Убийство в отделении полиции в Баку: О чем стоит задуматься всем - ФОТО
Одним из резонансных событий последнего дня сентября стало убийство 27-летней Ханым Мамедовой ее мужем. Но, как ни чудовищно это звучит, общественность всколыхнул не сам факт преступления, а то, что это произошло в отделении полиции, куда женщина пришла просить о помощи.
Напомним, что вчера, 30 сентября, около 09:00 сотрудник патрульно-постовой службы Управления полиции Низаминского района Баку Исмаил Мамедов, находясь на работе, узнал, что его жена Ханым пришла в 24-е отделение полиции жаловаться на мужа. Правоохранитель незамедлительно прибыл в отделение, где из табельного пистолета застрелил мать своих детей.
Поступающая в течение дня информация о погибшей и ее семейной жизни с расстрелявшим ее сотрудником полиции И.Мамедовым проливает свет на причины, побудившие женщину прийти в полицию.
Беззащитность и отчаяние
Напомним, что, по словам тети погибшей, И.Мамедов был очень ревнивым. Но дело даже не в его ревности, в конце концов, не все ревнивцы превращаются в Отелло. А вот слова родственницы Х.Мамедовой о том, что после свадьбы муж не выпускал ее из дома даже к родственникам, у которых при этом не было возможности поговорить с ней по телефону, говорят о многом. Тем более что уже известно, что Ханым Мамедова подвергалась систематическим побоям со стороны мужа.
Получается, что для Ханым, которая под страхом очередной экзекуции вышла из дома, приход в полицию с жалобой был поступком крайнего отчаяния. Эта женщина не надеялась на поддержку родных, она была совсем одна со своей бедой.
Тут невольно возникают параллели с трагедией в другой семье, которая произошла в начале сентября и закончилась гибелью Айтен Нифталиевой и ее полуторогодовалой дочери Тахиры. Тогда родственники девушки, причем, ближайшие, - мать, тетя и брат, - тоже рассказывали и про запреты на телефонные разговоры с Айтен со стороны семьи мужа, и о систематических побоях.
Мы не будем сейчас строить из себя следователей или судей, тем более что в нюансах произошедшего как первого, так и вчерашнего преступлений уже разбираются правоохранительные органы.
У нас вопрос к родственникам обеих погибших, которые закрывали глаза на все, о чем они стали рассказывать только после их гибели. А именно: о том, что их дочерей, племянниц, сестер систематически избивали. Об отсутствии возможности пообщаться с ними. О том, как советовали «терпеть и надеяться на лучшее», но ни в коем случае не разводиться.
По какой причине эти люди не понимают, что именно с их молчаливого согласия, скрывающемся под красивой фразой: «Мы не вмешивались в их семейную жизнь» - и произошли эти трагедии?
Побои при жизни, осуждение после смерти
Х.Мамедова, нарушив запрет мужа на выход из дома, все же сделала это, причем, с одной целью: положить конец систематическим побоям. Надежды на родственников у нее не было, друзей при жизни за закрытыми дверями и ревнивым мужем-тираном тоже. Она надеялась только на полицию. На то, что может быть ее защитит закон. Но ее не защитили, а убили. Кроме того, осуждать ее не прекратили даже после смерти.
Да, как ни парадоксально, нашлись те, кто осудил расстрелянную мужем Ханым Мамедову за то, что она пришла в полицию, чтобы пожаловаться на избиения мужа. Комментарии вроде: «Она совершила грех, решив вынести сор из избы»; «Что вообще порядочная женщина делала в полиции»»; «Как можно писать заявление на отца собственных детей?» и подобные им писали даже женщины. О причинах столь яростного осуждения именно женщинами жертвы насилия мы как-то уже рассуждали и повторяться не хочется.
Однако сделаем попытку воззвать к остаткам совести и элементарной человечности тех, кто это произносит. Почему никто из вас, уважаемые «дамы в белых пальто», не поставит себя хоть на минуту на место этой отчаявшейся женщины, живущей в вечном страхе? Почему никто не хочет понять, что для нее – избиваемой, запуганной, живущей в собственном доме как в тюрьме, - единственным выходом было хоть кому-то рассказать о своей беде?..
Кто-то очень «остроумный» в комментариях под одной из публикаций на тему вчерашнего убийства написал, мол, «ага, муж не выпускал из дома, а в полицию она через форточку пришла». Возможно, у нее была мысль и о таком выходе, но не через форточку, а через окно, но она просто пожалела детей (их двое), которым не желала участи стать свидетелями самоубийства матери. А еще, возможно, она все же заставила себя – опять же, ради детей, - зацепиться за последнюю надежду на спасение. Она думала, что, может быть, хоть кто-то защитит ее, хоть кто-то помешает ее мужу, который, позволяя себе побои, наверняка чувствовал свою полную безнаказанность. Наверняка говорил ей, что ему «ничего не будет», потому что он – сотрудник полиции.
Но она не поверила. Она, надеясь именно на полицию, на верховенство закона, решила рассказать коллегам супруга о том, что он творит в стенах собственного дома, думая, что там ее защитят.
Но просчиталась. Потому что коллеги супруга тут же доложили ему о приходе жены с жалобой, и вскоре произошла трагедия. И самое горькое состоит в том, что муж не просто застрелил ее, а в буквальном смысле казнил. Потому что выстрелов было 15. И произошло это на глазах у их собственных детей.
Вопрос о том, что именно могла рассказать погибшая Ханым Мамедова о супруге, что он, сорвавшись с места патрульной службы примчался в 24-е отделение полиции и расстрелял ее, волнует многих. Хотя, может быть, ответ прост, и причина лишь в том, что И.Мамедова возмутил сам факт, что покорная жена вдруг ослушалась его и посмела не просто выйти из дома, а еще и решила хоть как-то бороться с его систематическим насилием. Впрочем, пусть о психическом состоянии расстрелявшего жену сотрудника полиции даст ответ судебно-психологическая экспертиза.
А вот к коллегам И.Мамедова, которые, вместо того чтобы предоставить женщине защиту, фактически отдали ее в руки убийцы, вопросов много. Напомним, что вчера на эту тему уже высказалась общественность в лице председателя Общественного объединения «Чистый мир - социальная помощь женщинам» Мехрибан Зейналовой. Она задалась справедливым вопросом, почему в отделении полиции не соблюдается анонимность обращения, и подчеркнула, что сегодня возникла серьезная необходимость в установке жестких правил анонимности и нераспространения информации структурами, борющимися с бытовым насилием.
Возможно, и на этот призыв М.Зейналовой обратят внимание, потому что расследование данного резонансного преступления уже идет, Следственным управлением Генеральной прокуратуры Азербайджана возбуждено уголовное дело.
Неутешительные выводы
Многие винят в неуменьшающихся случаях бытового насилия законодательство, хотя на самом деле государство сегодня серьезно обеспокоено этой проблемой. Не далее как вчера в Милли Меджлисе предложили ужесточить наказание за домашнее насилие, а еще раньше с аналогичным предложением выступал Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей.
Однако на самом деле одна из причин того, что случаев бытового насилия становится если не больше, то уж точно не меньше, - именно в отношении общества к жертвам. Потому что пока в сознании большинства будет продолжать укореняться мысль, что в большинстве случаев виновата жертва, а насильника «можно понять», количество этих самых насилий будет только увеличиваться.