Фархад Мамедов: Возможно ли возобновление монопольного российского посредничества
Глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов на своей странице в Facebook прокомментировал возможную монополию России на посредничество в вопросе нормализации армяно-азербайджанских отношений.
«Прошедшие два года переговоров напомнили события, которые разворачивались на международной арене до, в течение и после 44 дней войны…
До войны первую скрипку в переговорах играла Россия, в период войны активизировались США, даже объявляли о прорыве (скандинавские миротворцы), однако в последний момент Россия возобновила свое участие и после 44-дневной войны имела полную инициативу. Точно так же после определенного периода пассивности и наблюдения, за последний месяц после активности ЕС и США Москва возобновила свое посредничество, используя французскую тупоголовость и активируя свои ресурсы «на земле»…
За эти два года логика российского переговорного процесса нарушена: актуализировался мирный договор, который по задумке Москвы должен был быть в конце процесса. Россия актуализирует тему мирного договора параллельно с темой разблокировки, постепенно выводя разблокировку в приоритет. Президент Азербайджана и премьер Армении после встречи в Сочи также отмечали тему разблокировки.
За эти два года у Азербайджана и Армении в приоритет вышли и другие темы:
- для Азербайджана наряду с мирным договором приоритет - Лачинский коридор и вывод остатков ВС Армении из Карабаха;
- для Армении в приоритет вышла тема границы, отказ от «беспрепятственности» Зангезурского коридора и сохранения в повестке темы «статуса»;
- для самой России приоритетом является сохранение лидерства в переговорах – трехсторонний формат, Зангезурский коридор, при сохранении своей эксклюзивности в Лачинском, продление мандата РМК.
Однако!!!
Время упущено! И следует, как говорил президент России Путин, «идти на компромиссы»…
А на какие компромиссы готова идти Россия, ведь Россия сторона процесса?!
Также следует уже учитывать глубокое вовлечение США, ЕС и Франции в процесс. Неспроста за минувшие три дня в Баку побывали спецпредставители ЕС и США… Даже если Макрон сливает встречу в Брюсселе, остается США и сам Шарль Мишель, который может просто в Тбилиси и организовать встречу.
За последний месяц Россия использовала весь свой потенциал давления как на Армению, так и на Азербайджан. Однако, давление пошло вхолостую, и дало обратный эффект.
- «проект Варданян» в Карабахе ужесточил риторику Баку уже в отношении РМК;
- Армения же слила итоговые документы ОДКБ, фактически саботировав миссию ОДКБ в Армению, и тем самым для армянского общественного мнения «Алибаба и 40 разбойников» из миссии ЕС - это единственная международная реакция…
То есть, России придется учитывать приоритетные ожидания Баку и Иревана, чтобы достичь прорыва с участием России.
Что предложит?!
Мирный договор с четкими формулировками и обязательствами (покрыть тему безопасности на границе)… И это не выработанный в Москве текст договора, и России придется гарантировать проект, который обсуждается в двустороннем формате в тех частях, которые предполагают гарантии «на земле».
Разблокировка с участием России – в качестве гаранта безопасности вдоль коридоров, но никак на въездах и выездах из них…
Южный Кавказ стал одним из самым предсказуемых регионов после войны в Украине и это следует ценить, создавать дополнительные возможности:
- увеличилась торговля со всеми странами региона (🇦🇲 на 75%, 🇦🇿на 30%, 🇬🇪 на 50%);
- рост торгового оборота предполагает нахождение механизмов взаимодействия в финансовом секторе;
- Азербайджан и Армения за эти месяцы не голосовали по резолюциям против России;
- готовы к проектам по транспортным коммуникациям, которые важны для России;
- сотрудничество в энергетической сфере: в Армении - АЭС, с Азербайджаном - газ и возможные инвестиции в России.
Ясно одно, - общественное мнение в Азербайджане нагрето, да и в Армении не тихо… Все эти действия России с РОНК-ами (Русская община бывшего Нагорного Карабаха - ред.), Варданянами, аллеями славы и т.д. имеют обратный эффект, нежели наводят страха…
Иначе изменение ситуации «на земле» изменит конфигурацию, сложившуюся после 44-дневной войны. В результате единственное преимущество присутствия России «на земле» потеряет смысл», - написал Фархад Мамедов.