Экс-глава ФИДЕ поддержал Теймура Раджабова: «В такой ситуации начинать играть этот турнир было неправильно»
Бывший президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов высказал свое мнение по поводу проведения Турнира претендентов в условиях пандемии коронавируса и прокомментировал ситуацию, связанную с Теймуром Раджабовым.
«Конечно, жалко, что турнир прекратился, но в условиях пандемии его невозможно было продолжать, - говорит Кирсан Илюмжинов. - То, что решил Президентский совет, то, что решила ФИДЕ, - это вполне реалистично, вполне нормально. Потому что закрыли границы, закрыли авиасообщения, и как иностранцам добираться? Правда, вопрос – стоило ли начинать этот кандидатский турнир? Наверное, на тот момент руководство ФИДЕ посчитало, что можно сыграть. Но, как видите, не получилось. Конечно, жалко, потому что шахматисты только начали разбег и неплохо играли. Я смотрел некоторые партии – красивые, нормальные, доставляли всем удовольствие. Ну, прекратили так прекратили. Дай бог, чтобы они снова начали играть, доиграли, и чтобы наконец-то определился претендент, который будет сражаться с Магнусом Карлсеном. Я вполне нормально к этому отношусь и не переживаю. Всё равно доиграют, когда коронавирус закончится.
Я всё-таки 23 года был президентом ФИДЕ, нужно было и принимать решения, и эти решения исполнять. Так что я, с одной стороны, за ФИДЕ, а с другой стороны, за Теймура Раджабова. Это очень яркий, талантливый шахматист, он мне всегда нравился и нравится. Я помню начало его шахматной карьеры. Это было 16 лет назад, когда я проводил первый этап Гран-при, который состоялся в Дубае (а второй – в Москве). Мы играли в Международном центре, в гостинице «Международная», и Теймур Раджабов тогда стал победителем, выиграв у Гарри Каспарова. Ему тогда было лет 15, наверное. Так что он талантливый шахматист и часто радовал своими результатами.
И то, что Теймур не играл в претендентском турнире, это ненормально, потому что Теймур должен был играть. И как всякий гроссмейстер высокого класса, который просчитывает не на два-три, а на пять-десять ходов вперёд, он правильно оценил ситуацию, что пандемия шагает по всему миру, всё больше заражённых. И в такой ситуации начинать играть этот турнир неправильно. Он высказал своё мнение не как шахматист, а как серьёзный человек, который следит и за прессой, и за ситуацией в мире. Он дал правильную рекомендацию и оказался прав – не нужно было начинать.
Но и в ФИДЕ есть, как говорят, «отцы-руководители», и они просчитали ситуацию со своей стороны. Как в шахматной партии: Раджабов посчитал, что нельзя начинать турнир, а ФИДЕ посчитала, что нужно. Сейчас патовая ситуация. С одной стороны, Раджабов оказался прав, и он должен был играть. С другой стороны, ФИДЕ – высший орган, и его Президентский совет решил начинать турнир, а потом остановить. Как в своё время пятый президент ФИДЕ… Когда Карпов с Каспаровым играли полгода, Флоренсио Кампоманес и ФИДЕ решили остановить матч. Так и здесь. Я не хочу кого-то осуждать или комментировать решение. Просто жалко, что турнир остановился.
Но дай бог, чтобы не турнир, а коронавирус остановился. Чтобы мы его победили. Есть много вопросов и проблем, связанных не только с претендентским турниром. Давайте все вместе поборем коронавирус, а потом разберёмся и с этим кандидатским, и с другими турнирами», - заключил он.
Напомним, что 26 марта ФИДЕ решила остановить турнир претендентов. Теймур Раджабов предлагал ФИДЕ перенести турнир еще за 2 недели до его начала. Изначально позиция азербайджанского гроссмейстера была неверно преподнесена со стороны ФИДЕ, которая указала, что Теймур снялся с турнира по личным причинам.
В дальнейшем Раджабов опроверг заявление федерации. Оказалось, что он обратился в ФИДЕ с предложением перенести турнир из-за угрозы распространения коронавируса, но получил отказ и ультиматум, после которого и принял решение сняться с самого важного шахматного старта двухлетия.
Теймур Максутов