В азербайджанских шахматах новый кризис: что беспокоит наших гроссмейстеров? – ФОТО
Ситуация в азербайджанских шахматах, похоже, продолжает оставаться нестабильной.
В прошлом году мы писали о многочисленных проблемах в азербайджанских шахматах, но надо также отметить, что вторая половина 2019 года и начало 2020 года дали определенную надежду. Теймур Раджабов выиграл Кубок мира, женская сборная заняла третье место на командном чемпионате Европы, команда «Вугар Гашимов» в составе из молодых азербайджанских шахматистов успешно выступила на клубном Кубке Европы, а азербайджанские юноши стали победителями Всемирной шахматной Олимпиады среди шахматистов старше 16 лет.
Но, конечно, больше всех порадовал 15-летний Айдын Сулейманлы, который сначала выиграл чемпионат мира среди юниоров до 14 лет, помог юношам отпраздновать победу на Олимпиаде, был «забойщиком» в составе клуба «Вугар Гашимов», а в конце февраля и вовсе сотворил сенсацию – выиграл «Аэрофлот Опен-2020».
Эти успехи позволили Федерации шахмат Азербайджана снизить давление на себя. Но, надо понимать, что Теймур Раджабов – это шахматист из «золотого поколения», на которых и держатся азербайджанские шахматы уже долгие годы. Команда «Вугар Гашимов» была создана по инициативе Сархана Гашимова и при поддержке частных спонсоров. А Айдын Сулейманлы – самородок, которого ни в коем случае нельзя потерять. Мы помним, к примеру, громкие успехи Эльтаджа Сафарли на юниорском и юношеском уровне. Сегодня Эльтадж - крепкий середнячок, но без каких-либо претензий на высокие результаты.
Новый кризис на сей раз разразился в женских шахматах. Проблемы абсолютно идентичны тем, на которые еще в 2018 году сетовал Шахрияр Мамедъяров. Тогда Шах жаловался на то, что не видит никакой поддержки, и для того, чтобы заработать деньги, ему приходится принимать участие в большом количестве турниров, что сильно изматывает. Тогда Мамедъяров жаловался на отсутствие спонсоров. Можно сколько угодно спорить на тему того, что федерация не обязана платить спортсменам. Но реалии азербайджанского спорта таковы, что без поддержки федерации, спортсменам приходится нелегко.
На этот раз о проблемах заговорила лидер женской сборной Гюнай Мамедзаде, которая в интервью azerisport.com рассказала, что, несмотря на многочисленные успехи, в федерации ее просто-напросто игнорируют.
Гюнай Мамедзаде
Гюнай Мамедзаде всего лишь 19 лет. В мировом рейтинге ФИДЕ среди женщин она идет на 31-й позиции, имея в активе 2443 балла. Довольно успешный результат, учитывая ее возраст. Сейчас Гюнай готовится к Кубку мира, который пройдет в сентябре. Кстати, она стала первой азербайджанской шахматисткой, которой удалось завоевать это право спустя 12 лет. Но федерация никак не помогает ей готовиться к ответственному старту. По словам Мамедзаде, ситуацией недовольны и остальные шахматистки.
«Пять месяцев назад глава национальной федерации Эльман Рустамов принял нас перед командным ЕВРО. Я попросила его помочь в подготовке к Кубку мира, для чего попросила принять моего тренера Расула Ибрагимова. Эльман Рустамов принял нас и во время встречи сказал, чтобы мы подготовили программу подготовки к Кубку мира-2020, и он нам поможет. Мы так и сделали, послав программу его помощнику. Мы выступили на ЕВРО удачно, заняв третье место. Федерация наградила нас, премировала. И я снова обратилась к Эльману Рустамову по поводу помощи в реализации программы подготовки, и мне сказали, что с этим не будет проблем. С тех пор прошло пять месяцев, и до сих пор мы ничего не получили. Мало того, на каждое наше обращение нам не отвечают», - рассказывает она.
Эльман Рустамов
Шахматистка отмечает, что к Кубку мира нужно готовиться очень серьезно. Тут и сборы, и дополнительные занятия с известными тренерами:
«Для шахмат не нужны стадионы и арены, хватает занятий по «Скайпу». Я не хочу называть имени иностранного специалиста, которого мой тренер Ибрагимов привлек для подготовки к Кубку мира. Но эти занятия платные, и все стоит денег. К примеру, один час урока стоит приблизительно $40.
Кубок мира пройдет в сентябре в Минске, и я, несмотря ни на что, намерена удачно там выступить. В КМ примут участие 64 шахматистки. На кону путевки на Турнир претенденток на шахматную корону. Если наши шахматисты ранее выступали в Турнире претендентов, то из шахматисток никто и близко не подходил к этим соревнованиям. Мне удалось после 12-летнего перерыва завоевать право представлять Азербайджан на Кубке мира. После меня аналогичные путевки завоевали Тюркан Мамедъярова и Ульвия Фаталиева».
Гюнай Мамедзаде рассказала невероятную историю. По ее словам, федерация никак не помогает шахматисткам, да еще и мешает привлечению спонсоров.
«С первых дней мне помогает мой отец, который и финансирует мои выступления. Он продолжает помогать, но его возможности небезграничны. В какой-то момент мы с тренером решили обратиться к спонсорам за помощью. И попали в замкнутый круг…
В федерации всегда говорят, что шахматисты должны и могут обратиться к спонсорам за помощью, что мы и сделали. Нашли одну компанию, провели переговоры и получили предварительное добро. Но потом сделка сорвалась. Как оказалось, представители компании, название которой по некоторым причинам не хочу раскрывать, обратились к федерации, чтобы получить информацию обо мне. И в федерации, узнав тему разговора, сказали компании, что мне якобы не нужен спонсор, так как они выделяют мне достаточно финансов!
Я же не просто так обращаюсь к спонсору за помощью. В 14 лет я стала самым юным гроссмейстером в женских шахматах Азербайджана (повторив рекорд Теймура Раджабова – прим.), удачно выступала на детско-юношеских турнирах. А тут на кону Кубок мира, и федерация не только не помогает в подготовке, но и сделала так, чтобы спонсор, найденный усилиями тренера и отца, отказался от меня. Как же так можно?» - недоумевает Гюнай.
«Они не помогают и мешают привлечению спонсора. Мало того, ни разу не интересовались моими планами подготовки к Кубку мира. Я намерена немного подождать, но если увижу, что меня по-прежнему игнорируют и не интересуются моими делами, то серьезно подумаю над тем, чтобы выступать под флагом Международной федерации шахмат (ФИДЕ). А ведь в этом году есть и Шахматная олимпиада, которая пройдет в августе. В принципе, ни для кого не секрет, что национальная федерация вспоминает о крупных соревнованиях за неделю до их старта, проводит пятидневный или семидневный сбор и считает, что команда готова. Так к Олимпиадам и ЕВРО не готовятся», - заключила она.
1news.az в пятницу, 3 апреля, снова связался с Гюнай Мамедзаде, чтобы еще раз поинтересоваться, изменилось ли что-то после интервью, которое она дала 10 дней назад. Но как заявила 19-летняя шахматистка, никто из руководства федерации или тренерского штаба сборной не связывался с ней с тех пор. «Им неинтересно, как я готовлюсь к турнирам, и то, что я не получаю стипендии.
Информация о том, что федерация якобы оплачивала мне иностранного тренера, абсолютная ложь. Федерация шахмат не оплачивала тренера, ни местного тренера, с которым я обычно работаю, ни иностранного, у которого мы получаем консультации. Единственное, что могу отметить - на все международные турниры в 2018-2019 гг. мне помогал ездить вице-президент федерации Маир Мамедов. Он же обеспечил меня компьютером. За это я ему благодарна. Но он сам также признался, что его возможности ограничены, и он помогает не только мне. То есть проведение сборов и работу с тренерами оплачиваем сами.
Многие турниры сейчас отменены или перенесены, но ведь работа по скайпу продолжается. То есть не только не оплачивается работа с тренерами, но я даже стипендию с января не получаю», - сказала она
Чтобы разобраться в ситуации, 1news.az обратился за комментарием в Федерацию шахмат Азербайджана. В федерации 1news.az представили позицию вице-президента Маира Мамедова. Комментируя заявление Гюнай о низкой зарплате в сборной, он отметил, что отчасти с этим можно согласиться. «Этот вопрос может быть рассмотрен, чтобы она могла лучше готовиться к ответственным стартам. В данный момент в мире объявлена пандемия коронавируса. После того как ситуация улучшится, и федерация сможет полностью восстановить свою деятельность, этот вопрос будет рассмотрен, и мы сможем принять необходимые решения.
Со своей стороны могу отметить, что федерация ее всегда поддерживала. Я сам помогал ей. Мы старались оказывать ей необходимую поддержку при подготовке к важным турнирам, назначении тренеров и работе с ними. Гюнай – перспективная шахматистка, и я всегда старался помогать ей развивать свой талант. В последние годы мы ей очень сильно помогали. Этого нельзя отрицать. И намерены продолжать помогать и в будущем.
Но меня лично больше всего удивили заявления Гюнай о том, что она подумает над тем, чтобы выступать под флагом не нашей страны», - сказал он.
Зейнаб Мамедъярова
Подругу по сборной на следующий день после интервью, поддержала Зейнаб Мамедъярова, которая рассказала о проблемах в шахматах на своей странице в социальной сети Facebook.
«В первую очередь хочу отметить, что Азербайджан – единственная страна в мире, где была подписана государственная программа по развитию шахмат. Это показывает, насколько шахматы уважаемы и любимы в нашей стране. Но теперь хотелось бы поговорить о проблемах.
Шахматистки, которые ведут подготовку к Кубку мира, действительно нуждаются в материальной помощи. Но никакой помощи они не видят. Одна из этих шахматисток – моя сестра Тюркан. Остальные двое – Гюнай Мамедзаде и Ульвия Фаталиева.
Развитие женских шахмат в Азербайджане в последние годы неоспоримо. Это доказывают и бронза Чемпионата Европы среди сборных, и серебро клубного Евро. Растет и рейтинг наших шахматисток. В этом есть заслуга и вице-президента федерации Маира Мамедова, который обеспечивает наше участие в международных турнирах. Никто этого не отрицает.
Но Кубок мира – это элитарное соревнование, которое проходит раз в два года. И из 64-х сильнейших шахматисток мира, которые примут участие в Кубке мира, трое девочек – из Азербайджана.
Женская сборная Азербайджана
Несколько лет назад я и несколько других шахматисток написали письмо на имя президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум Алиевой и попросили ее о помощи. После этого нас пригласило Министерство молодежи и спорта, поинтересовалось проблемами. И в тот год я и моя сестра были обеспечены поездками для участия в международных турнирах.
Но, к сожалению, в компетенцию Минспорта не входит обеспечение участия в коммерческих турнирах. Они отправляют только на официальные турниры. В шахматах же почти все турниры коммерческие. Как и во многих других видах спорта, в шахматах также бывают призовые. Получается, шахматисты вообще не должны ездить на международные турниры. Любая поездка – это большие расходы. Откуда же в таком случае нам набираться опыта?
Об этом я лично рассказала министру во время нашей последней встречи, и он пообещал, что вопрос будет решен.
Помимо этого, для плодотворной подготовки к Кубку мира необходимо работать с тренерами, которым надо платить. Но у шахматисток нет средств, чтобы оплачивать труд тренеров.
Еще одна проблема – это вопрос стипендий. Когда в Баку проходила Всемирная шахматная олимпиада членам женской сборной платили 2000 манатов, а мужской сборной и того больше. Но как только закончилась Олимпиада, стипендии понизились до 700 манатов. Для профессионального спортсмена это минимальная цифра. Ни один профессиональный шахматист не будет посвящать свою жизнь шахматам и проводить все свое время за этим видом спорта за 700 манатов. Работая простым шахматным тренером и давая индивидуальные уроки, можно заработать в 3 раза больше. Как гроссмейстер должен удовлетворять свои потребности и поднимать флаг своей страны на международных стартах за 700 манатов? Считаю, что человек, являющийся гроссмейстером своего дела, должен получать более высокую зарплату.
Думаю, что моя подруга по сборной Гюнай Мамедзаде смогла достучаться до нужного адреса», - написала она.
Как заявил 1news.az Маир Мамедов, о чем отмечалось выше, после окончания пандемии коронавируса, эти вопросы будут обсуждены в федерации. Изменится ли ситуация в лучшую сторону, покажет время. Но из всей этой ситуации можно сделать вывод, что федерация и шахматисты отдалились друг от друга и отчасти объединяются лишь несколько раз в год, в преддверии крупных командных стартов. Да и в целом, федерации следовало бы активизировать свою деятельность по всем направлениям. А не отмалчиваться в моменты, когда шахматисты нуждаются в поддержке.
26 марта, было объявлено о приостановке Турнира претендентов, который проходил в Екатеринбурге. Мы уже писали о том, что ФИДЕ «обокрала» азербайджанского гроссмейстера Теймура Раджабова. В социальных сетях, а также среди представителей шахматного мира начались активные обсуждения на этот счет, и многие сходятся во мнении, что ФИДЕ показала свою полную несостоятельность – Теймура Раджабова лишили права побороться за мировую шахматную корону.
В контексте этих обсуждений меня привлекло одно довольно простое и напрашивающееся мнение. А что сделала Федерация шахмат Азербайджана? Почему она не встала на защиту своего шахматиста, даже когда ФИДЕ откровенно оболгала Раджабова, заявив, что он снялся с Турнира претендентов по личным причинам?
Маир Мамедов сообщил 1news.az, что и этот вопрос находится на повестке дня в федерации с первого же дня: «В частности, в ближайшие дни от имени главы Федерации шахмат Эльмана Рустамова будет отправлено официальное письмо президенту ФИДЕ Аркадию Дворковичу. В письме отмечается необходимость восстановления прав Теймура Раджабова и обеспечение его участия в Турнире претендентов. Мы предпримем все необходимые меры для этого. Данный вопрос будет находиться под пристальным вниманием Федерации шахмат Азербайджана».
Будем надеяться, что этот вопрос также будет решен, хотя очевидно, что возвращение Раджабова в турнир маловероятно.
1news.az готов предоставить трибуну азербайджанским шахматистам и представителям федерации, которые готовы открыто говорить о проблемах, которые, очевидно, имеют место быть. В конце концов, как отмечалось выше, Азербайджан – единственная страна, в которой была принята государственная программа развития шахмат. Почему же в такой ситуации мы обсуждаем проблемы лучших шахматистов страны?
Интересно было бы и мнение Министерства молодежи и спорта на этот счет. Раз уж спортсменов принимают и чествуют после их успешных выступлений, почему не обратить внимания и на проблемы?
Теймур Максутов
10496