Невыполненная миссия: Так ли уж нужен Азербайджану Красный Крест?..
Необходимость в деятельности Международного комитета Красного Креста (МККК) в Азербайджане вызывает все больше сомнений, особенно ясно это проявляется на фоне формирования в регионе новых реалий после завершения 44-дневной войны.
В эти дни была распространена информация о решении МККК приостановить деятельность своего офиса в Ханкенди и перенести его в Барду. Новость была передана армянскими СМИ со ссылкой на представителя офиса МККК в Армении. Это уже само по себе вызывает вопросы, в частности о том, почему информацию о происходящем на территории Азербайджана - в Карабахском регионе - распространяет иреванский, а не бакинский офис МККК?
Офис в Баку чуть позднее в ответ на запрос журналистов подтвердил данную информацию, отметив, что деятельность МККК, охватывающая Карабахский регион АР, будет осуществляться из офиса в Барде. И в этом контексте возникает еще один вопрос: для чего, в условиях завершившейся войны, МККК нужно целых два офиса в Азербайджане? И в целом, насколько вообще нужна деятельность МККК в стране?
Чем за все время деятельности в Азербайджане запомнилась эта организация, что это обуславливает продолжение ее работы здесь? МККК пришел в страну в 1990-х годах, обозначив своим предназначением помощь беженцам и вынужденным переселенцам, а также поиск пропавших без вести лиц. Но, хотя в этом направлении и была проделана определенная работа, реализовать свою миссию в полной мере Красный Крест так и не сумел.
Например, МККК не предпринял действенных мер по поиску и возвращению более 4 тысяч азербайджанцев, пропавших без вести в период Первой Карабахской войны.
Надо подчеркнуть, что для Азербайджана проблема пропавших без вести особенно чувствительна и болезненна. По данным Госкомиссии АР по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан, таковыми числятся 3890 человек, из них 3171 – военные, 719 - гражданские лица, из которых, в свою очередь, 71 – это несовершеннолетние, 267 - женщины.
Однако несмотря на информированность относительно того, что многие азербайджанцы были вывезены в Армению, что их содержали в лагерях для пленных, МККК под различными предлогами дистанцировался от процесса, так и не выполнив свои задачи по поиску и возвращению этих людей.
Зато в ходе Второй Карабахской войны МККК весьма активно подключилась к процессу решения проблем армян. На основании обращения организации были созданы соответствующие условия, и более 1700 тел армянских военнослужащих были переданы Армении.
Инициативностью же, проявленной уже по окончании войны, когда МККК в автономном режиме не менее активно действовала в Ханкенди, организация продемонстрировала неуважение к международному праву и законам Азербайджана.
Противоправен был сам факт наличия в Ханкенди офиса МККК с отдельным бюджетом, независимой системой отбора кадров, и его, по сути, полной интеграцией в Армению. То есть, при том, что офис Красного Креста располагался на международно признанной суверенной территории Азербайджана, он фактически подчинялся офису в Армении.
Несмотря на то, что азербайджанская сторона неоднократно обращалась к МККК, справедливо требуя изменения статуса офиса в Ханкенди, эти обращения оставались без ответа.
Насколько умещается в простую логику то, что в Азербайджане действует целых два офиса МККК и, более того, то, что ханкендинский координировал свою деятельность с представительством Красного Креста в Иреване, а не в Баку?
Об этом говорил и Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Глава Азербайджанского государства в интервью телеканалу «Евроньюс» в августе прошлого года назвал недопустимым то, что офис Международного комитета Красного Креста в Карабахе до сих пор подчиняется не бакинскому, а ереванскому управлению комитета.
«К сожалению, до сих пор их отдел в Карабахе подчиняется не бакинскому, а ереванскому управлению Комитета. Это недопустимо, поскольку весь мир признает Карабах частью Азербайджана. Даже премьер-министр Армении не раз говорил, что Карабах — это Азербайджан. Мы вправе законно спрашивать, почему отдел Комитета Красного Креста в Ханкенди подчиняется не бакинскому, а ереванскому управлению?» - заявил Президент Ильхам Алиев.
С этой призмы уместно вспомнить и о том, как во время проведения нашими экоактивистами многодневной мирной акции протеста на Лачинской дороге с требованием прекращения незаконной эксплуатации месторождений полезных ископаемых на территории Азербайджана, Ханкендинский офис Красного Креста осуществлял незаконные перевозки, прямо скажем, занимался контрабандой.
Использование принадлежащих МККК и осуществляющих медицинскую эвакуацию транспортных средств в целях контрабанды не только грубо нарушило законы Азербайджана, но представляло собой злоупотребление Красным Крестом доверием Баку.
Совсем неслучайно именно тогда двое сотрудников этой организации были объявлены персонами нон грата и выдворены из Азербайджана.
Таким образом, деятельность МККК на Лачинской дороге по факту представляла собой дестабилизирующий фактором в регионе.
Еще один интересный аспект: невзирая на то, что после 44-дневной войны Азербайджан открыл Агдамскую дорогу и создал все условия для транспортировки по ней гуманитарных грузов МККК, организация настаивала на том, чтобы грузы провозились именно по Лачинской дороге. Что тоже подтверждает оценку Красного Креста как организации, политизирующей вопросы и осуществляющей свою деятельность в соответствии с определенными интересами.
Чем, если не попыткой политического манипулирования, можно объяснить, например, то, что по окончании 44-дневной войны бывший глава офиса МККК в Баку, а ныне директор Регионального управления оперативной деятельности организации в Европе и Центральной Азии Ариан Бауэр выступает с предвзятыми заявлениями о том, что вероятность новой войны обуславливает долгосрочное продолжение деятельности Красного Креста в Ханкенди?.. Кстати, показателен и тот факт, что данную информацию тоже распространил офис МККК в Иреване.
Принимая во внимание склонность МККК к двойным стандартам и злоупотреблению своим гуманитарным мандатом для политических целей, а также плохо скрываемую проармянскую позицию этой организации, так ли уж необходима и целесообразна деятельность Красного Креста в Азербайджане?
Тем более, на фоне реально плодотворной, эффективной и результативной работы в гуманитарной сфере Азербайджанского общества Красного Полумесяца.
Думается, ответ более чем очевиден.