Нигяр Арпадараи: Для достижении мира Армении нужна глубокая политическая реформа и принятие новой конституции
Автор: депутат Милли Меджлиса АР Нигяр Арпадараи
Почему, до сих пор, спустя более чем полтора года после подписания Трехстороннего Заявления, несмотря на ряд обнадеживающих встреч между Арменией и Азербайджаном, как двухсторонних, так и при участии различных посредников, мы все еще находимся так далеко от полноценного и всеобъемлющего мира?
Есть несколько причин, но, на одной из них я хотела бы остановится подробнее.
Этой причиной является поражающий, сложно осознаваемый уровень оторванности армянского политического эстаблишмента от реальности. При этом, по всему политическому спектру. И оппозиция, и правительство, активисты и гражданское общество, медиа, блогеры, вне зависимости от отношения к правительству Пашиняна, исходят из посылов и предположений, не имеющих никакого отношения ни к реальному раскладу сил в регионе, ни к международному праву, ни к существующей поствоенной динамике и подписанным документам.
При этом, если армянская оппозиция в основном оперирует категориями реваншистскими, то от правительственных чиновников мы слышим нечто другое. Номинально, большая часть армянских депутатов, министров и других представителей «партии власти» говорят о необходимости нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. То есть, до этого момента, риторика вроде бы разумная, соответствующая интересам самой Армении и стран региона. Нам всем нужен мирный и открытый Южный Кавказ.
Но, далее начинается откровенный бред. За последние месяцы Армянская сторона раз за разом наступает на одни и те же грабли, перефразируя классика, повторяет одни и те же ошибки, каждый раз надеясь на благоприятный для себя исход.
Каждый раз, премьер Пашинян, или кто-то из его рупоров, будь то министр иностранных дел, один из депутатов или представитель Совбеза, выступает с «творческой» интерпретацией какого-то из положений Трехстороннего Заявления или последующих заявлений, в которой делается попытка переиначить слова и суть положений этих документов, естественно, в пользу армянской стороны. То есть, занимается обычной словесной акробатикой.
При этом, в большинстве случаев, данные попытки «игры в слова» вежливо игнорируются азербайджанской стороной.
Ведь для Азербайджана суть процесса ясна – Карабах это Азербайджан и Армения должна открыть коридор в Нахичевань. На этом фоне станет возможным экономическое сотрудничество и открытие коммуникаций, то есть полный мир.
Это и есть результат войны 20-го года. А все остальное – детали, которые необходимы для того, чтобы осуществить вышесказанное относительно быстро и по возможности мирно. Поэтому, Азербайджан, в большинстве случаев, просто отмалчивается. По каким то причинам, очевидно связанным с особенностями армянского политического мышления, молчание азербайджанцев воспринимается как сигнал о том, что придуманная армянская интерпретация пунктов Заявления имеет право на жизнь. Но, это не так, и у армян была возможность неоднократно в этом убедится.
Наиболее свежим из данных армянских «вариантов» является история с выводом армянских вооруженных формирований из Карабаха. В последние месяцы, представители армянского правительства рассказывали о том, что армянские солдаты срочной службы будут выведены из Карабаха. При этом, ничего не говорилось о военном оборудовании, офицерах, поставках вооружений, боеприпасов, а также финансирования вооруженных формирований на территории Карабаха, со стороны Армении. Из туманного заявления по поводу контрактников, можно было сделать вывод, что в иллюзорном мире армянской политики, граждане Армении, будут служить в так называемой «Армии Арцаха» на контрактной основе. В понимании армянской стороны, этот подход решал вопрос с выводом армянских вооруженных формирований из Азербайджана, в соответствии с положением Трехстороннего Заявления. И судя по всему, армянская сторона считает, или считала до недавнего времени, что по каким-то загадочным причинам, Азербайджан сделает вид, что все в порядке, и примет такую ситуацию, когда армянские войск в Карабахе вроде нет, но на самом деле есть.
Недавние сьемки с Байрактаров достаточно определенно отвечают на вопросы о том, что в Карабахе все еще присутствуют армянские силы, и что Азербайджан с этим мирится не намерен, хотя и дал Армении больше чем достаточно времени на решение этого вопроса. По сообщениям армянской прессы, из Карабаха по Лачинскому коридору спешно выводятся армянские призывники. То есть, хоть и поздно, но до армянской стороны, наконец, «дошло», во всяком случае, может так показаться.
И тем не менее, я в этом вопросе пессимист. Не дошло.
Одним из признаков этого является то, что премьер Пашинян на днях сделал заявление, в котором ссылаясь на текст Трехстороннего Заявления, сказал, что Азербайджан должен признать субьектность Нагорного Карабаха, так как в тексте было использовано словосочетание Нагорный Карабах в качестве топонима, географического термина. То есть Пашинян, не успев убрать ногу с одних граблей - армянских солдат в Карабахе, наступает на другие, еще более увесистые – статус. А оттуда рукой подать и до территориальных претензий к Азербайджану.
Смею предположить, что, хотя, личные качества Пашиняна – фактор во всем вышесказанном поведении армянской стороны, причины такого поведения намного более глубинны.
Армянское общество не имеет устойчивой традиций независимости и суверенности. Те короткие периоды, когда Армения существовала на картах на разных этапах истории, она играла роль буфера или зависимой территории, обслуживая то или иное большое государство, торгуя собственным суверенитетом и пытаясь найти мелкую выгоду в столкновениях империй.
Армянская политическая система, ее конституционная миссия построена на экспансионизме и претензиях к соседям. Это отражено в основных законах, официальной идеологии, под это придумана целая система мифов и культурных шаблонов.
Большое мирное соглашение станет концом этих мифов и амбиций. А это означает, что вне зависимости от личности руководителя Армении, саботаж большого мира армянами будет продолжен. Потому что, любого руководителя, который попытается это изменить современная армянская политическая система отторгнет, как сделала это с Левоном Тер Петросяном.
Выход – глубокая политическая реформа, принятие новой конституции, чистка политического поля. Но сделать это может только само армянское общество, родив лидеров нового типа. Когда и как это произойдет пока не ясно, а здравомыслящие армяне продолжают молчать, уступая трибуну реваншистам и популистам.
Таким образом, и это уже ясно, Азербайджану предстоит самому, пункт за пунктом, осуществлять Трехстороннее Соглашение. Терпеливо, с соблюдением норм и стандартов международного права, оставаясь предсказуемым партнером для всех основных международных центров сил, и, надежным союзником для друзей. Исходя из национальных интересов и справедливости. Сделать это, имея такого соседа как Армения – не самая простая задача, но, я, уверена, что наша страна, под руководством Президента, одного из самых опытных политиков, дипломатов и главнокомандующих в мире, справится, причем достаточно скоро.