал садом-призраком, застрявшим в тисках неурегулированности конфликта, порожденного территориальными притязаниями соседней Армении. То, к чему эти притязания привели саму Армению – тоже далеко не секрет. Прежде, союзная республика с одним из наиболее высоких подушевых доходов, превратилась с слепую кишку Южного Кавказа, лишенную возможности полноценно участвовать в крупных инфраструктурных проектах и лишь выживающую за счет внешних дотаций.

Совершенно очевидно, что дальнейшее затягивание статус-кво не сулит ничего хорошего ни находящимся под армянской оккупацией землям Азербайджана, ни самой Армении. И здесь большое значение приобретают усилия в области налаживания каналов информационного обмена между обществами двух соседних стран. Действительно, даже если будет достигнут осязаемый прогресс в ходе ведущегося при международном посредничестве переговорного процесса, то массовое сознание может оказаться не в состоянии его принять.

Ведь на протяжении десятилетий взаимные поездки представителей медиа и общественных деятелей Армении и Азербайджана носили весьма спорадический и бессистемный характер. Да, они предпринимались. Под эгидой посла Азербайджана в России Полада Бюльбюль оглы и его тогдашнего визави из Армении Армена Смбатяна было даже организовано несколько блиц-визитов небольших групп представителей интеллигенции. Тем не менее, саргсяновское руководство сочло расширение и углубление подобных контактов опасным с точки зрения их курса на затягивание конфликта и уклонения от его разрешения. И, надо сказать, эти их опасения не были беспочвенны, ибо даже то скудное общение, которого удалось тогда добиться, вскрыло множество нюансов, проявивших себя и в ходе недавнего визита журналистов из Азербайджана и Армении друг к другу. 

На фото: Шуша и Кельбаджар

Вернувшись домой, журналисты поделились своими впечатлениями. И их личные наблюдения также указывают на то, что все еще остающиеся в Нагорном Карабахе рядовые жители с тревогой относятся к неурегулированности конфликта. А часть из тех, кто принадлежит к более старшему поколению, с ностальгией вспоминают прежние мирные времена и своих соседей азербайджанцев. Вместе с тем, нужно принимать во внимание и то, что на оккупированных территориях растет уже не первое поколение тех, кто никогда в жизни не видел рядом с собой азербайджанцев. А учитывая агитационные жупелы, которыми их пичкает пропаганда, у этих людей складывается далеко не адекватное представление о региональных реалиях. До тех пор, пока они не получат возможность непосредственного общения с азербайджанцами, говорить об успехе оздоровления их сознания не приходится.

В данной связи, возобновление взаимных поездок и начало этого процесса со стороны журналистов представляется чрезвычайно уместным, своевременным и перспективным шагом. Чем больше не сильно ангажированных и нацеленных на поиск истины, способных услышать доводы собеседников представителей медиа будут совершать такие поездки, предоставляя по их итогам правдивую информацию, тем более подготовленной станет почва для проведения широкой общественной дискуссии по путям выхода из конфликтного тупика.

Надо сказать, к чести азербайджанской стороны, она в том числе устами своих высоких официальных представителей не раз обращала внимание на необходимость скорейшего нахождения решения проблемы с пониманием того, что ни Азербайджан, ни Армения в космос не улетят, а в любом случае будут географически сопредельными странами. Но будут ли они продолжать смотреть друг на друга сквозь прицелы вдоль линии фронта, или смогут выстроить модель постепенной нормализации отношений – зависит от политической воли и готовности обществ.

Тот факт, что в Баку и других городах Азербайджана до сих пор, пусть преимущественно и в смешанных семьях, проживают граждане армянской этнической принадлежности, о которых прекрасно осведомлены их соседи, свидетельствует: в нашей стране на уровне общественного сознания могут отделять ненависть и решимость бороться против вооруженной агрессии со стороны Армении от отношения к конкретным людям, не имеющим к ней отношения, а просто являющимся армянами. Думается, риторические фигуры о “разгуле армянофобии” в Азербайджане, к которым столь часто прибегают в Ереване, плохо соотносятся с этими фактами.

А потому, посещение армянскими журналистами Азербайджана, при условии составления ими в дальнейшем правдивых документальных репортажей, было бы неплохим подспорьем в донесении реалий Азербайджана до армянского общества.

Следует также ясно представлять и то, что такие визиты журналистов являются необходимым первым шагом для перехода на следующий, основной этап “народной дипломатии” – налаживанию прямых контактов и непосредственного диалога между представителями армянской и азербайджанской общин Нагорно-Карабахского региона Азербайджана. Организация поездок, к примеру, к местам захоронений предков и прочие такого рода визиты смогли бы стать той искрой, что начала бы растапливать лед взаимного отчуждения. Ибо, не смотря в лицо собеседнику, сложно найти с ним понимание. Без такого общения перспективы урегулирования конфликта окажутся значительно более туманными.

Конечно, “народная дипломатия” не в состоянии обеспечить решение проблемы, которое должно быть найдено на государственно-политическом уровне. Но без нее возможность стабильного течения процесса нормализации отношений окажется под угрозой. Хотелось бы надеяться, что пашиняновское руководство Армении не последует дурному примеру Саргсяна и создаст условия для развития этих контактов с их конечным выходом на межобщинный диалог в Карабахе.

Если это произойдет, то после длительного и сложного процесса восстановления Карабах, где, как и должно быть, проживают в соседстве представители обеих его общин, вновь расцветет пышными садами, о которых напишут новую “Digital Гарабах-намэ”.

Эльшан Рустамов

Поделиться:
8750

Последние новости

Все новости

1news TV