«Секретный приказ»: Как Кочарян приказал армии стрелять в свой народ
Все тайное когда-нибудь становится явным – необратимость этого утверждения сегодня как нельзя лучше подтверждают происходящие в Армении события.
Задумывались ли главари кочаряновско-саргсяновского режима о том, что когда-нибудь им придется держать ответ за свои злодейства? И что есть преступления, на которые принцип срока давности не распространяется?
«Секретный приказ №0038» - так называется документ, частичное рассекречивание которого вскрывает только малую толику чудовищных злодеяний, на которые шли прежние армянские власти ради того, чтобы удержаться во власти.
«Тайный приказ №0038» был подписан 23 февраля 2008 года. Спустя 10 лет, в 2018 году, он включен в уголовное дело по кровавым мартовским событиям того года в Ереване. В уголовное дело, главным обвиняемым по которому, судя по ходу расследования, проходит второй президент Армении Роберт Кочарян…
Вообще цифра «8» для Кочаряна, можно сказать, роковая – она мистическим образом присутствует во всех важных эпизодах его жизни и, если можно так выразиться, «злодеятельности».
Так, ответив черной неблагодарностью за доверие ему высоких постов в советском Азербайджане и воспользовавшись содроганием «колосса на глиняных ногах», именуемого СССР, с февраля 1988-го он стал в первые ряды сепаратистского движения, ставившее целью отделение Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) из Азербайджанской ССР и последующее включение ее в состав Армении.
Аккурат через десять лет, с февраля 1998-го, после ухода Левона Тер-Петросяна в отставку, начав временно исполнять обязанности президента, Кочарян в первую очередь легализовал известного проповедника террора - партию «Дашнакцутюн».
В марте 1998 года он был избран президентом Армении. Кстати, чуть более года спустя, 27 октября 1999 года, в армянском парламенте произошел ужасный теракт, в котором погибли известные политические деятели Армении. Одним из террористов был бывший член «Дашнакцутюна» Наири Унанян.
Роберт Кочарян лично вел переговоры с террористами и уговорил их сдаться. Но уже в ночь после теракта в Армении стали усиленно распространяться слухи, что главой заговора и инициатором убийства лидеров правящего блока является именно президент Армении Роберт Кочарян.
Небольшое отступление. Радио «Свобода» через несколько лет сообщило, что члены координационного совета движения «Легитимный президент-2008» обратились к генпрокурору Армении с требованием возбудить уголовное дело в связи с публикацией в газете «Айкакан жаманак» материала, касающегося депутата парламента Армении Сашика Саргсяна - брата Сержа Саргсяна.
«Несколько дней назад брат Сержа Саргсяна - Сашик Саргсян во время похорон в Санкт-Петербурге племянника известного криминального авторитета Тевосика, в присутствии десятков людей заявил: «Мы стольких людей в парламенте не для того положили, чтобы сегодня вот так просто отдать власть другим», — написала «Айкакан жаманак» еще 27 декабря 2007 года.
Как отмечалось в газете «Айкакан жаманак», заявление Сашика Саргсяна вызвало большой шум, но так и не было опровергнуто. После этого, пишет издание, «Серж выслал своего брата на другое полушарие, чтоб его духу до окончания выборов в Армении не было, и дабы еще что-нибудь не сболтнул. Теперь он в Лос-Анджелесе».
«Но как может молчать ставший благодаря брату миллионером нувориш Сашик, когда ему море по колено? И вот, там, в Лос-Анджелесе, его спросили, действительно ли он такое говорил? Видимо, после первого раза брат-премьер упрекнул его: «Ты ж не осел?», и «перевоспитавшийся» Сашик в ответ на заданный в Лос-Анджелесе вопрос ответил буквально следующим образом: «Я ж не осел, такое говорить… Зачем мы должны грехи Роба брать на себя?» — пишет «Айкакан жаманак» и заключает: «Таким образом, Сашик сделал первую серьезную заявку на то, чтобы быть вовлеченным как обвиняемый или, в крайнем случае, как серьезный свидетель по делу «о 27 октября».
Любопытный момент: с лета 1999-го до марта 2008 года главным редактором газеты «Айкакан жаманак» был нынешний премьер-министр Армении Никол Пашинян.
После армянской «бархатной революции», в начале июля нынешнего года, Служба национальной безопасности Армении задержала Александра (Сашика) Саргсяна и его сына Айка Саргсяна. По данным армянской прессы, СНБ вынесла из дома Александра Саргсяна несколько пакетов, в том числе с оружием.
Возвращаясь к главной теме, отметим, что в апреле 2008 года истекал срок полномочий Роберта Кочаряна. Стремление посадить в президентский кабинет своего «однокланника» и товарища по военным преступлениям в Азербайджане Сержа Саргсяна толкает его на масштабную фальсификацию выборов и применение боевого оружия против сограждан, отказавшихся признать данные Центризбиркома и вышедших на круглосуточные протесты.
И теперь, в 2018 году, человек, на совести которого погубленные жизни и искалеченные судьбы тысяч мирных азербайджанцев, арестован по обвинению в расправе над собственным народом, жертвами которой в ночь с 1-го на 2 марта стали 10 человек и более 250-ти пострадали. Чудовищнее всего во всем этом то, что карательная операция против собственного народа выполнялась не только силами внутренних войск, но и армии.
Тем самым Кочарян грубо нарушил конституцию Армении, что послужило одним из главных оснований для предъявления ему обвинения в насильственном свержении конституционного строя.
Что скрывала ложь?
Конституция Армении запрещает вовлечение армии в политические процессы, это возможно лишь при объявлении военного положения.
«Как вы знаете, военного положения объявлено не было», — заявил журналистам глава Специальной следственной службы (ССС) Армении Сасун Хачатрян.
Роберт Кочарян, по его собственному признанию, был в курсе, что вооруженные силы должны были взять под контроль стратегические объекты. Но для подавления демонстраций армия задействована не была, выворачивается он, приводя в подтверждение своих слов просто смехотворное «доказательство» - армия к разгону демонстрантов, по мнению экс-президента, не привлекалась ввиду того, что… среди пострадавших были сотни полицейских, двое убитых из внутренних войск и «ни одного раненого военнослужащего».
Дальше – больше. Вконец запутавшийся в собственной лжи Кочарян настаивает на том, что подписал указ о введении чрезвычайного положения на 20 дней… лишь после первого убийства. Но факты – вещь упрямая - для подавления непрекращающихся акций протеста чрезвычайное положение в Армении было введено 1 марта 2008 года (здесь и далее выделено нами – 1news.az).
Вот так, не умея найти в себе силы посмотреть правде в глаза, признать свое преступление и быть готовым ответить за него, уже арестованный Кочарян, слезно жалуясь на «политическое преследование», делает все, чтобы выкрутиться, не брезгуя тем, чтобы переложить свою вину на других.
«Приказ о действиях вооруженных сил 1 марта 2008 года принимал министр обороны Армении, а не президент», - строя из себя «простачка», говорит Роберт Кочарян.
Пусть подпись под «секретным приказом» действительно поставил прежний министр обороны Микаэл Арутюнян, который, кстати, уже объявлен в розыск. А кому в Армении подчиняется министр обороны? Разве не президенту и верховному главнокомандующему?..
Говоря о «секретном приказе №0038», Кочарян заявляет, что это «внутренний документ, и его действия находятся в рамках полномочий Минобороны».
«По тогдашней конституции, решения министра обороны не требовали утверждения президента. Нелепо обвинять министра в том, что он выполнял свою работу. Насколько мне известно, 1 марта 2008 года армейские подразделения не применяли оружия и не сталкивались с демонстрантами», - утверждает он.
В таком случае, почему незадолго до событий 1 марта Кочарян встречался с командующим составом вооруженных сил, чего от них требовал «тот самый приказ» и что военные делали на месте акции? Неужели просто вышли подышать?
Предположим невероятное – выведя без согласования с Кочаряном военных на ереванскую площадь «Свободы», Микаэл Арутюнян действовал на свой страх и риск.
Но о том, что подавить митинг приказал именно президент страны, заявил на допросе бывший командующий внутренними войсками Григор Григорян, непосредственно руководивший разгоном демонстрантов. Объясняя свои действия, он сказал, что не мог воспротивиться приказу верховного главнокомандующего, причем, на всякий случай записал свой разговор с Кочаряном.
Разоблачение
Вернемся к «тайному приказу №0038», по которому по демонстрантам начали стрелять боевым оружием, на чем настаивает и бывший замминистра обороны Армении Андраник Кочарян. Глава Специальной следственной службы Сасун Хачатрян на днях частично рассекретил этот документ. По его словам, он был включен в уголовное дело только в июле этого года.
«Первые упоминания о приказе номер 0038 появились в прессе. Через некоторое время после инцидента произошла утечка, хотя приказ был строго секретным. Указом фактически подтверждается, что вооруженные силы приняли участие в событиях 1 марта», - заявил Сасун Хачатрян, добавив, что документ может быть рассекречен по большей части.
Он сказал, что в приказе есть формулировки, которые не нужно озвучивать в интересах Роберта Кочаряна. Кроме того, он сообщил, что сторона защиты также имеет этот документ под рукой.
Приказ называется «О выполнении задач, поставленных верховным главнокомандующим РА».
«После признания результатов президентских выборов в Армении открытыми и прозрачными со стороны международного сообщества некоторые политические силы не принимают их и пытаются незаконными действиями дестабилизировать ситуацию. Вооруженные силы Армении, являясь гарантом безопасности государства, готовы своими действиями, опираясь на конституцию и действующие законы, обеспечить стабильность страны и не дать группе людей поставить под угрозу нормальное развитие страны. В целях обеспечения выполнения конституционных обязанностей вооруженными силами Армении я приказываю:
С 23 февраля текущего года весь состав вооруженных сил с 18:00 до получения специального приказа перевести в казарменный режим. Создать в центральном аппарате министерства обороны Армении и отдельных подразделениях офицерские группы и вооружить их табельным оружием», - процитировал начальник Специальной следственной службы отрывок из приказа.
Он сообщил, что выполнение этих обязанностей было поручено тогдашнему заместителю министра обороны Армении Юрию Хачатурову, которому в конце прошлого месяца также было предъявлено обвинение в свержении конституционного строя во время поствыборных событий 1 марта 2008 года.
Только после резкой реакции российской стороны - Юрий Хачатуров является генсеком ОДКБ – он смог вернуться в Москву и приступить к исполнению служебных обязанностей. Суд освободил его под залог, а Следственная служба разрешила покинуть территорию Армении с оговоркой на то, что в случае вызова он должен явиться на допрос.
Что касается недавнего заявления стороны защиты о том, что армия была переведена на казарменный режим для того, чтобы не участвовать в политических процессах, то Сасун Хачатрян отметил, что десять лет назад официально опровергалось, что армия участвовала в событиях как 1 марта, так и предшествующих. Более того, были составлены и переданы группе по установлению фактов поддельные документы.
«Утверждения о том, что армия должна оставаться в казармах, чтобы не вмешиваться в политические процессы, мне непонятны, учитывая, что у защиты была копия приказа», - сказал Сасун Хачатрян.
В подтверждение своих слов Хачатрян зачитал еще несколько абзацев приказа:
«Руководителям управлений генерального штаба ВС и министерства обороны, командирам армейских корпусов и отдельных воинских частей было приказано создать коллективные подразделения с высокой мобильностью, способные эффективно работать в сложных ситуациях», - процитировал Хачатрян, добавив, что должны были быть созданы взводы по 30 человек в каждом, вооруженные автоматами.
«Теперь самое интересное. В пункте 10 того же приказа говорится, что подразделения, упомянутые в пункте 3, то есть, вышеназванные подразделения, должны пополняться наиболее подготовленными, психологически стабильными офицерами, прапорщиками, контрактными и срочными военнослужащими. Я не знаю, какое у вас создалось сейчас впечатление, но у меня сложилось впечатление, что были сформированы специальные группы, которые должны были выполнять какие-то диверсионные операции в тылу врага», - сказал глава ССС.
Коснувшись же заявления Кочаряна о том, что ни из одного оружия солдат не было сделано выстрелов, Сасун Хачатрян сказал, что второй президент не может знать, стреляли они или нет. Но тот факт, что такие группы были созданы, были вовлечены в события 1 марта - доказанный факт.
Все это дает следствию повод рассчитывать на отклонение апелляционным судом жалобы об отмене меры пресечения в отношении экс-президента Роберта Кочаряна, которому в рамках «дела 1 марта» грозит 15 лет тюрьмы.
«Это мое личное мнение, и, исходя из интересов дела, я думаю, что заключение является единственной мерой пресечения, которая может обеспечить надлежащее поведение обвиняемого в ходе следствия», - сказал Хачатрян.
По его словам, второй президент в качестве обвиняемого отказался давать показания и не участвовал в других следственных действиях: «Он просто не участвовал и покинул следственную комнату без объяснений».
Может быть, потому что ему было нечего сказать?..
Ф.Багирова