Фархад Мамедов о посредничестве РФ на новом этапе: России придется потесниться в регионе
Глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов на своем Telegram-канале рассказал, каким будет российское посредничество на новом этапе.
«После относительного спокойствия в треке российского посредничества наблюдается активность Москвы: озвучено приглашение президента Путина к лидерам Азербайджана и Армении провести очередную трехсторонку. Россия пытается перехватить инициативу у ЕС и США. Началось задействование всего имеющегося потенциала… Да, потенциал уже ограничен, однако, что есть, то и идет в ход…
За этот год произошла кристаллизация видений основных посредников к нормализации взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией.
ЕС/США предлагают мирный договор в начале процесса, предпринимают шаги по ослаблению напряжения на границе (своего рода гарантии безопасности для Армении), без ускорения по теме разблокировки (так как в этой теме Россия является стороной и получает дополнительную функцию на территории Армении).
Российское же видение предполагало участие России в качестве стороны во всех процессах, а мирный договор должен был стать завершающим аккордом где-то через лет двадцать, при этом присутствие РМК в Карабахе должно было продлеваться… Однако, не получилось! Российский вариант мирного договора отклонен, так как там есть пункты, не устраивающие как Азербайджан (тема «статуса»), так и Армению (разблокировка с российским участием).
За эти два года провального, непоследовательного и половинчатого посредничества в Азербайджане и Армении усилились антироссийские настроения. После вторжения России в Украину ресурсы России сильно ограничились. Даже в среде армянского населения Карабаха только верхушка военной хунты видит в РМК гарантов своего существования, но никак не само население, которое выходило на акции протеста в периоды «уточнения» со стороны ВС Азербайджана своих позиций в Карабахе.
Что может сделать Россия?
Конечно, подходить рационально к попыткам России возобновить свое участие в переговорном процессе сложно, однако попытаемся…
Ввиду того, что руководство Армении торпедирует процессы при российском посредничестве, Россия может и должна отказаться от своих максималистских позиций, для реализации которых не осталось ни ресурсов, ни возможностей. А именно, смириться с установкой КПП на входах в Зангезурский коридор и Лачинскую дорогу, трансформировать российский проект мирного договора под пражскую концепцию, отказаться от темы «статуса» в проекте мирного договора и стать проводником реинтеграции армянского населения Карабаха в азербайджанское общество. Это единственный шанс для России сохранить свои позиции в регионе хотя бы до 2025 года.
Что делает Россия?
Однако мы видим, что Россия идет по проторенной дороге. Этому не стоит удивляться – руководство России с большим трудом переваривает послевоенные реалии, особенно после неудач в Украине. Товарищи Лавров и Громов (ответственный за пропаганду в СМИ) не могут представить альтернативы. Максимум, что получается – это активизация в российских СМИ раскручивания темы «западного крена» Пашиняна, раскрутка проекта Варданяна, продвижение т.н. «субъектности НКР», упоминание России в качестве единственного гаранта физической безопасности армян Карабаха.
Данная информационная артиллерийская подготовка проводится перед анонсированной трехсторонней встречей. Но, как и на фронтах в Украине, информационная артиллерийская подготовка дает обратный эффект. В Азербайджане и Армении усиливаются антироссийские настроения. Даже после того, как был использован иранский фактор устрашения как Баку, так и Иревана, Армения не отказывается от иностранных миссий на своей границе, а Азербайджан не меняет своей позиции относительно реализации обязательств как со стороны России, так и Армении.
Что будет?
Развитие ситуации в ближайшие два месяца предвещает, что России придется потесниться в регионе:
- в большей степени в Армении, так как России там было очень много,
- в меньшей степени в Азербайджане, особенно в функционале РМК, так как Баку не позволит появлению в Карабахе иных иностранных миссий.
Произойдет ли это при конструктивном участии России или игнорировании ее места и роли зависит от руководства Кремля», - написал Фархад Мамедов.