Талех Агамалиев - врач-доброволец, вынесший сотни раненых с поля боя во время Отечественной войны
Отечественная война, завершившаяся освобождением оккупированных территорий и полной капитуляцией Армении - славная страница истории Азербайджана.
44-дневная война – это еще и история каждого человека, который в той или иной степени участвовал в ней.
Талех Агамалиев – врач-стоматолог, чья жизнь разделилась на до и после Отечественной войны. Он был среди тех, кто первым добирался до раненых в самой гуще событий – там, где шли боевые действия. И от его первой помощи зависела их жизнь.
- Сколько раненых вы спасли за время 44-дневной войны? - спрашиваю я Талеха.
- Война – это не место для счета, - отвечает он. - Честно говоря, я даже приблизительное число не помню. Их было несколько сот, возможно, больше тысячи. Но откуда у нас было время считать?
Талех Агамалиев – молодой стоматолог, который обратился в военкомат после июльских событий на Товузском направлении. После начала контрнаступательной операции Азербайджанской армии он отправился в Гаджигабульский военкомат. На войне врач – на вес золото. Учитывая, что Талех отправился добровольцем, его определили врачом «санитарки» - автомобиля, который вывозит раненых и погибших с поля боя. 28 сентября из Гаджигабула их отвезли в Физулинский диагностический центр, где зарегистрировали и уже оттуда отправили на передовую.
1news.az пообщался с Талехом Агамалиевым, который рассказал о том, как прошел 44-дневную войну, и о том, что все, что он видел за это время, живет с ним до сих пор.
«В наши обязанности входило оказание первой помощи, доставка до полевых госпиталей, откуда уже раненых отправляли в больницы на дальнейшее лечение, - начал свой рассказ Талех. – А мы опять возвращались на передовую за ранеными и шехидами. Помню, что мы спали по несколько часов в день. На это совсем не было времени. Привезли раненых и опять надо возвращаться…»
Талех рассказывает, что 44 дня вывозил раненых и шехидов из Физули, Джебраила, Губадлы, Лачина, Гадрута и Шуши. Из Шуши он вернулся 11 ноября, когда вывезли последних шехидов.
«Мы знали, в каком направлении идут бои, и были на старте. Как только с нами по радио выходили на связь, мы мчались к этому месту. Армяне не смотрели, что это «санитарка», они стреляли во всем автомобилям. По нам работали артиллеристы и снайперы. Но нас охраняли наши спецназовцы. Мы останавливались в нескольких километрах от поля боя. Нас старались не пускать туда, где шли бои. Ведь если бы погибли мы, все раненые остались бы там, никто не смог бы им помочь. Но бывало, что вариантов не было, и надо было идти на помощь в самую гущу событий и вытаскивать раненых».
Врач-доброволец рассказывает, что добраться до нужного места уже было испытанием: «Во-первых, не знаешь дорог, которые в ужасающем состоянии. Во-вторых, нельзя включать фары, иначе тебя заметит враг, при этом нельзя выезжать за пределы дороги ни на метр. Ведь вся территория заминирована врагом. Порой приходилось добираться пешком. Ведь самое главное - сохранить «санитарку». Если враг уничтожит ее, то мы останемся на территории, где никого нет рядом, а раненые останутся без помощи. Пока кто-то прибудет на помощь, может пройти очень много времени».
Талех отмечает, что чувство страха он испытывал только первые три дня: «После этого не было даже волнения. На все это просто не было времени».
Как признается Талех, самым тяжелым было вывозить с поля боя шехидов: «Каждый из них - чей-то сын, муж, брат. Мы знаем, какое это горе, когда-то кто-то умирает в мирное время. А тут ты видишь, как люди погибают на твоих глазах. Кто-то попал под минометный обстрел, и его разорвало на несколько частей. Но за несколько дней привыкаешь и к этому. Во время войны всего этого не ощущаешь. Ужасы начинаются уже после. Психологически это сильно на мне сказалось. Мне пришлось пройти лечение. Я не мог спать. Вы представляете, что всю войну я толком не спал. Вероятность остаться в живых была минимальна. А тут ты оказываешься дома, в комфортных условиях, но не можешь сбросить напряжение, в котором находился столько времени. Я пришел в себя лишь недавно. Но забыть те дни просто невозможно. Из-за этого я даже перестал заходить в социальные сети. Как только зайдешь, обязательно натолкнешься на что-то, что напомнит тебе о тех днях и пережитом. Словно заново переживаешь эти дни. Я понимаю что переживают наши ветераны. Бывало, везешь раненого и видишь, в каком он шоке. Рядом с ним взорвался снаряд, погибли все его товарищи. Все это произошло на его глазах, он сам ранен, но кричит, что хочет вернуться на поле боя…»
Талех признается, что его жизнь разделилась надвое. Все, что было до войны, словно потеряло смысл: «Человек боится смерти, но после войны исчезает любой страх. Это касается не только меня. Я до сих пор общаюсь с ребятами. Они испытывают те же ощущения. На войне ты каждый день видишь, как умирают люди, и живешь с чувством, что следующим можешь стать ты. После этого все становится естественным».
Несмотря на все пережитое, Талех отмечает, что все его товарищи воевали не за медали или звания, а за Родину.
«Это - мой долг. И то, что я пережил, навсегда останется со мной», - говорит Талех Агамалиев.
Примечание: Данный материал впервые был опубликован на 1news.az 20 октября 2021 года.