О том, почему визит Президента Азербайджана в Вашингтон имеет особое значение
В Вашингтоне стартует четвертый Саммит по ядерной безопасности, с участием глав более 50 государств.
Основная тема форума - борьба с глобальной угрозой ядерного терроризма.
В рамках саммита ожидается обсуждение ряда вопросов, связанных с проблемами безопасности расщепляющихся материалов, ядерными испытаниями, проводимыми Корейской Народно-Демократической Республикой, а также с борьбой с террористической группировкой ИГИЛ.
По ранее имеющейся информации из Белого дома, речь пойдет о «совместных шагах, чтобы свести к минимуму использование высокообогащенного урана, обеспечить безопасность уязвимых материалов, дать отпор ядерной контрабанде, а также выявлять и срывать попытки ядерного терроризма».
Напомним, что на предыдущем саммите 2014 года в Гааге была дана оценка прогрессу, достигнутому на прошлых встречах в Вашингтоне и Сеуле.
В рамках гаагского саммита, наряду с главной темой, посвященной предупреждению ядерного терроризма за счет сокращения и усиления безопасности ядерных поставок, обсуждался и кризис в Украине. Напомним, что итоги саммита оказались противоречивыми.
Западные делегации заявили, что удовлетворены достигнутым прогрессом, но политические, идеологические и военные разногласия, а также напряженность в отношениях с Россией вследствие украинского кризиса не позволили прийти к соглашению по некоторым важным вопросам.
Таким образом, соглашения о предотвращении ядерного терроризма по итогам саммита достигнуто не было, а договор «О предотвращении ядерного терроризма» не был подписан всеми участниками.
По оценкам разных экспертов, Барак Обама, который, в общем-то, и был изначально инициатором этой международной площадки высокого уровня, намерен на вашингтонской площадке саммита подвести конкретные итоги, достигнутые в области ядерной безопасности.
Договор ДНЯО
Отметим, что участниками Договора «О нераспространении ядерного оружия» (ДНЯО) являются 190 государств. Его не подписали Индия, Пакистан, Израиль, о выходе из договора заявила КНДР.
Договор, который служит одним из факторов обеспечения международной безопасности, вступил в силу 5 марта 1970 года и содержит обязательства государств по недопущению распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для мирного использования ядерной энергии.
Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с которым каждое участвующее в договоре государство, не обладающее ядерным оружием, обязано заключить соглашение.
Особый визит
О том, что в IV Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне примет участие Президент Ильхам Алиев, стало известно еще в декабре минувшего года из письма на имя главы Азербайджана, направленного президентом США Бараком Обамой.
В письме американского президента отмечалось, что «Азербайджан демонстрирует решительную поддержку архитектуре глобальной ядерной безопасности», и что страна продолжит прикладывать особые усилия для запрета ядерных и радиологических отходов.
В Баку придают особое значение визиту азербайджанского президента в Вашингтон, с пониманием того, что именно в рамках такого рода масштабных мероприятий проводятся различные встречи и обсуждения и предпринимаются шаги по урегулированию важных проблем.
Данный визит представляет особую значимость на фоне заметного потепления двусторонних отношений Баку и Вашингтона. Накануне саммита, 30 марта, состоялась встреча Ильхама Алиева с госсекретарем США Джоном Керри. Выступая перед журналистами, Керри поблагодарил Азербайджан за вклад в мировую безопасность. Он особо отметил роль Баку в антитеррористической операции в Афганистане, подчеркнул значимость «Южного газового коридора» для обеспечения энергетической безопасности Европы, а также сказал о прочих совместных проектах.
Азербайджан, являющийся на сегодняшний день фактически единственным островком стабильности в огромном регионе, интересен миру как ключевое звено новой системы безопасности, которая должна здесь выстраиваться путем усовершенствования не только экономических систем государств, но и применения принципов мультикультурализма и толерантности, в чем, вне всяких сомнений, преуспел Азербайджан. Понимают это и в США, а потому госсекретарь особо отметил единственный дестабилизирующий фактор – нагорно-карабахский конфликт, который, по словам Керри, должен найти свое мирное урегулирование.
В свою очередь, глава Азербайджанского государства Ильхам Алиев отметил, что отношения Азербайджана и США насчитывают 25 лет. Глава государства поблагодарил американское руководство за поддержку в различных проектах и напомнил, что в свою очередь Баку всегда находился рядом с мировым сообществом в борьбе с международным терроризмом и в вопросах обеспечения энергетической безопасности. Ильхам Алиев подчеркнул и необходимость скорейшего урегулирования нагорно-карабахского конфликта, выразив уверенность, что данная встреча сыграет свою роль в дальнейшем развитии дружественных отношений между США и Азербайджаном.
Участие Азербайджана во многих авторитетных международных площадках, и в данном случае в Саммите по ядерной безопасности, в очередной раз подтверждает растущий имидж нашего государства в системе международных отношений.
«Иранский вопрос все еще актуален»
Ранее, комментируя участие Азербайджана в саммите в Вашингтоне, азербайджанский парламентарий Расим Мусабеков заявил, что США крайне не заинтересованы в том, чтобы предпринимались какие-то попытки возможных перебросок запрещенных ядерных материалов через Азербайджан в Иран.
«Вопрос ядерной безопасности стал еще больше актуален после выхода Ирана из-под санкций. И я думаю, что США будут еще внимательнее отслеживать любые попытки Ирана получить доступ к ядерным материалам и технологиям в будущем. Важно, чтобы Азербайджан выполнял все те требования, которые накладываются на страны-участницы Соглашения по МАГАТЭ», – сказал Мусабеков.
По словам эксперта, в связи с этим Азербайджан должен предпринять все меры по обеспечению жесткого контроля над оборотом ядерных материалов и технологий.
В комментарии политолог коснулся также вопроса участия Армении (на территории которой расположена устаревающая Мецаморская АЭС) в вашингтонском саммите по ядерной безопасности, отметив крайнюю незаинтересованность Штатов в том, чтобы ядерные материалы попадали из России в Армению, а из Армении в Иран.
Экологические риски
В беседе с 1news.az азербайджанский депутат Асим Моллазаде особо отметил, что Азербайджан является активным участником Договора «О нераспространении ядерного оружия»
По его словам, на сегодняшний день существуют реальные риски применения грязных бомб определенными силами на территории Южного Кавказа.
«Очень важно, что Азербайджан целенаправленно работает против предотвращения транзита каких-то элементов, которые могут быть использованы на оккупированных территориях, находящихся вне зоны нашего контроля. Есть информация о том, что оккупированные азербайджанские территории используются армянами для захоронения каких-то ядерных отходов, что также может обернуться серьезной экологической катастрофой для всего южно-кавказского региона. Площадка международного саммита - возможность для обсуждения подобных проблем, которые нужно безотлагательно решать», - заявил Моллазаде.
Он также отметил, что в настоящее время в отношениях Баку и Вашингтона отмечается некоторое потепление, что указывает на то, что американцы заинтересованы в сотрудничестве в различных сферах, а также в совместной реализации перспективных проектов с нашей страной.
«Между тем, не стоит забывать, что имеются силы, которые всячески стараются вбить клин в отношения наших стран, что, в свою очередь, отражается на имидже самих Штатов. Действующая президентская администрация допустила ряд ошибок, что нашло отражение в зарубежной прессе, которая обвинила США в невнимании к своим партнерам. Хочется надеяться, что новая администрация Белого дома постарается не повторить прежних пробелов во внешней политике и будет все-таки больше опираться на национальные интересы страны, чтобы сохранить доверие своих союзников и партнеров, в числе которых и Азербайджан, и не потакать интересам какой-то этнической диаспоры», - заключил азербайджанский депутат.
Все те же двойные стандарты?
Комментируя значимость саммита по ядерной безопасности для 1news.az, азербайджанский политолог Тофик Аббасов отметил, что американцы уверенно держат пульт управления мировой ядерной проблематикой, и такого рода масштабные мероприятия проводят, чтобы решать свои собственные проблемы.
«Страны, которые вынашивают планы обзавестись ядерной технологией, в конечном счете, хотят обладать ядерным вооружением. США всеми правдами и неправдами стараются не допустить распространения ядерных технологий, и сами контролируют весь этот процесс. Однако даже в этом архиважном вопросе американцы демонстрируют наличие пресловутых двойных стандартов, закрывая глаза на действия определенных стран, которые втихаря развивают ядерные технологии, и все еще отказываются подписывать Договор «О нераспространении ядерных вооружений»,- отметил политолог.
По его мнению, сам факт участия Президента Азербайджана в данном международном форуме является показателем продуманной внешней политики руководства страны, направленной на сохранение баланса между соседями и их конкурирующими интересами.
«Азербайджан не является ядерной державой, и на территории страны нет ядерных объектов, однако проблема ядерной безопасности касается всех стран, даже обладающих еще меньшим потенциалом, чем Азербайджан», - сказал политолог.
Т.Аббасов привлек внимание к тому факту, что Азербайджан граничит с Турцией и Ираном, а сравнительно недалеко от наших границ находятся Саудовская Аравия и Иордания, которая намерена в будущем разрабатывать ядерные технологии для решения своих энергетических проблем.
Эксперт отметил, что любой стране, обладающей научным потенциалом, недалеко и до военной составляющей, именно поэтому расширенный формат диалога на уровне глав государств на полях саммита дает возможность для обсуждения вопросов глобального значения, которые касаются абсолютно всех стран.
Мнение из Москвы
По мнению старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктора Надеин-Раевского, участие в саммите для Азербайджана может быть весьма полезным.
«Однако приглашение Баку к диалогу на американской площадке может также оказаться очередной игрой, в которую попросту втягивают страну на фоне растущего внимания США к южно-кавказскому региону и конфликта между Саудовской Аравией и Ираном. США подтягивают разные страны на поля ядерного саммита, но это не что иное, как формирование очередной подконтрольной Вашингтону «коалиции». Все, что мы видим снова – это создание политического блока, где США могли бы командовать или диктовать условия, или где бы им дружно аплодировали», - считает эксперт.
В то же время эксперт не исключает, что на полях саммита некими «интересантами» могут быть предприняты шаги по вбиванию клина между Баку и Тегераном, или между Баку и Москвой.
Он отмечает, что Азербайджан сегодня занял активную позицию на международной арене, и это признает все мировое сообщество.
По мнению эксперта, при любой возможности США будут стараться «отсечь» Азербайджан от России, хотя он не сомневается в том, что отношениям Москвы и Баку ничего не угрожает.
Москва бойкотирует Вашингтон
Известно, что Россия не примет участия в саммите в Вашингтоне. Информация о том, что Россия решила прекратить участие в подготовке к четвертому саммиту по физической ядерной безопасности в 2016 году появилась еще в ноябре 2014 года. Россия объяснила это тем, что политическая повестка данного форума исчерпана.
Россия обвинила американцев в том, что США до сих пор не присоединились к Конвенции о физической защите ядерного материала и Поправке 2005 года к ней, а также к Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма.
При этом, как считают в Москве, Вашингтон пытается брать на себя роль основного и привилегированного игрока в данной области.
В России не согласны с тем, что произвольно сформированные рабочие группы ограниченного состава, как это запланировано в Вашингтоне, будут готовить руководящие документы для таких международных организаций и инициатив, как ООН, МАГАТЭ, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, Глобальное партнерство и Интерпол.
Доступ к ядерным материалам
По оценкам аналитиков, последние теракты в Европе показывают, что террористы способны преодолевать сложные системы безопасности стран Запада. По их оценкам, ущерб от терактов в Париже и Брюсселе высок, но потери могут быть невообразимо большими, если в руки террористов попадут ядерные материалы.
По оценкам эксперта НКО Partnership for Global Security Мишель Канн, вероятность того, что террористы получат ядерные или радиоактивные материалы, превышает вероятность создания ими настоящего ядерного оружия.
Однако есть понимание того, что эти усилия следует продолжать, потому что попадание даже небольшого количества радиоактивных материалов в неправильные руки может привести к разрушительным последствиям.
Эксперты приводят много примеров, указывающих на существующие угрозы ядерного терроризма.
К примеру, в ноябре 2006-го Александр Литвиненко был отравлен в Лондоне с помощью радиоактивного полония. В том же году, по сообщению грузинских властей, был задержан ядерный контрабандист Олег Хинсагов, перевозивший в кармане куртки 100 граммов обогащенного урана (степень обогащения составляла свыше 90% – достаточно для создания атомной бомбы). В декабре 2007 года четыре вооруженных человека попытались прорваться на территорию ядерного исследовательского центра в Пелиндабе (ЮАР). Эксперты считают, что «Талибан» неоднократно пытался атаковать ядерные объекты в Пакистане – в частности, 21 августа 2008 года произошел взрыв неподалеку от предполагаемого ядерного хранилища Пакистана в городке Вах – атаку совершили два террориста-смертника.
«События, которые кажутся нам невозможными, - они происходят», – отмечает Даурен Абен, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований.
«Возьмем Фукусиму: кто мог предсказать, что подобное может случиться, – совмещение природных и техногенных факторов? Или теракт японской секты Аум Сенрике в свое время: кто мог предсказать в то время, что террористическая организация применит газ? Есть много людей, которые говорят, что угроза ядерного терроризма высосана из пальца. Но это такого рода угроза, которую лучше предотвратить, чем иметь дело с ее последствиями», - отмечает эксперт.
Опасность «грязных бомб»
Показательно, что на всех предыдущих саммитах лидеры стран-участниц, заявляли об увеличении реальных рисков ядерного терроризма, и угрозы создания «грязных бомб».
По данным Рабочей группы по расщепляемым материалам (FMWG), – международной коалиции, объединяющей свыше 70 организаций, по всему миру существует достаточно радиоактивных веществ для создания 20 000 новых бомб вроде той, которая обрушилась на Хиросиму. Около 2000 тонн веществ, пригодных для изготовления оружия, хранится в сотнях пунктов в 25 странах. Большинство этого материала находится под контролем военных, около 15% используется в гражданских целях – в основном в медицине.
С начала 90-х МАГАТЭ зафиксировало свыше 2300 случаев незаконного или несанкционированного перевоза радиоактивных веществ.
По словам специалистов, сложность на пути к созданию «грязной бомбы» заключается в приобретении радиоактивного вещества, поскольку для этого требуется около 16 килограммов высокообогащенного урана или около 8 килограммов плутония.
В мире существует 1300-1900 тонн высокообогащенного урана и 474-525 тонн плутония, рассредоточенных по сотням объектов на территории 25 стран.
Специалисты отмечают, что для создания «грязной бомбы» годятся и радиоактивные источники, которые используются в медицине и ряде других отраслей.
Начиная с 2009 года 12 стран, включая Бельгию и Италию, полностью избавились от высокообогащенного урана и плутония.
Япония объявила о соглашении с США об уничтожении сотен килограммов веществ, пригодных для изготовления десятков ядерных бомб, из одного из экспериментальных реакторов. Десятки других стран приняли обязательства по улучшению мер ядерной безопасности от перевода реакторов на низко обогащенный уран до разработки техник ядерной криминалистики, чтобы в случае теракта можно было отследить источник веществ, из которых была сделана «грязная бомба».
В заключение отметим, что на оккупированных армянами территориях Нагорного Карабаха, в верховьях реки Тертер существуют месторождения кобальта с разведанными запасами до 150 тысяч тонн. Ясно, что кобальт - это не уран и тем более не оружейный плутоний, но, как считают эксперты, его вполне достаточно, чтобы произвести «грязную бомбу», с помощью которой можно осуществить радиационное заражение города с миллионным населением.
По мнению экспертов, этот серьезный факт свидетельствует о том, какую серьезную угрозу региону представляет продолжающаяся оккупация территорий Азербайджана соседней Арменией.
Матанат Насибова