Движение вниз: азербайджанские шахматы ради галочки - ФОТО | 1news.az | Новости
Спорт

Движение вниз: азербайджанские шахматы ради галочки - ФОТО

17:11 - 18 / 01 / 2019
Движение вниз: азербайджанские шахматы ради галочки - ФОТО

16 января стартовал чемпионат Азербайджана по шахматам, в котором принимают участие 20 шахматистов. Учитывая традиции шахмат в Азербайджане, а также наличие очень сильных игроков, это событие могло стать весьма знаковым.

Но рейтинг-фаворитом чемпионата является Вугар Асадли (2471 пункт). Вугару - 17 лет, он международный мастер. В национальном рейтинге активных шахматистов занимает 17-ю позицию. Вместе с тем, на чемпионат страны заявились лишь два гроссмейстера – Ульви Баджарани (2421) и Сархан Гулиев (2342). Как следствие – уровень чемпионата довольно низкий.

Мужская сборная Азербайджана по шахматам

Кто-то, конечно же, может привести аргумент, что ведущие шахматисты мира, как правило, не принимают участия во внутренних первенствах. В ответ можно указать на чемпионат США по шахматам с участием 12 топовых гроссмейстеров. Знаете, кто его выиграл в 2018 году? Не второй номер мировых шахмат Фабиано Каруана и даже не Уэсли Со. Его выиграл Самуэль Шенкленд – участник супертурнира в Вейк-ан-Зее, где сейчас играют Шахрияр Мамедъяров и Теймур Раджабов. Рейтинг Шенкленда - 2725, на момент проведения чемпионата в США он был 2671. А Шенкленд уже не молодой по современным шахматным меркам гроссмейстер. Однако победа в борьбе с такими шахматистами как Каруана, Со, Накамура положительно сказалась на нем и позволила значительно подняться в рейтинге.

Чемпионат США с участием сильнейших гроссмейстеров страны проходит ежегодно. Да, надо отметить, что призовой фонд чемпионата весьма солидный - 194 тысячи долларов, из которых победитель получает 50. С участием ведущих шахматистов страны проходит и Суперфинал чемпионата России, последним победителем которого стал Дмитрий Андрейкин. Призовой фонд Суперфинала составил 135 тысяч долларов. 

Призовой фонд чемпионата Азербайджана – 4 тыс. манатов. Можно говорить о патриотизме, чувстве долга, но вряд ли серьезный шахматист откажется от международного турнира, где он может заработать (так как вынужден думать о заработке, вспомним историю Шахрияра Мамедъярова), чтобы принять участие в национальном чемпионате. Винить в такой ситуации ведущих шахматистов за то, что они не участвуют в национальном чемпионате, абсурдно.     

Шахрияр Мамедъяров - лидер азербайджанских шахмат

На кого же в такой ситуации должны равняться молодые шахматисты? Ездить на международные турниры из-за нестабильного финансового положения невозможно. А играть на внутренних стартах с ведущими гроссмейстерами страны тоже не получается. Не это ли является одной из главных причин того, что за последние 10 лет в стране не появилось ни одного сильного игрока? Шахрияр Мамедъяров, Теймур Раджабов, Вугар Гашимов, затем Рауф Мамедов, Гадыр Гусейнов и Эльтадж Сафарли. А кто дальше? Азербайджанские шахматисты добиваются неплохих результатов на юниорском и юношеском уровне, но перейдя во взрослые шахматы, словно останавливаются в развитии.  

Почему это происходит? В первую очередь, из-за отсутствия финансов. Для того чтобы прогрессировать, молодой шахматист должен много играть на международных турнирах. Но на какие деньги это делать?

Как рассказал 1news.az источник, пожелавший остаться неназванным, с серьезными трудностями сталкиваются даже шахматисты второй сборной, которые, по идее, являются ближайшим резервом национальной команды: «В 2016 году в Баку прошла Всемирная шахматная олимпиада, в которой принимали участие по три сборные Азербайджана. Члены первой сборной получали по 5 тысяч манатов, а члены второй – по 1500. Как только завершилась Олимпиада, второй сборной перестали платить. Вот такой подход к шахматистам. Это касается и женских сборных. А за счет чего должен существовать шахматист? Он должен нанимать тренера, ездить на соревнования. Поэтому шахматисты второго эшелона бросают шахматы».    

Интересно, что многие шахматные специалисты выражают недовольство ситуацией, сложившейся в азербайджанских шахматах, но не желают открыто говорить об этом. 

Детский турнир в академии Вугара Гашимова

Посмотрите на ситуацию в юношеских и молодежных первенствах страны за последние два года. В молодежном (U-20) чемпионате страны 2018 года приняли участие всего девять шахматистов. Победителем стал 15-летний Магомед Мурадлы. В этой же возрастной категории играли 13-летние Айдын Сулейманлы и Хазар Бабазаде, а также 14-летний Ахмед Ахмедзаде.  Еще двоих шахматистам по 16 лет.

Можно, конечно, сделать вывод, что более одаренные юные шахматисты для повышения мастерства играют с более взрослыми товарищами. Но вот трое из них (Магомед Мурадлы, Ахмед Ахмедзаде и Хазар Бабазаде) в это же время, в 2018 году, выступали и на первенстве U-18. Здесь тоже девять участников. Победителем становится 14-летний Ахмед Ахмедзаде. А годом ранее на чемпионате U-18 было всего лишь шесть участников. Вместе с тем в первенстве U-16 2018 года участвовали 11 шахматистов, а в U-14 – 13.

Как не вспомнить в этом контексте, что в Азербайджане впервые в мире была принята «Государственная программа развития шахмат в 2009-2014 годах». Президент Ильхам Алиев создал все возможности для еще большего развития, популяризации и распространения шахмат в стране. Как была реализована программа, и почему мы не увидели конкретных результатов ее реализации?  

На фото Рауф Мамедов

1news.az поговорил с одним из ведущих шахматистов страны, членом сборной Рауфом Мамедовым, который в первую очередь рассказал о причинах своего неучастия в чемпионате.

«В первую очередь, дата проведения чемпионата не совсем удачная, - говорит Рауф Мамедов. - Наши сильнейшие шахматисты в это время практически всегда играют в Вейк-ан-Зее. Я и Аркадий Найдич с 22 января будем выступать на турнире GIBRALTAR MASTERS. Я планировал его еще в мае прошлого года. Считаю, что, прежде всего, необходимо согласовывать дату проведения чемпионата.

Очевидно, что роль играет и призовой фонд. Азербайджан идет в командном рейтинге ФИДЕ (формируется на основе результата лучших 10 шахматистов) на 4-м месте, и мы считаемся одной из элитных сборных. Призовой фонд должен быть соответствующим. Если мы принимаем Всемирную олимпиаду, Гран-при, то я уверен, что можем провести чемпионат с сильнейшими шахматистами и хорошим призовым фондом. 

Стимулом может быть не только призовой фонд. В 2015 году он был таким же, но мы все там играли, так как победитель получал право выступить на Кубке мира. В 2016 году, когда победителем стал Эльтадж Сафарли, он получил право выступить на супертурнире в Шамкире. То есть, должен быть стимул. Я, к примеру, пять раз выигрывал чемпионат Азербайджана. Тогда призовой фонд был еще меньше, но для меня само участие было большим стимулом. Но это было в 15, 16 или 17 лет. Почему сейчас на чемпионате не играют шахматисты с рейтингом в диапазоне 2500-2600, мне сказать сложно.   

Финансовая составляющая очень важна. Это очевидно. Без спонсора очень сложно. В мировых шахматах спонсоры есть у всех. Мне грех жаловаться. У членов сборной есть стипендия. Конечно, хочется еще лучше, но я понимаю, что пока не на том уровне, чтобы иметь много спонсоров».

Рауф Мамедов также выразил свое отношение к вопросу, почему в стране перестали расти шахматисты. «Проблема молодых шахматистов и их родителей заключается в том, что они хотят сразу же стать такими как Шахрияр или Теймур. Надо быть такими как они есть. Не надо торопиться. Видимо, у нас такая ментальность. Родители у нас всегда очень торопятся. После нас выросло другое поколение, которое всегда торопилось. Они считают, что 15 лет – это уже крайний возраст, чтобы стать гроссмейстером. Очень многое зависит от того, кто тренирует. У каждого шахматиста есть свой стиль игры. Когда мы росли, ни на кого не равнялись, а просто конкурировали между собой. 

Президент федерации Эльман Рустамов заявлял, что главное – это развитие детских шахмат. Думаю, работа идет в этом направлении. У нас ситуация в шахматах гораздо лучше, чем в большинстве стран мира», - заключил он.

На фото Азер Мирзоев

В свою очередь, гроссмейстер и тренер Азер Мирзоев отметил, главная причина неучастия ведущих шахматистов в низком призовом фонде. «Чемпионат страны – главный старт, но он не дает никаких привилегий. К примеру, отбор в сборную страны, стипендии и так далее. Федерация сообщила лишь о дате чемпионата и времени начала партий. Информации о призовых вообще нет. В Грузии и даже Армении, к примеру, призовой фонд составляет 10 тыс. долларов. У нас – 4 тыс. манатов.

Кроме того, информация о турнире появилась лишь за пару дней. А профессиональный шахматист верстает свой календарь на шесть месяцев вперед. Через одного знакомого мне предложили сыграть в чемпионате, но я отказался по вышеотмеченным причинам», - сказал он.

На фото вице-президент федерации Маир Мамедов

Азер Мирзоев также рассказал, что положение дел в федерации не самое лучшее. «Президент федерации Эльман Рустамов слабо интересуется тем, как идут дела. А встретиться с ним просто невозможно. А вице-президент Маир Мамедов в 2015 году подписал контракт с легионером (речь идет об Аркадии Найдиче) на 5 лет с зарплатой 8000 евро в месяц. Все остальные 5 игроков вместе взятые и то получают меньше. И чего добилась сборная с этим легионером на двух последних Олимпиадах? 12-е и 15-е места! А за два года до этого, на Олимпиаде 2014 года, наша сборная без легионера поделила 2-4 места.

Кому-то федерация оплачивает дорогие турниры со сметой 5-6 тысяч долларов, а мне, например, с 2012 года не оплачивается ни один турнир. И речь идет о рядовых шахматистах. Меня же назвали туристом. Моя ученица Аян Аллахвердиева в августе прошлого года выиграла чемпионат Европы в своем возрасте. Но как ей помогает федерация? Ее родители до сих пор выплачивают кредит, взятый для поездки Аян на турнир. 

В стране не проводится клубный чемпионат, хотя он есть даже в таких не шахматных странах как Бельгия, Финляндия, Люксембург. Страну продолжают покидать тренеры. За последние 2-3 года из страны уехали более 30 тренеров. У них здесь нет перспектив. Талантливые и способные дети оказываются рано или поздно у тренеров федерации. Все просто! Для получения самых минимальных льгот необходимо, чтобы тренер был из федерации.   

Каждый год Министерство молодежи и спорта выделяет 250 тыс. манатов. Куда тратятся эти деньги? В 2017 году, когда наши ребята в 3-й раз завоевали золото на командном чемпионате Европы, господин Президент Ильхам Алиев выделил на развитие шахмат один миллион манатов. Куда и как был потрачен миллион – тоже большой секрет.

Спустя месяц после этого проходила Всемирная Олимпиада кадетов, где полностью оплачивалось размещение и питание. Необходимо было оплатить лишь дорогу. Но команда туда не поехала, потому что не нашлось денег», - заключил Азер Мамедов.

Теймур Максутов, Г.Р.

Поделиться:
20954

Последние новости

Все новости

1news TV