Планы сепаратистов по Сарсангскому водохранилищу чреваты экологической катастрофой
Заявления лидера самопровозглашенного образования, созданного Арменией на оккупированных территориях Азербайджана - Араика Арутюняна, свидетельствуют о его полной политической безграмотности и несостоятельности.
Об этом 1news.az заявил руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, комментируя высказывания Арутюняна «о возможных ответных действиях в случае обстрела азербайджанской стороной» Ханкенди.
«Если попробуете выпустить по Степанакерту снаряд или бомбу, то ответ получите в Кировабаде [город Гянджа – 1news.az]», - процитировали Арутюняна армянские СМИ.
«Где Араик Арутюнян слышал, чтобы азербайджанские официальные лица, политическое, военное руководство страны делали заявления о бомбовом ударе по Ханкенди? - задается вопросом Ильгар Велизаде. – Никогда азербайджанская сторона не выступала с такими заявлениями, более того, она всегда обращала внимание и армянской, и международной общественности на то, что для Азербайджана важно устранить оккупацию, способствующие ей причины, заставить армянские оккупационные силы выйти за пределы зоны оккупации – Нагорного Карабаха и прилегающих районов».
Азербайджанский эксперт убежден, что основным источником угроз для нас является армянская армия, оккупировавшая территории Азербайджана: «И, соответствующим образом планируются действия по выдворению армянских оккупационных частей с территории Азербайджана. Это они являются основным источником угрозы и именно против них будут предприниматься действия азербайджанской стороны, Вооруженных сил Азербайджана».
С мирным населением Азербайджан воевать не собирается, подчеркнул Ильгар Велизаде. «Более того, Азербайджан призывает армянскую сторону проявить благоразумие и не подвергать опасности жизни гражданских лиц, мирным путем деоккупировать азербайджанские территории и убраться с наших земель», - отметил он.
Заявления же Арутюняна политолог расценивает как не более чем плод его воображения - видимо, не совсем здорового, не совсем дружащего с логикой и свидетельствующего о том, что армянская сторона от своей подстрекательской политики отходить не собирается, пытаясь запутать бессмысленными заявлениями и свою, и международную общественность.
Выражая отношение к «угрозам» Арутюняна», эксперт обратил внимание на то, что он, по всей вероятности, ментально застрял в годы советского прошлого: «Гяндже давно возвращено ее историческое название, и она уже более 30 лет как не «Кировабад», точно так же, как нет никакого т.н. «Степанакерта», а есть Ханкенди».
«Видимо, Арутюнян и другие руководители оккупационного режима живут в такой виртуальной реальности, поэтому не кажутся странными и другие их алогические заявления», - отметил Ильгар Велизаде.
Таким же образом эксперт расценивает и заявление Арутюняна о начале «программы по перемещению вод» Сарсангского водохранилища, расположенного на оккупированных территориях Азербайджана.
«Хотелось бы напомнить господину Арутюняну, что строительство Сарсангского гидроузла, спроектированного азербайджанскими инженерами, началось в 60-е годы прошлого столетия и завершилось в начале 70-х. В открытии водохранилища принимал участие руководитель советского Азербайджана, общенациональный лидер нашего народа Гейдар Алиев, который в своей вступительной речи говорил о том, что этот гидроузел послужит улучшению социально-экономического положения и даст толчок развитию сельского хозяйства и в Нагорном Карабахе, и в прилегающих районах. Так оно и было.
Азербайджанское руководство уделяло большое внимание развитию этого края, там постоянно строились новые объекты. Я говорю это к тому, что армянская сторона все время утверждает, что азербайджанское руководство «обделяло» Нагорный Карабах вниманием. Вот вам и символ того, как лживо армянское руководство подходило к этому вопросу, как спекулировало на нем», - подчеркнул Ильгар Велизаде.
Сарсангское водохранилище – очень сложное гидротехническое сооружение, стоящее больших средств, которые в то время по инициативе азербайджанского руководства были вложены для развития края, отметил политолог. Это, по его мнению, говорит о том, что армянская сторона, в дополнение к оккупации, незаконно пользуется объектами инфраструктуры в оккупированном Нагорном Карабахе: «Сейчас, к сожалению, ситуация обстоит иначе, и это обстоятельство показывает, что армянская сторона, мало того, не ценит того потенциала, который был заложен в регионе в советские годы - в том числе, по инициативе тогдашнего азербайджанского руководства - но и разбазаривает его».
По мнению Ильгара Велизаде, «проект», о котором говорил Арутюнян, является очень вредным с точки зрения эксплуатации Сарсангского гидроузла.
«Дело в том, что это водохранилище было построено с целью выработки электроэнергии. С другой стороны, в регионе была создана сеть оросительных каналов, которая, предусматривая орошение сельскохозяйственных площадей - в то время, фактически целинных земель, – позволила освоить многие тысячи гектаров земель в Низинном Карабахе.
Эта гидротехническая система каналов позволяла регулировать уровень воды в водохранилище и сбрасывать ее избыток во время паводков, сезонных осадков, когда в водохранилище стояла так называемая «большая вода». Избыток распределялся по той самой системе каналов, позволяя орошать значительные участки, обеспечивать города и районы Азербайджана сельскохозяйственным культурами и вывозить их за пределы республики», - напомнил эксперт.
После оккупации Арменией территорий Азербайджана указанная распределительная станция осталась на территории, контролируемой азербайджанской стороной, а Сарсангский гидроузел с водохранилищем и генераторами, вырабатывающими электроэнергию – на территории, контролируемой армянскими оккупационными силами.
«Оккупационная администрация, которую представляет Арутюнян, ее прежние руководители крайне бесхозно использовали этот гидроузел. Вредительская политика оккупационных властей не позволяет действовать Сарсангскому гидроузлу по прямому назначению, в соответствии с технико-экономическими нормами.
Накапливающийся в водохранилище избыток воды просто сбрасывался в реку Тертер, в результате река выходила из берегов, затапливая обширные площади в низинной части, от чего страдали мирные азербайджанские жители.
Эта практика, к сожалению, продолжается и сегодня. К чему это еще привело? К тому, что избыток воды оказывал давление на саму плотину, в результате она сильно изношена и находится в весьма печальном состоянии», - сказал Ильгар Велизаде.
Он напомнил, что азербайджанская сторона неоднократно обращала внимание на необходимость проведения тщательного анализа этого гидротехнического сооружения: «Потому что в случае аварии вода в первую очередь потечет в Низинный Карабах, серьезно пострадают азербайджанские населенные пункты. И, кстати говоря, армянские жители прилегающих к Тертеру населенных пунктов тоже сильно пострадают».
«Но у армянских властей свои представления на этот счет, они на предложения Азербайджана не шли и не идут. Что они решили? Построить систему каналов на контролируемой Арменией территории.
Однако по расчетам азербайджанских гидротехников, пропускная способность каналов, построенных в 60-е годы на территории Низинного Карабаха, рассчитана конкретно на объем воды Сарсангского водохранилища. А насколько гидротехническим характеристикам данного объекта соответствует «проект» армянской стороны – большой вопрос.
Все технические характеристики, документация, связанные с Сарсангским водохранилищем, находятся в Азербайджане. Не используя изначально эту техническую документацию, очень сложно правильно эксплуатировать гидроузел и создавать систему оросительных каналов. Это может создать дополнительные риски для функционирования сложной гидротехнической системы, и вместо обещанных «урожаев» армянская сторона, и, конечно, Азербайджан, получат дополнительную головную боль - уникальное сооружение придет в плачевное состояние», - сказал Ильгар Велизаде.
«Конечно, столь непрофессиональный подход людей, находящихся у власти в Ханкенди (тот же Арутюнян, судя по его последним заявлениям, особым профессионализмом не отличается) к использованию таких сложных сооружений, как Сарсангское водохранилище, чреват негативными последствиями.
Анонсируемые ими «проекты» представляют большую техногенную и экологическую угрозу для нашего региона, его жителей: «Поэтому я думаю, что оценку этим «планам» должны дать международные структуры. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств Азербайджан не может помешать этому процессу».
В свете этого Ильгар Велизаде напомнил о принятии в 2016 году ПАСЕ резолюции «Преднамеренное лишение воды жителей приграничных регионов Азербайджана», осуждающую практику армянской стороны по водопользованию в зоне нагорно-карабахского конфликта.
«ПАСЕ посчитала недопустимой монополию Армении на водные ресурсы, которые остались в руках оккупационных сил, и которые они используют в качестве давления на Азербайджан.
Воды Сарсангского водохранилища должны протекать по уже имеющейся у нас системе оросительных каналов. Любой другой вариант пользования водой Сарсанга нарушает экологические нормы.
Армянская сторона грубо нарушает и требования резолюции ПАСЕ о недопустимости использования водных ресурсов в Нагорном Карабахе в целях политического давления на Азербайджан и лишения, по политическим мотивам, права жителей региона на пользование водными ресурсами.
Это очень важно, и я думаю, что если армяне начнут осуществлять свой «проект», то Азербайджан должен повторно поднять вопрос перед международными структурами и воспрепятствовать его реализации», - резюмировал Ильгар Велизаде.
Ф.Багирова