Послесловие к визиту в регион помощника госсекретаря США Карен Донфрид
На прошлой неделе страны Южного Кавказа посетила помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид.
Целью визита было обозначено выражение поддержки США миру, экономическому процветанию и развитию связей между людьми в регионе. Вояж прошел на фоне 30-летия установления дипломатических отношений между США и южно-кавказскими странами.
В соответствии с оглашенной программой, задачей Карен Донфрид было подчеркнуть дипломатические усилия Вашингтона для достижения устойчивого мира между Азербайджаном и Арменией.
И этот аспект крайне интересен. С одной стороны, получается, что США стремятся активизировать свою роль в мирном процессе на фоне шагов Москвы и Брюсселя в этом направлении. С другой стороны, недоумение вызывают заявления американского посла в Армении Линн Трейси, по словам которой, в частности, позиция США заключается в том, что вопрос статуса Карабаха «остается нерешенным».
На этот и другие вопросы, связанные с визитом в регион официального представителя Госдепа США, отвечает известный аналитик, глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
- Какой, по-вашему, была основная цель визита официального представителя Госдепа США на Южный Кавказ? Какие месседжи Вашингтон хочет донести до стран региона?
- Мне кажется, Соединенные Штаты пытаются усилить свои позиции в регионе, особенно, на фоне войны в Украине, и поэтому сегодня проводят, скажем так, более активную политику. Она заключается в том, что США, во-первых, выражают поддержку трем государствам Южного Кавказа в их независимом курсе, что очень важно с точки зрения имиджевого момента. Поддержка независимости предполагает, что эти страны будут проводить политику, основанную на собственных интересах, не подверженную влиянию извне или же подверженную такому влиянию в меньшей степени - здесь, конечно же, имеется в виду Россия.
С другой стороны, очевидна линия на поддержку гражданского общества, прежде всего структур, которые тесно связаны с различными общественными, политическими институтами Соединенных Штатов.
США дают понять, что намереваются поддерживать эту традиционную линию, укреплять свое присутствие посредством организаций и людей, которые активно с ними взаимодействуют. Естественно, в значительной степени они фокусируются на темах демократических свобод, прав человека и т.д.
Что касается вопроса, связанного с поддержкой южно-кавказских государств, то США дают понять, что готовы поддержать их экономически, но посредством реализации определенных проектов. Причем, для Грузии и Армении актуальна донорская помощь, в том числе, по правительственной линии, а для Азербайджана - поддержка в реализации экономических, энергетических проектов в целом.
Думаю, США хотели бы создать в регионе атмосферу, которая способствовала бы взаимодействию между всеми тремя государствами, и это также является частью американского видения мира, в частности, региона, где создание каких-то региональных платформ служит, в том числе, реализации американских интересов.
США - один из важных фасилитаторов в создании подобных платформ. Сегодня они активно поддерживают создание региональных платформ в других частях планеты, а где-то даже выступают инициатором их создания. Вот и на Южном Кавказе прослеживается интерес США к созданию платформы регионального взаимодействия, которая могла бы быть впоследствии поддержана Вашингтоном.
- Последние шаги США на фоне роли России и ЕС наводят на мысль о стремлении активизироваться в мирном процессе. Согласны ли вы с этим выводом, и если да, то что США могут сделать вдобавок к усилиям Москвы и Брюсселя?
- Соединенные Штаты в целом признают роль Европейского Союза в качестве, скажем, ведущего внерегионального партнера стран Южного Кавказа, в частности, в мирном урегулировании оставшихся после конфликта вопросов между Азербайджаном и Арменией.
В какой-то степени Соединенные Штаты делегируют свои интересы Евросоюзу в этом направлении. Более того, неоднократно и в письмах президента Джо Байдена президенту Ильхаму Алиеву говорилось о том, что США поддерживают процесс, который сегодня ведется Брюсселем в направлении нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией.
Конечно, важно отметить, что есть различные видения дальнейшего развития этого процесса, в частности, связанные с тем, что США хотели бы, чтобы в регионе сформировались устойчивые отношения между Азербайджаном и Арменией, что позволяло бы реализовывать собственные интересы Соединенных Штатов - прежде всего, в транспортной, энергетической сферах. Потому что через регион проходят важные коммуникации, и естественно, для США важно, чтобы эти артерии развивались в мирной, прогнозируемой ситуации.
Но, опять же, конечно, тут есть фактор России, поскольку ее позиции остаются в значительной степени сильными, и для США важно, чтобы интересы российской стороны не превалировали бы в формировании мирной повестки на Южном Кавказе.
В данном случае интерес США таков, потому что для Вашингтона это означает, что российское посредничество фактически может определять постконфликтные тенденции в регионе, и для того чтобы снизить роль России и усилить свои позиции, США и пытаются предложить свое содействие в реализации мирной повестки.
- Как, по-вашему, можно соотнести это устремление с заявлением американского посла в Армении о том, что «карабахский конфликт остается неурегулированным»? И выступают ли США в поддержку реанимирования МГ ОБСЕ, тогда как такой настрой идет вразрез как с позицией Баку, так и непонятен с точки зрения нынешних отношений между Россией и Западом?
- Конечно, противоречия есть. Потому что мы знаем (кстати говоря, посольство США в Армении является самым большим в регионе), что для американской политики в армянском направлении существенную роль играет армянское лобби. Оно и определяет политику Вашингтона в Армении, и американский посол в Иреване, так или иначе, принимает во внимание исключительную роль и очень серьезное влияние армянского лобби на американскую политику в отношении Армении.
Поэтому делаются такие заявления. Конечно, они не совсем отвечают интересам США, по крайней мере, не отвечают в полной мере проводимой ими политической линии, и создают противоречия.
Потому что желание понравиться армянскому лобби и армянскому политическому истеблишменту – это одно, а реализовывать собственные интересы в регионе – совсем другое. И вот эти противоречия, конечно, остаются доминирующими в американской линии поведения, в частности, в нашем регионе.
Что касается Минской группы, то США, кстати говоря, в целом не высказывались против ее функционирования. Их позиция очень неоднозначная и зыбкая, потому что в ней нет четких формулировок. А их отсутствие не дает возможности понимать американскую позицию как цельную и завершенную. Так что, противоречия в их линии поведения, о которых я говорил, видны и в этом вопросе.
- Какие ожидания связывают США с Азербайджаном с призмы обеспечения энергетической безопасности?
- Безусловно, для Соединенных Штатов роль Азербайджана в обеспечении энергобезопасности их европейских союзников очень важна, и она повышается в связи с продолжающимися военными действиями в Украине.
Конечно, для США важно, чтобы проекты, которые были реализованы в предыдущие годы, продолжали работать, чтобы укреплялась их материальная база и мощности.
Естественно, для этого необходимо сотрудничество, кооперация различных государств и транснациональных компаний. И здесь США традиционно играют важную роль, поскольку в значительной степени влияют на формирование международного рынка нефти и газа.
Проекты, реализуемые в нашем регионе неуклонное повышение их значимости, создают для США дополнительный интерес к активному содействию их работе. Кроме того, для США важно, чтобы потребности Европы обеспечивались за счет участия самих Соединенных Штатов в реализации различных проектов по добыче нефти и газа.
Мы знаем, что и на Ближнем Востоке, и в Центральной Азии, и в Азербайджане Соединенные Штаты представлены крупнейшими транснациональными компаниями, и либо непосредственно, либо опосредованно участвуют в реализации энергетических проектов.
Конечно, такое участие США обеспечивает их долгосрочные интересы в регионе, и эти интересы остаются стабильными и незыблемыми.
По крайней мере, на протяжении последних десятилетий Вашингтон не менял своего отношения к этим проектам, и, опять же, в связи с военными действиями в Украине их значимость, геополитический и геоэкономический вес усиливается. Здесь поддержка Вашингтона является гарантированной, и вместе с тем, создает базу, укрепляющую отношения, в частности, между Азербайджаном и США.