Китай продвигает проект нового Шелкового пути среди южно-кавказских стран и России
Вице-премьер Китая Чжан Гаоли недавно завершил девятидневную поездку по России, Азербайджану, Грузии и Армении, в ходе которой стремился добиться продвижения инициативы экономического пояса Шелкового пути.
Предлагаемый Китаем проект предусматривает связать вторую по величине экономику мира (Китай) с Европой через Центральную Азию.
Подробнее об этом в обзорном материале замредактора издания The Diplomat Питера Битнера:
Экономический пояс Шелкового пути и дополняющий его проект морского Шелкового пути были предложены китайским правительством в 2013 году с целью создания торговой и инфраструктурной сети между Азией, Европой и Африкой посредством древних маршрутов Шелкового пути. Оба проекта именуются как «Один пояс – один путь».
30 мая Чжан Гаоли встретился с вице-премьером России Аркадием Дворковичем, который выступил в поддержку интеграции китайского проекта с Евразийским экономическим союзом во главе с Россией. В мае 2015 года Россия и Китай подписали совместную декларацию об интеграции этих двух региональных проектов.
Дворкович призвал предпринимателей с обеих сторон расширять партнерские отношения в самых различных областях, включая энергетику, авиацию, телекоммуникации, сельское хозяйство, судостроение, транспорт, в том числе высокоскоростное железнодорожное сообщение. Он также пообещал улучшить условия для работы китайских компаний в России, в особенности в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и налогообложения.
Второй остановкой Чжана Гаоли в рамках его международного турне стал Баку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заверил, что страна готова принять активное участие в строительстве экономического пояса Шелкового пути. Он выразил оптимизм касательно последствий экономической интеграции для таких секторов азербайджанской экономики, как энергетика, транспорт, сельское хозяйство, туризм и торговля технологиями.
В Грузии китайский вице-премьер встретился с президентом Георгием Маргвелашвили, убежденным сторонником китайской межрегиональной инициативы, который прикладывает много усилий для повышения экономической роли своей страны в качестве связующего звена между Азией и Европой.
Как отмечал президент Института Европы и Грузии Реваз Топурия в своей недавней статье для издания Diplomat, несмотря на то, что Грузия оставалась в стороне на ранних стадиях реализации китайской инициативы нового Шелкового пути, сегодня страна, пожалуй, поддерживает проект весьма активно.
В настоящее время Грузия и Китай ведут переговоры по соглашению о свободной торговле после подписания Меморандума о взаимопонимании в декабре 2015 года. Третий раунд переговоров запланирован на июль в Тбилиси, на котором обе стороны обязались ускорить процесс сотрудничества.
Во время своей последней остановки, в Ереване, Чжан Гаоли провел встречу с президентом Сержем Саргсяном, где отметил значимость сотрудничества двух стран с целью содействия строительству экономического пояса Шелкового пути, лучшей интеграции стратегий развития двух стран, а также расширения сфер общих интересов.
Саргсян указал на транспортную инфраструктуру, торговлю сельскохозяйственной продукцией, а также туризм как ключевые направления сотрудничества с Китаем. Саргсян также подчеркнул важность развития химической промышленности и улучшения образования для участия Армении в проекте нового Шелкового пути.
Критики опасаются, что проект экономического пояса Шелкового пути и более обширный проект «Одна дорога – один пояс» не окупятся в долгосрочной перспективе. Некоторые недоброжелатели даже называют эту инициативу плохой попыткой купить дружбу и политическое влияние.
В публикации The Washington Post от 29 мая говорится, что экономическая ситуация в Китае осложняется, долг растет, а руководство страны пытается поддержать замедление экономики проектами, которые имеют мало коммерческого смысла.
Китай уже пообещал более $1 трлн. на проект нового Шелкового пути, а для завершения его реализации потребуется до $8 трлн. По данным Всемирного банка, после того как проект будет завершен, торговый путь Китая охватит более 60 стран с населением более 4,4 млрд. человек. Экономики стран вдоль нового Шелкового пути представляют более 40% мирового ВВП.
Аналитики считают, что Китай продвигает проект отчасти как способ найти применение своему огромному производственному избытку. Китайское производство стали и алюминия вызывают критику со стороны США и ЕС в связи с наводнением рынка в результате избытка производства.
Одно можно сказать наверняка: маловероятно, что Китай в ближайшее время прекратит продвижение своего амбициозного мегапроекта.
Перевод: Елена Остапенко
Читайте оригинальный текст в разделе NewsHUB на 1news.az:
China’s Vice Premier Promotes Silk Road Economic Belt on 4-Country Tour