Ильгар Велизаде о встрече Алиева, Путина и Пашиняна: Скоро можно ждать подвижек по проекту Зангезурского коридора
Как сообщалось, 25 мая в Москве состоялся трехсторонний Саммит Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и премьер-министром Республики Армения Николом Пашиняном.
Глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде расценивает эту встречу как очень важную, несмотря на то, что в ее преддверии было много разговоров о том, что в результате могут быть приняты какие-то документы, которые учитывали бы интересы сторон и были бы направлены на решение вопросов по трем трекам – мирный договор, разблокирование коммуникаций, и делимитация и демаркация границ.
«Но мне кажется, что все-таки основным обсуждаемым вопросом на этой встрече было разблокирование коммуникаций. Россия заинтересована в дополнительных транспортных маршрутах, проходящих по территории Южного Кавказа. Потому что все основные маршруты, связывающие ее с Западными странами и маршруты, идущие на Запад – они для нее заблокированы. Поэтому южно-кавказская система транспортных маршрутов сегодня представляет для России особый интерес», - сказал аналитик.
«Надо подчеркнуть, что здесь, в частности, совпадают интересы Азербайджана и России. Я имею в виду Зангезурский коридор - для Азербайджана он открывает возможности прямой связи с Нахчыванской Автономной Республикой и, естественно, создает дополнительные связи с Турцией. Для России - создает дополнительный маршрут, способный обеспечить ей прямой выход – через систему железнодорожных сообщений – на Турцию, ее средиземноморские порты и, соответственно, на сопредельные страны региона», - отметил Ильгар Велизаде.
Поэтому, по мнению эксперта, совпадение интересов обеих сторон и приводит к тому, что работа в рамках Зангезурского коридора может быть активизирована.
Политолог напомнил, что данная тема обсуждалась и ранее на встрече в Брюсселе: «Даже было предложено, чтобы в середине июня, во время ожидаемой встречи глав Азербайджана и Армении при посредничестве Европейского Союза, представить некий график работ по строительству железной дороги в рамках Зангезурского коридора».
«Несмотря на то, что армянская сторона постоянно утверждает, что она не согласна с формулировкой Зангезурский коридор, то ее проблемы с терминологией легко можно преодолеть самим фактом строительства этой важной коммуникации. Армянская сторона просто не понимает, насколько важной эта коммуникация может быть для нее самой, поэтому и делает такие безосновательные заявления. Но это и понятно – по территории Армении нормальные международные транспортные маршруты никогда не проходили, они не знают, что это такое», - сказал Ильгар Велизаде.
Эксперт напомнил, что на встрече в Москве Президент Азербайджана провел для армянского премьера отчетливый ликбез на тему международных транспортных маршрутов, показав, как успешно Азербайджан реализовывает свой транспортный потенциал в рамках проектов Север-Юг и Восток-Запад, называя их транспортными коридорами.
«Азербайджан активно участвует в этих проектах, что абсолютно не тождественно «потере суверенитета», как это пытается преподнести армянская сторона, считая, что использование слова «коридор» каким-то образом отразится на суверенитете Армении», - отметил Ильгар Велизаде.
По его мнению, такое воспаленное воображение армянского лидера можно объяснить, во первых, большими фобиями в отношении Азербайджана, и во-вторых, простым незнанием того, что такое международный транспортный коридор, поскольку опыта участия в таких проектах у Армении нет: «Все потому, что своей деструктивной политикой она сама загнала себя в тупик. Армянский премьер говорит об «армянском перекрестке». Между тем, перекресток – это, как мы знаем, оживленная часть транспортных артерий, где соединяются различные пути».
Ильгар Велизаде отметил, что сегодня Армения находится в глухом тупике: «Там никак не сообщаются, не соединяются региональные транспортные пути. Вот эта самая идея «армянского перекрестка» в нынешнем ее виде является мертворожденной, и для того чтобы в Армении появилось хоть какое-то подобие перекрестка, нужно, прежде всего, чтобы она интегрировалась в систему региональных транспортных маршрутов».
«Именно Зангезурский коридор и открывает для нее эти возможности. С разблокированием коммуникаций, с проектом Зангезурского коридора армяне могут говорить о реализации «армянского перекрестка» хотя бы в каком-то виде. Но говорить о такого рода проекте сейчас – это абсолютно нелепо и бессодержательно», - сказал эксперт.
«Поэтому я думаю, что, наверное, в ближайшее время мы можем ожидать подвижек в реализации Зангезурского транспортного коридора. Кстати говоря, этот вопрос в определенной степени поднимался и в рамках саммита ЕАЭС в Москве. Президент Азербайджана поднял этот вопрос в своем выступлении на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе», - напомнил аналитик.
«Давайте посмотрим, участники ЕАЭС Казахстан, Кыргызстан, а также страна-наблюдатель Узбекистан – все они заинтересованы в реализации Зангезурского коридора. Лидеры этих стран неоднократно в своих публичных заявлениях говорили о том, что готовы поддержать эту идею, потому что проект дает им возможность связи с Турцией и с государствами Европейского континента. И это очень важно для центрально-азиатских стран, для развития их экономического потенциала. Поэтому в данном проекте заинтересованы не только непосредственные участники, но и страны, с которыми мы взаимодействуем в более широкой географии.
И в этом смысле, интересы крупных игроков тоже окажут стимулирующее влияние на Армению с тем, чтобы она изменила свою позицию и более конструктивно подошла бы к вопросу Зангезурского коридора.
Я надеюсь на определенные подвижки в этом направлении уже в ближайшее время», - резюмировал Ильгар Велизаде.