Год у руля азербайджанского спорта. Эксклюзивное интервью 1news.az c министром молодежи и спорта Фаридом Гаибовым
7 сентября 2021 года Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал Распоряжение о назначении Фарида Гаибова министром молодежи и спорта Азербайджанской Республики.
Сегодня исполняется ровно год с момента вступления Фарида Гаибова в должность министра.
За прошедший год в азербайджанском спорте произошло много изменений. Во многих федерациях сменилось руководства, а азербайджанские спортсмены приняли участие на главном мультиспортивном мероприятии года – пятых Играх исламской солидарности в Конье (Турция).
Вместе с тем набирает обороты олимпийский цикл, и азербайджанские спортсмены включаются в борьбу за право выступить на Олимпийских играх в Париже в 2024 году.
Министр молодежи и спорта Фарид Гаибов дал эксклюзивное интервью 1news.az, в котором подвел итоги первого года своего пребывания в должности, рассказал о положении дел в азербайджанском спорте и поделился планами на будущее.
- Прошел ровно год с вашего назначения на пост министра молодежи и спорта. Как для вас прошел этот год?
- Год был интересным и очень насыщенным многими событиями. За этот год я многому научился. В первый год мне было необходимо понять систему, как все устроено. Работа в министерстве отличается от работы в федерации.
Вместе с командой мы анализировали, собирали информацию о том, что мы имеем и чего хотим. Нам уже удалось реализовать несколько проектов. Для других мы смогли подготовить почву.
Всегда хочется успеть сделать больше. Но, в целом, считаю, что год был плодотворным, и мы смогли многого добиться.
- Вы отметили, что собирали информацию и анализировали то, что имеете. В каком состоянии было положение дел в азербайджанском спорте на момент вашего вступления в должность?
- На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Необходимо разделять на сферы положение дел в спорте. Одно дело - уровень спорта и федераций. Другой момент - инфраструктура, которая находится на балансе министерства.
Мир меняется, и необходимо шагать в ногу со временем. Если мы говорим об инфраструктуре, то, откровенно говоря, есть олимпийские комплексы, которые нуждаются в реставрации. А есть суперсовременные комплексы.
Что касается дел в спорте, то за последний год произошло очень много изменений в руководстве федераций. Мы стараемся тесно работать с федерациями. Раз в два месяца мы собираемся с федерациями и обсуждаем повестку дня. Министерство в одиночку не может вести все дела в спорте. Мы должны тесно работать с федерациями. А в федерации входят различные клубы. Мы проводим с ними встречи, дискутируем на определенные темы.
В целом, могу сказать, что федерации работают хорошо. Конечно, это касается не всех, поэтому мы временно приостанавливаем лицензии ряда федераций.
- Оказалась ли эта практика эффективной? Делают ли эти федерации соответствующие выводы?
- Федерации – это общественные организации. Мы же даем им статус федераций. Если у какой-либо федерации находим серьезные проблемы, то вынуждены отзывать лицензию.
В некоторых видах спорта у нас есть такие федерации. Так быть не должно, поэтому мы призываем их объединяться. В неолимпийских видах спорта мы сталкиваемся с ситуацией, что федераций несколько. Мы должны были усилить контроль, чем мы и занялись.
- Какие федерации вас приятно удивили, а какие разочаровали?
- Я не могу оценивать работу федераций с предыдущими руководителями, так как не был в должности тогда. Но могу сказать, что мне нравится активность федераций по олимпийским видам спорта.
Министерство определяет задачу и стратегию развития спорта. А федерации в первую очередь должны быть правильно устроены. Если есть механизм, он будет работать. Это вопрос времени. Всегда есть к чему стремиться.
Сейчас у нас ощущается определенная нехватка кадров. Нам также надо больше внимания уделять регионам. Мы советуем нашим федерациям усилить там работу. И у многих федераций уже есть отделы и департаменты, которые отвечают за регионы.
- В регионах много спортивных олимпийских комплексов, детско-юношеских школ, которые и должны нести основную нагрузку в плане развития детско-юношеского спорта. Господин Президент неоднократно говорил, что в стране созданы необходимые условия для спорта, построено большое количество спортивной инфраструктуры. Но всегда были вопросы к олимпийским комплексам, многие из которых работают откровенно слабо. За последний год вы осуществили много визитов в регионы страны. Меняется ли ситуация сейчас?
- В этом году отмечается 30-летие Национального олимпийского комитета. И 25 лет из них главой НОК является Президент Ильхам Алиев. За эти годы в стране было построено очень много спортивных олимпийских комплексов и различных спортивных объектов.
Среди них есть комплексы, которые нуждаются в ремонте. Это очевидно, так как среди них и те, которые были построены много лет назад и отвечали требованиям того времени. Но это естественный процесс.
Есть определенные сложности и с менеджментом. Но думаю, в ближайшее время ситуация улучшится. Мы знаем о проблемах и работаем над их решением. Определенные проблемы уже решены. Но все невозможно сделать за раз.
- Еще один вопрос – это массовость спорта. Какая работа ведется в этом направлении?
- Работа в этом направлении проводится. У нас реализуется проект Sağlam həyat. Каждую неделю в столице проводятся массовые мероприятия. Эти мероприятия начали проводить и в других городах страны. У нас есть планы, и мы будем развиваться.
Кроме того, мы проводим и другие массовые мероприятия. В частности, забеги на короткие дистанции, велопробеги, заплывы. Все эти мероприятия реализовываются совместно с федерациями. Много соревнований проводится и по триатлону. Думаю, что спортом стало заниматься больше людей. Это - одна из целей, которая поставлена руководством страны.
- Хотелось бы узнать ваше мнение и о самом популярном виде спорта в мире и в стране – футболе. Как вы оцениваете положение дел в азербайджанском футболе?
- Хотелось бы, чтобы было больше азербайджанских футболистов, выступающих в сильных чемпионатах. У нас есть Махир Эмрели, который будет играть в Лиге чемпионов в составе загребского «Динамо». Таких футболистов должно быть больше.
Надо анализировать, почему такие футболисты не растут и в чем проблема. Ведь у нас были богатые клубы с большими бюджетами. Здесь можно много рассуждать.
Пример «Карабаха» показывает, что работать и выигрывать могут клубы, бюджет которых в пять раз больше.
Необходимо усиливать работу в детско-юношеском футболе. Об этом всегда говорилось. Как это можно сделать и кто должен делать - вопрос. У клубов должны быть академии. У нас есть определенные идеи, и мы обсуждаем их с федерацией.
- До Олимпийских игр в Париже остается не так много времени. В этом году главным стартом была Исламиада, которая в определенной степени показала положение дел в том или ином виде спорта. В следующем году пройдут Европейские игры. Как азербайджанский спорт готовится к Играм в Париже-2024?
- Начнем с Исламиады. Мы были представлены в 22 видах спорта из 24-х. Мы еще раз показали, что спорт в стране развивается. У нас была самая большая делегация среди 54 стран. Практически, во всех видах спорта были завоеваны медали. Мы анализируем результаты. Есть виды спорта, которые для нас относительно новые, и пока там просто нет достаточного количества специалистов. Но результаты спортсменов в этих видах спорта нас порадовали. Исламские игры стали для них проверкой.
Для некоторых видов спорта, которые не входят в олимпийскую программу, Исламиада стала большим событием. Атмосфера на Играх была очень хорошая. Это стимул для спортсменов.
Понятно, что мы не можем сравнивать Исламиаду с Олимпийскими играми. Но Исламиада это тоже показатель соотношения сил в спорте. Считаю, что мы показали хороший результат.
Но, как верно отметил господин Президент, соревнования уже завершены, и надо смотреть в будущее. Расслабляться нельзя. Начинается сезон чемпионатов мира во многих видах спорта. В некоторых видах разыгрываются лицензии или лицензионные очки.
Во всех олимпийских видах спорта цель - завоевание максимального количества лицензий. А уже после этого будем говорить о медалях. Легко не будет. Результаты на последних Олимпийских играх говорят сами за себя. Мы провели анализ выступлений, обсуждали с федерациями. Есть понимание того, что не получилось и почему. Надо работать и исправлять недочеты.
Олимпиада – главный старт четырехлетия. Приезжают топ-спортсмены, которые готовятся к играм годами.
- У Азербайджана есть топовые спортсмены во многих видах спорта, но рекордом страны по золотым медалям являются две высшие награды. Да, было 18 медалей Рио-2016, но лишь одно золото.
- Верю, что в Париже мы выступим достойно. Если бы я не верил, то не сидел бы здесь. Я верю в наших спортсменов, верю в наши федерации. Мы работаем все вместе и будем работать для достижения высших успехов. Но в спорте все возможно. Всегда бывают какие-то сюрпризы, и часто во время Олимпиады зажигаются новые звезды. На той же Исламиаде нас приятно удивили некоторые спортсмены.
- Вы долгие годы работали в Федерации гимнастики Азербайджана, теперь стали министром. Мариана Василева, тренер сборных по художественной гимнастике, теперь ваш заместитель. Отечественная гимнастика потеряла двух важных лиц. Как это отразилось на успехах?
- Если судить по этому году, то результаты гимнастов стали лучше. Я очень рад успехам наших гимнастов. Мне приятно, что какую-то роль в этом сыграл и я. Также могу сказать, что таких условий, как у азербайджанских гимнастов, нет ни у кого в мире.
На Гимнастической арене созданы идеальные условия. Там есть все. Поэтому к нам приезжают на сборы спортсмены со всех континентов. Там всегда кто-то тренируется.
Когда президентом Федерации гимнастики стала Мехрибан ханум Алиева, в стране не было ни одного нормального зала для гимнастики. Я не говорю уже о специалистах и всем остальном. Помню спортсменов, которые учили некоторые элементы на соревнованиях, так как у нас не было условий для этого. Сейчас приезжают учиться у нас.
Хотелось бы, чтобы нынешние спортсмены это понимали. У их тренеров таких условий и возможностей не было.
- Вы также являетесь президентом Европейского союза гимнастики и председателем Межправкомитета ЮНЕСКО по физкультуре и спорту. Как успеваете совмещать эти позиции?
- На этих двух позициях я работаю на общественных началах. В отличие от должности министра, на этих двух позициях я не должен находиться ежедневно в кабинете. Но, конечно, у нас проводятся встречи, собрания, турниры.
Совмещать сложно, но интересно. Порой получается применять навыки, которые приобретаешь на международном спортивном поприще, здесь и наоборот.
Я не жалуюсь. Спорт – интересная работа. И каждый раз учишься чему-то новому.
- Как изменилась ваша жизнь за этот год, после того как вы стали более известным и публичным человеком?
- Повседневная жизнь изменилась. Я понимаю, что меня узнают. Часто подходят и фотографируются. Стало больше ответственности и приходится ограничивать себя во многих вещах.