Ответственность за войну в Карабахе ложится также на международное сообщество
Ответственность за 44-дневную войну в Карабахе лежит не только на Армении, но и на мировом сообществе, не сумевшем или не пожелавшем принудить Иреван к соблюдению международного права.
С таким заявлением выступил накануне Президент Ильхам Алиев на встрече с назначенным в Азербайджан новым резидент-координатором ООН Владанкой Андреевой.
Для того, чтобы призвать Армению к ответу, имелась вся необходимая правовая база, включая известные четыре резолюции Совета безопасности ООН от 1993 года, требовавшие от страны-агрессора немедленного и безоговорочного вывода своих вооруженных сил с оккупированных территорий. «Это был очень позитивный шаг, очень обнадеживающий жест поддержки нас в связи с армянской агрессией. Требование немедленного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с наших международно признанных территорий было очень важным политическим жестом Совета безопасности. Однако, к сожалению, эти резолюции не были выполнены, и я неоднократно поднимал вопрос об отсутствии механизма выполнения резолюций Совета безопасности. В некоторых случаях резолюции выполняются за короткое время, в нашем же случае они вообще не были выполнены международными участниками», - констатировал Президент Ильхам Алиев.
Тем более удивительным является тот факт, что три из пяти стран постоянных членов Совбеза ООН – это могущественные государства мира, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, призванной содействовать решению карабахского конфликта. «Они сами приняли эти резолюции. У них был мандат на то, чтобы создать возможность для реализации этих резолюций. Однако, к сожалению, за 28 лет Минская группа упустила много возможностей. Во многих случаях я поднимал вопрос о введении санкций против Армении. Потому что я думал, что это может быть способом предотвращения столкновения, войны. Мы хотели решить вопрос мирным путем», - указал глава государства.
За годы армянской оккупации, с целью побуждения врага к мирному решению проблемы, Баку добивался принятия на различных международных платформах многочисленных документов в поддержку территориальной целостности Азербайджана, тем самым не оставляя Армении шанса на легализацию результатов агрессии. И Армения, поняв, что время работает против нее, потому как со временем Азербайджан научился успешно противостоять ее лживой пропаганде и оброс новыми влиятельными друзьями за рубежом, вместо того, чтобы пойти на мировую, избрала путь еще большей конфронтации.
Глава государства напомнил о своем выступлении за несколько дней до начала Второй Карабахской войны на Генассамблее ООН. Тогда он предупредил международное сообщество о том, что Армения ведет подготовку к войне, и это утверждение не было безосновательным. В то время на фоне участившихся провокаций и обострения ситуации на линии соприкосновения азербайджанских и армянских вооруженных сил звучали недвусмысленные заявления премьер-министра Никола Пашиняна о том, что «Карабах – это Армения», и министра обороны Давида Тонояна о «новой войне за новые территории». Потому предупреждение Ильхамом Алиевым мирового сообщества о грядущей войне не было пропагандой, а, как он сам отметил, «это был результат реального анализа поведения Армении в предвоенные месяцы».
«К сожалению, я оказался прав. Поэтому, если бы против Армении были вовремя введены санкции, если бы сопредседатели Минской группы, три ведущие страны мира использовали 5 процентов своего потенциала, чтобы убедить или заставить Армению отвести свои оккупационные силы, то войны не произошло бы. Следовательно, ответственность за войну лежит не только на Армении, но и на тех, кто не может или не хочет заставить ее соблюдать международное право. В результате Азербайджан сам выполнил эти резолюции в рамках норм международного права. Мы восстановили справедливость, нормы международного права. Мы сами выполнили резолюции Совета безопасности ООН. Мы действовали, руководствуясь Уставом ООН. 51-я статья признает право каждой страны на самооборону. Таким образом, использовав все международные инструменты, мы восстановили свою территориальную целостность», - подчеркнул Президент Ильхам Алиев.
Азербайджан считает конфликт окончательно решенным, и итоги войны пересмотру не подлежат. Однако Армения, потеряв незаконно удерживавшиеся ею на протяжении 30 лет азербайджанские земли и полагая, что конфликт на этом не разрешен, теперь вновь пытается реанимировать переговорный процесс под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Армения стремится вновь внести в повестку вопрос статуса несуществующего больше Нагорно-Карабахского региона Азербайджана, и в этом ей потворствуют сами сопредседатели, старающиеся навязать сторонам свою надобность. Но Президент Ильхам Алиев еще в декабре, после подписания трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, России и Армении категорично и красноречиво обозначил позицию Баку по данному вопросу: «Статус ушел к черту, провалился, разлетелся в пух и прах, нет его, и не будет. Пока я являюсь президентом, не будет».
Вопрос статуса тем более не актуален в свете упразднения Ильхамом Алиевым Нагорно-Карабахского региона как такового. Вниманию забывчивых, либо не услышавших заявление главы азербайджанского государства представим его цитату с состоявшейся в прошлом месяце встречи с семьями погибших в войне военнослужащих: «Я много раз говорил об этом, хочу еще раз сказать, что армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт нашел свое решение. Этот конфликт разрешен. Сторона, которая решила этот конфликт, это мы, азербайджанское государство. Мы решили этот вопрос в одностороннем порядке. Если кто-то, я периодически слышу, начал говорить, что вопрос должен быть решен, этот конфликт не разрешен, то они идут по неправильному и опасному пути. Мы считаем, что он решен, и война окончена. Тем не менее, мы готовы и должны быть готовы к войне в любой момент».
Кроме того, азербайджанский лидер заявил, что Нагорный Карабах - неверное название для региона. По его словам, такой территориальной единицы не существует, и употреблять такое название нельзя: «Если речь идет о статусе Нагорного Карабаха, я сказал, что в Азербайджане нет территориальной единицы под названием Нагорный Карабах. Это слово, это выражение употреблять не следует. Нет Нагорного Карабаха, есть Карабах. Карабахская экономическая зона создана на основании указа, подписанного мной 7 июля, и все. Здесь объединены все регионы Карабаха».
Что касается никак не желающих самораспускаться сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые все еще существуют, несмотря на завершенность карабахского конфликта, то они могли бы перепрофилироваться в промоутеров устойчивого мира и безопасности в регионе, способствовать выполнению требований трехсторонних заявлений, продвигать тему открытия коммуникаций. Работы в этом направлении непочатый край. Возможно, на этом поприще они были бы более успешны.
Говоря о сотрудничестве с ООН и его подразделениями, Президент Ильхам Алиев привлек внимание собеседницы к тому обстоятельству, что на протяжении долгих лет, что азербайджанские земли находились под армянской оккупацией, Баку неоднократно приглашал ЮНЕСКО посетить эти территории для ознакомления с нанесенным Арменией ущербом памятникам истории, культуры и религии. Но каждый раз усилия Баку оказывались безуспешными: ЮНЕСКО отказывалась направлять свою миссию. Зато после окончания войны у этой организации внезапно возникло желание посетить освобожденные земли. С чего вдруг? Не с того ли, что она поддалась на ложь армянской пропаганды о разрушении азербайджанцами христианских памятников на освобожденных территориях? Нет ли тут признаков двойных стандартов, когда, игнорируя на протяжении многих лет приглашение Азербайджана, ЮНЕСКО считает своим долгом немедленно откликнуться на поднятую Арменией истерию? Выходит, состояние христианских памятников для ЮНЕСКО ценнее, чем состояние уничтожавшихся на протяжении почти трех десятилетий исламских памятников?
Вот как описал Президент Азербайджана те события: «Мы ждем ЮНЕСКО, можно сказать, около 30 лет. Несколько лет назад, еще во время оккупации, мы пригласили ЮНЕСКО приехать сюда и посмотреть, что совершается на наших территориях. Потому что Минская группа ОБСЕ уже направила на оккупированные территории две миссии по изучению фактов. Мы попросили их направить вновь миссию, но они не направили. Мы просили ЮНЕСКО приехать и увидеть ущерб, нанесенный нашим историческим памятникам армянскими агрессорами, но они отказались. Официальные представители ЮНЕСКО заявили, что ЮНЕСКО не вмешивается в политические вопросы. Однако после окончания войны мы получили от ЮНЕСКО сигналы о том, что они хотят приехать. Конечно, мы выразили свое удивление. Потому что они не приезжали, когда мы их звали, можно сказать, почти 30 лет. А после войны они решили приехать. Поэтому мы согласились на это, и, насколько мне известно, последняя информация была такова, что миссия уже создана, но сейчас Армения снова против. Поэтому миссия вновь задерживается».
Примечательно, что Баку не возражает принять миссию ЮНЕСКО, и изъявил готовность ее встретить, несмотря на то, что за инициативой направить эту миссию явно проглядываются армянские ушки. Но Азербайджану нечего скрывать, ведь он в отличие от армян, занимается не уничтожением, а созиданием и восстановлением, и в этом деле рассчитывает на поддержку ООН и его институтов.
«Сейчас война закончилась, конфликт разрешен, больше о произошедшем говорить нечего. Мы уже должны смотреть в будущее, и в настоящее время наша главная забота – восстановление разрушенных, полностью разоренных территорий. Конечно, мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с ООН по этим вопросам, по вопросам, связанным с гуманитарной ситуацией, нашими планами восстановления освобожденных от оккупации территорий. Безусловно, нам нужно больше взаимодействия с институтами ООН. Нам потребуются широкое международное участие и помощь с точки зрения экспертных знаний и советов. Потому что площадь территории, которую мы сейчас восстанавливаем, составляет более десятков тысяч километров. И, конечно, мы поддерживаем контакт с Верховным комиссариатом ООН по делам беженцев. Мы планируем по возможности в кратчайшие сроки вновь поселить там всех бывших вынужденных переселенцев, но главная проблема – это мины и полное уничтожение, разорение всех мест. Поэтому наша главная цель с Организацией Объединенных Наций и ее структурами, - оказывая друг другу доверие и являясь партнерами, добиться восстановления наших освобожденных территорий», - сказал глава государства.