Зангезур в составе Карабахского генерал-губернаторства АДР | 1news.az | Новости
Точка зрения

Зангезур в составе Карабахского генерал-губернаторства АДР

First News Media17:12 - 20 / 05 / 2021
Зангезур в составе Карабахского генерал-губернаторства АДР

Историческая Победа Азербайджана в Отечественной войне и, как следствие, изменение геополитических реалий в регионе создают новые возможности для его дальнейшего развития и процветания.

Безусловно, на первый план здесь выходит вопрос разблокирования коммуникаций, и в первую очередь, открытия Зангезурского коридора как важной составляющей для реализации в ближайшей перспективе важных транспортных, инфраструктурных проектов.

Все это отражено в трехсторонних заявлениях лидеров Азербайджана, Армении и России, однако подходы армянской стороны демонстрируют ее нацеленность на срыв процесса.

Возможно, витающие в Армении страхи связаны с использованием в Азербайджане историко-географического названия Зангезур, но это ее проблемы, и факта азербайджанской исторической принадлежности этого края, переданного Армении в 1920 году, они не меняют.

Мы продолжаем публикацию цикла статей, посвященных истории этой древней азербайджанской земли.

Автор материалов – авторитетный ученый, доктор философии по истории, доцент Ильгар Нифталиев.

Представляем вашему вниманию очередную статью, повествующую о периоде, когда Зангезур находился в составе Карабахского генерал-губернаторства Азербайджанской Демократической Республики, с предыдущими статьями можно ознакомиться ниже:

История Зангезура с древнейших времен. Что мы о ней знаем?

Кровавые деяния Андраника в Зангезуре в 1918 г.

Предложение о выделении Карабаха и Зангезура в отдельное генерал-губернаторство, облеченное особыми полномочиями, было выдвинуто министром внутренних дел Азербайджанской Республики в начале 1919 года в докладе правительству о положении в регионе. Основными доводами при этом послужили сепаратистские устремления местных армян, подогреваемые эмиссарами из Армении, кровавые эксцессы против мусульманской части населения, слабость местной власти в силу отсутствия за ней серьезной военной силы, а также не вполне налаженное сообщение центрального правительства с регионом. Решением правительства Азербайджана от 15 января 1919 года генерал-губернатором был назначен врач по специальности Хосров бек Султанов. Безусловно, создание данного губернаторства было согласовано с британским командованием, которое на этом этапе поддержало модель территориального обособления зоны конфликта путем создания здесь особой администрации в пределах Азербайджана. Контроль над ним англичане осуществляли через своего военного представителя, входившего в руководство администрации с правом решающего голоса.

С первых же дней существования Карабахского генерал-губернаторства армянское правительство и представители так называемого «Армянского национального совета Карабаха и Зангезура» забросали английское командование письмами, телеграммами и обращениями, в которых выражали протест по поводу создания особой администрации в Карабахе и Зангезуре, подчиненной правительству Азербайджана. При этом армянское правительство называло Карабах и Зангезур «неотъемлемыми частями» своей территории, направив в Герус (западный Зангезур) даже государственного комиссара А.Шахмазяна. Армянский национальный совет даже предлагал выделить армянскую часть Зангезура и Карабаха в отдельное генерал-губернаторство во главе с английским офицером, не подчиненным азербайджанскому правительству.

Во время своей поездки в Иреван в конце марта 1919 года и встречи с премьер-министром Армении А. Хатисовым, генерал В.Томсон, объясняя решение английского командования о создании генерал-губернаторства именно под патронажем Азербайджана, отметил, что для него вопрос о Карабахе стоит в зависимости от обеспечения питанием беженцев и необходимости обезопасить пути сообщения: «на дороге в Карабах лежит неспокойное место Агдам. Находящийся в Елизаветполе генерал Мехмандаров отвечает за безопасность Евлах-Шушинского тракта; дороги же из Шуши в Эривань нет, и потому он не мог обращаться к армянам с предложением управлять Карабахом. Так же отрезан и Зангезур. Я это сделал сознательно. Так легче будет посылать продукты из Азербайджана. Я много раз имел дело с азербайджанским правительством и считаю, что оно хорошо понимает свою ответственность...».

Подобные заявления английского командования обернулись активизацией происков армян. Так, в письмах представителей Армянского национального совета, направленных в марте 1919 года правительству Армении, ставилась задача добиться ликвидации азербайджанского генерал-губернаторства, введения армянских представителей Карабаха и Зангезура в состав делегации Армении на Парижской мирной конференции, создания в регионе единого командования, обеспечения его опытными командирами, оружием, деньгами и т.д.

Но после того, как командование британских войск в Карабахе устами полковника Д.Шательворта 3 апреля 1919 года подтвердило признание генерал-губернатора Х.Султанова единственной высшей властью и призвало население беспрекословно выполнять все его приказы, действия англичан стали более последовательными. 8 мая 1919 года в донесении дипломатического представителя Армении в Грузии сообщалось, что генерал В.Томсон на основе рапортов полковника Д.Шательворта и майора Монк-Мэссона о положении в Карабахе и Зангезуре пришел к выводу, что правопорядок в регионе нарушается по вине представителей правительства Армении, которые подстрекают армянское население к неповиновению властям Азербайджана. В мае 1919 года представитель правительства Армении А.Шахмазян, а позже и другой представитель Армении М.Арзуманов были выдворены англичанами из региона.

Однако вскоре, под давлением обращений правительства Армении и Армянского национального совета, распоряжением командующего британских вооруженных сил Д.Шательворта от 14 мая 1919 года временная азербайджанская администрация не была введена в те районы Зангезурского уезда, где Армянский национальный совет являлся администрацией, до дальнейшего решения по этому вопросу. В то же время в распоряжение особо оговаривалось, что в случае, если будет решено, что временная азербайджанская администрация должна быть введена, то будет назначен известный срок для введения таковой.

Этот вариант взаимоотношений между Армянским национальным советом и правительством Азербайджана был закреплен соглашением от 15 августа 1919 года, согласно 1 и 2 пункту которого до решения данного вопроса на Мирной конференции, Нагорная часть Карабаха: Шушинского, Джеванширского и Джебраильского уездов, населенные армянами, считает себя в пределах Азербайджанской республики. Это был первый документ, в котором термин Нагорный Карабах употреблялся в политическом значении и данная территория признавалась как часть территории Азербайджанской Республики.

Данное соглашение дает четкое представление, в каких районах Карабаха проживало армянское население. В то же время в договоре не упоминаются районы Зангезура, которые в мае 1919 года были временно переданы англичанами под управление Армянского национального совета. Хотя соглашение от 15 августа не остановила местных армян, поддерживаемых правительством Армении, от противоправных действий, однако оно могло стать важным для Азербайджана правовым документом в дальнейших переговорах о судьбе территорий.

После вывода британских войск из Азербайджана в регион прибыл полковник главного штаба армии США Вильям Гаскель, который ещё в июле 1919 г. решением Совета пяти (США, Англии, Франции, Италии и Японии) Парижской мирной конференции был назначен Верховным комиссаром союзных держав на Южном Кавказе. 20 августа В.Гаскель направился сначала в Иреван, 23 августа - в Тифлис и, наконец, 28 августа прибыл в Баку. Турне В.Гаскеля по региону было вызвано, прежде всего, началом на мирной конференции в Париже активных переговоров союзников с представителями национальных государств, образовавшихся на развалинах Российской империи, по вопросу о процедуре признания их независимости. Южно-кавказские республики были в эпицентре этого процесса. Одной из важных задач, стоявших перед миссией Гаскеля, было убедиться на месте, насколько республики соответствуют содержанию положений своих меморандумов, которые их делегации представили на мирной конференции, и подготовить на этот счет доклад. Наиболее острым был вопрос о границах, и Гаскель был, безусловно, в курсе тех территориальных конфликтов, которые происходили на Южном Кавказе. Гаскелю была известна также позиция бывшего британского командования относительно территориальных притязаний Армении в отношении Азербайджана.

Поэтому неслучайно, что в позиции В.Гаскеля по этому вопросу с первых его заявлений чувствовалась солидарность с позицией своего союзника по Антанте. Во время встречи с премьер-министром Азербайджана Насиб беком Усуббековым 28 августа 1919 года В.Гаскель исходил из точки зрения, что Карабах и Зангезур являются неотъемлемой частью Азербайджана.

Одновременно Гаскель опроверг вызвавшие сенсацию места его речи в армянском парламенте с угрозами в адрес Азербайджана как не соответствующие действительности.

В это же время армянское правительство выступило с протестом по поводу пребывания азербайджанских войск в Зангезуре, заявив, что он составляет часть Армении, и всякие действия азербайджанского правительства в этой области как идущие вразрез с постановлениями английского командования считает недопустимыми и могущими повлечь за собой нежелательные последствия и кровавые инциденты.

Правительство Армении предложило Азербайджану разрешить вопрос на отдельной двусторонней конференции. В ответной ноте азербайджанское правительство указывало, что считает зангезурские дела внутренним делом Азербайджана и не считает возможным вступить с армянским правительством в какие-либо переговоры по этому поводу.

При этом подчеркивалось, что английское командование давно уже произвело предварительное разграничение территорий, предоставив Карабах и Зангезур Азербайджану. В то же время азербайджанское правительство дало согласие на проведение азербайджано-армянской конференции в Баку, но при условии, что решения ее станут не временным, а окончательным разрешением территориальных споров между Арменией и Азербайджаном. Эта оговорка азербайджанской стороны была не случайной. Азербайджанская дипломатия уже была хорошо знакома с тактикой армянской стороны - делать сначала громкие заявления, представляя себя горячими миротворцами, и давать широковещательные обещания о решимости разрешать конфликт, а затем в последний момент отказываться от своих слов.

Однако, правительство Азербайджана не проявило принципиальности. Результаты начавшей работу в Тифлисе 20 ноября 1919 года мирной армяно-азербайджанской конференции полностью подтвердили опасения азербайджанского правительства. Накануне созыва конференции азербайджанское правительство отдало приказ своим армейским частям в Карабахе прекратить военные действия. Как следует из отчетов правительства, посылка войск на помощь карабахскому генерал-губернатору была вызвана наличием неопровержимых доказательств отправки армянским правительством в Зангезур своих регулярных войск, оружия и боевого снаряжения для раздачи армянскому населению края с тем, чтобы в нужный момент поднять восстание, дабы показать, что армянское население Зангезура не желает признавать азербайджанские власти. В такой ситуации правительство не могло оставаться безучастным, тем более что предстояло вернуть на свои земли 60 тысяч азербайджанских беженцев, которые покинули родные места в результате бесчинств вооруженных банд Андраника в Зангезурском уезде в период со второй половины 1918-го до начала 1919 годов.

По итогам конференции, 23 ноября 1919 г. стороны заключили мирное соглашение, которое подписали председатель правительства Армении А.Хатисов и председатель правительства Азербайджана Н.Усуббеков. Стороны договорились решать все спорные вопросы, в том числе вопросы границ, путем переговоров, а не силой оружия. Предусматривалось, что с момента подписания соглашения ни одно из двух договаривающихся правительств не будет силой оружия подчинять себе не признавшие до того времени его власти районы.

Соблюдая условия соглашения, Азербайджан вывел свои воинские части из Зангезура. Армения же немедленно направила сюда свои регулярные войска, грубо нарушив тем самым достигнутые договоренности.

Находившийся в это время в Баку английский военный журналист Скотланд-Лидделл сообщал в Лондон, что вслед за подписанием соглашения от 23 ноября «армяне, пользуясь отходом азербайджанских войск, предательски напали на азербайджанцев в Зангезуре, где разрушили до сорока азербайджанских селений».

Касаясь последних событий в Зангезурском уезде в телеграмме от 8 декабря 1919 года верховному комиссару союзников полковнику В.Гаскелю, премьер-министр Азербайджана Н.Усуббеков выразил опасение, что если у армянской части населения Зангезура останутся орудия и пулеметы, то нет гарантий от дальнейших их выступлений и от продолжения анархии. Поэтому глава правительства Азербайджана предлагал послать в Зангезурский уезд не позже, чем через 5 дней комиссию из американских офицеров для изымания у армянских банд орудий и пулеметов. Азербайджанское правительство предупреждало, что в противном случае будет вынуждено принять конкретные меры, могущие заставить виновников анархии осознать необходимость соблюдать мирные принципы сосуществования в Зангезуре. В ответной телеграмме от 11 декабря 1919 года В.Гаскель сообщил, что телеграмму «получил и передал министру—президенту Армении со следующим добавлением: если эти обвинения после расследования подтвердятся, то это будет самый сильный удар для будущности Армении».

Факты о нарушении вооруженными силами Армении соглашения от 23 ноября 1919 года содержались также в донесениях руководителя английской миссии на Южном Кавказе, бывшего генерального консула британского правительства в Москве Оливера Уордропа, прибывшего в Баку вслед за выводом английских войск из Азербайджана.

В своих донесениях, со ссылкой на министерство иностранных дел Азербайджанской Республики, О.Уордроп ставил Лондон в известность о кровавых акциях, совершаемых армянскими вооруженными силами на территории Эриванской и Елизаветпольской губерний против мирного азербайджанского населения в период с октября 1919 по апрель 1920 гг.

Так, в частности, в сообщении О.Уордропа от 11 декабря 1919 года указывалось, что, «по сведениям командующего Карабахом, 1 декабря регулярные армянские войска с двумя пушками и 6 пулеметами напали на 9 азербайджанских деревень в проходе (ущелье) Кигы, сожгли и ограбили их. 26 ноября собрали вместе всех мирных азербайджанцев из области Охчу; мужчин военного возраста взорвали динамитом, а все остальное население, включая женщин и детей, были уничтожены в мечети. Зангезурские азербайджанцы в панике».

В донесении О.Уордропа от 15 декабря 1919г. говорилось: «Премьер-министр Азербайджана направил телеграмму, обвиняя армянские регулярные артиллерийские войска, которые устроили резню, уничтожая деревни Зангезура. Он отмечает, что 9 декабря деревни Кедаклаклу, Аскерлар и Пердживан юго-восточнее Геруса, были уничтожены и что осажденные азербайджанские деревни в Охчу и Кизильджик юго-западнее Геруса, были разрушены артиллерийским огнем, а все население убито. Он сказал, что Азербайджан не имеет ни единого солдата в Зангезуре. Его Превосходительство просит направить офицеров из нейтральных стран, чтобы разоружить армян в Зангезуре, в противном случае Азербайджан будет вынужден принимать меры по обеспечению добрососедства». В донесении О.Уордропа от 28 января 1920 года отмечалось: «Продолжают поступать сообщения об армянской агрессии в Зангезуре, что усиливает недовольство населения правительством Азербайджана, требующего принятия правительством незамедлительных мер».

Далее О.Уордроп замечает: «Главной целью моего визита в Эриван было оказать давление на армянского премьера, чтобы вывести регулярные войска и артиллерию из Зангезура и наказать виновных. Я уже телеграфировал Его Превосходительству, что, если армянское правительство не прекратит агрессию, я буду вынужден рекомендовать правительству Его Величества не оказывать им помощи». В шифрованной телеграмме от 28 февраля 1920 года О.Уордроп привел протест азербайджанского правительства против правительства Армении, войска которой, несмотря на соглашение от 23 ноября, строго соблюдаемой азербайджанской стороной, разрушили в Зангезуре около двадцати азербайджанских деревень. Правительство Армении было крайне не довольно позицией представителя Великобритании. В своей телеграмме от 7 апреля 1920 года министру иностранных дел Армении А.Оганджаняну премьер-министр Армении А.Хатисов обвинял О.Уордропа в мусульманофильстве и предлагал Оганджаняну убедить его в том, что наступает не Армения, а Азербайджан.

В целом, несмотря на все переговоры и достигнутые договоренности о прекращении военных действий, нападения армянских вооруженных сил на приграничные с Арменией азербайджанские села Карабаха и Зангезура продолжались. Это вынуждало правительство Азербайджана постоянно держать значительные военные силы на западных рубежах страны за счет значительного ослабления обороны северных границ, где ожидалась агрессия со стороны Красной Армии Советской России. Таким образом, накануне советизации Азербайджана, несмотря на все дипломатические и политические усилия азербайджанского правительства, Армения предпринимала открытые агрессивные действия в Карабахе и Зангезуре.

Поделиться:
15791

Последние новости

Все новости

1news TV