200 наблюдателей Евросоюза и экоактивисты Азербайджана
Автор: депутат Милли Меджлиса Нигяр Арпадараи
По настойчивым и многочисленным просьбам Армении и при явной и активной поддержке Франции Евросоюз объявил о направлении 200 наблюдателей туда, что можно назвать границей Армении, с 2-годичной миссией.
При этом Евросоюз отделывается набором ничего не значащих слов при описании целей данной миссии. Что-то про продвижение доверия. Естественно, настоящие цели миссии сугубо политические и являются частью большой международной игры, идущей сегодня.
На практике же на объявление о наборе со стороны Евросоюза откликнутся скучающие дома европейские пенсионеры, различные искатели приключений, несколько хиппи, парочка христианских миссионеров и какое-то число этнических армян с паспортами Евросоюза. Будет, конечно, и какое-то число работников европейских спецслужб, затерявшихся в этой пестрой толпе, как и чем они будут заниматься мы можем лишь догадываться.
Миссия прибудет в Армению и будет размещена по полупустым армянским городам и селам, находящимся вдоль границы с Азербайджаном. К каждому «миссионеру» будет приставлен местный помощник из армян, который будет получать неплохую зарплату в евро и без налогов. В армянской глуши делать в принципе нечего, поэтому значительная часть европейцев станет большую часть времени ходить по местным кафе и слушать рассказы о «древней Армении и абрикосах». Разве что те из них, кто приехал с христианской миссией, начнут активно переманивать армян из григорианской церкви в одну из европейских. И еще местные журналисты будут все время пытаться взять интервью у полупьяных наблюдателей о том, как они любят Армению и как осуждают «тюрков».
Пройдут месяцы, и армянское общественное мнение, как и всегда, начнет проявлять недовольство. Мол, а чем на самом деле занимаются эти наблюдатели? Почему они не защищают нас от «злых тюрков»? Почему азербайджанцы все еще стоят на высотах вдоль границы?
Азербайджан сделал одно-единственное заявление по данной миссии. Достаточно сдержанное, в котором по большому счету просто порекомендовал Евросоюзу и Армении не злоупотреблять ею.
Не так уж и далеко от армяно-азербайджанской условной границы, на дороге Ханкенди-Лачин, уже почти два месяца 24 часа в сутки стоит другая гражданская миссия – экоактивисты. Армяне постоянно пытаются придумать аргументы, доказывающие, что они на самом деле никакие не экоактивисты. То оказывается, что кто-то из них служил в армии, то в толпе, по их мнению, слышна турецкая речь. Также их обвиняют в том, что они остаются в теплых отелях, после того как отстоят свою смену в пикете, что они специально издеваются над бедными и умирающими от голода «арцахцами».
Экоактивист может быть кем хотите и оставаться в теплом отеле. Это не возбраняется и никак не отменяет логику акции. И, наверное, ни для кого не секрет, что азербайджанское общество воспринимает эту акцию намного шире, чем просто как экологию. Экология в данном случае всего лишь символ мирных намерений азербайджанцев. Настоящим социальным заказом является мирная интеграция части Карабаха, временно находящаяся под контролем российских военных, в азербайджанское правовое и экономическое поле. Почему сегодня азербайджанец не может поехать в отчий дом в Ходжалы или Ханкенди?! Почему какой-то иностранец и международный преступник Варданян продолжает грабить природные ресурсы Азербайджана и решать, что должно происходить на этой территории?! Почему из Армении туда 2 последних года шло оружие?!
Разница между миссией Евросоюза и азербайджанской миссией в том, что азербайджанцы находятся на своей земле и открыто говорят зачем здесь находятся. Евросоюзовская же миссия в Армении непрозрачна и может быть названа гражданской только по техническим причинам, так как у ее участников не будет оружия и техники. Но по сути эта миссия негражданская и имеет прямое отношение к вопросам безопасности и войны.
Причина очень проста. Французское правительство использует большую часть стран - членов ЕС вслепую, злоупотребляя его механизмами для продвижения своей повестки. Именно поэтому ЕС не может ясно сформулировать цели и задачи данной миссии, так как есть противоречие между целями настоящими и декларированными. Причем Армении в этом, к сожалению, уготована роль подсадной утки, пешки. Говорю, к сожалению, так как нестабильная Армения, в которой западную границу охраняют российские пограничники, в аэропорту сидит ФСБ России, а на восточной границе находятся «миссионеры ЕС» - проблема для всего региона.
Я сравнила эти две миссии не случайно. Во всей этой ситуации есть стороны, которые мы часто не замечаем.
Сегодня всего лишь несколько десятков молодых ребят, азербайджанских мальчиков и девочек, без оружия, с транспарантами в руках на практике демонстрируют бредовость армянского национального мифа последних десятилетий о некоем тысячелетнем «арцахе». Хачкары, сделанные в ближайшем сарае и обмазанные уксусом не делают эту землю армянской. Карабах географически и исторически есть неотъемлемая часть Азербайджана, которую невозможно вырезать из него, даже при всем желании.
И как это ни парадоксально, миссия Евросоюза демонстрирует очень похожий постулат в отношении Армении. Сегодня в результате цепи ошибок и преступлений армянского политического истеблишмента армянское государство в качестве основной защиты своей государственности видит группу европейских пенсионеров. Как еще можно более символично продемонстрировать несостоятельность того пути, пути шовинизма, идеологии расового и культурного превосходства и экспансионизма, который привел Армению к краху государственности, который мы наблюдаем сегодня?
Закончить, однако, я хотела бы на хорошей ноте. И в Карабахе, и на условной армяно-азербайджанской границе сегодня меньше стреляют, и инициатива в каком-то смысле перешла к гражданским усилиям. Надеюсь, это продолжится, потому что неразрешимых проблем в этом застарелом конфликте нет.